Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
06.06.2015

Порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов

Лутовинова Наталья Викторовна
старший преподаватель кафедры финансового, банковского и административного права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Россия
Аннотация: проблемам изучения эффективных методов государственного регулирования, формирования государственных заказов, выявлению принципов, закономерностей, форм и методов управления размещением государственных заказов, предназначенных для общественных нужд, посвящено исследование в настоящей статье.
Ключевые слова: государственный (муниципальный) контракт, конкурс, аукцион, государственные нужды, торги
Электронная версия
Скачать (488.5 Kb)

Под государственным и муниципальным договором понимают такой договор или такой контракт, который был заключен с заказчиком от имени РФ, субъекта или же муниципалитета с определенной целью – обеспечение государственных или же обеспечение муниципальных нужд. Заказ считается размещенным с момента заключения муниципального или государственного или договора.

Процедура заключения договоров на поставку для указанной категории нашла отражение в ст. 528 ГК. Проект договора, согласно данному документу, разрабатывает заказчик, после чего направляет его исполнителю (когда иное не было прописано в соглашении) [1].

Заключение договора проводится в соответствии с существующими правилами.

Исполнитель берет на себя обязанность направления подписанного проекта своему заказчику. Делается такое не позднее 30 дней с момента получения.

Когда исполнитель уклоняется от осуществления заключения им договора, заказчику принадлежит право на то, чтобы обратиться в судебный орган со своим требованием по понуждению исполнителя к тому, чтобы заключить данный договор или заключить контракт, который будет содержать условия прописанного проекта.

При исполнении и при заключении контракта изменение условий его не будет допускаться. Это нельзя делать ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон. Есть только одна ситуация, при которой заказчику принадлежит право на то, чтобы изменить в одностороннем порядке объем прописанных в договоре или же в контракте товаров (услуги, работы). Это можно сделать не больше, чем на 5% при выявлении подобного типа потребности или же в случае прекращения приведенной потребности в прописанной части товаров. Заказчик в процессе согласования с исполнителем обладает правом на то, чтобы внести изменения в цену договора, контракта. Вносятся подобного рода изменения пропорционально объемам прописанных дополнительных товаров. Снова же действует правило: не больше 5% от приведенной стоимости. В целях реализации указанного права обязательно в конкурсной документации нужно прописать подобного рода возможность.

Возможности по изменению объемов прописанных договором или же указанных в контракте товаров, когда заказ размещают посредством осуществления аукциона, запроса котировки или когда проводится закупка у одного поставщика, в законодательстве не прописывается. А это значит, что она не допускается.

В контракт данного типа обязательно необходимо включать условие, прописывающее степень ответственности у исполнителя за неисполнение им или же за несоответствующее исполнение взятого на себя обязательства. При просрочке исполнения одна из сторон получает права на то, чтобы требовать осуществления уплаты неустойки, уплаты штрафа или же накопившихся пеней [3].

По нормам недавно вступившего в законную силу Закона под № 44-ФЗ прописывается, чтоб абсолютно каждую закупку, которая имеет место для государства или же для муниципалитета, обязательно планируют. Такая норма обязывает заказчиков к тому, чтобы утверждать не только план-график, план осуществления закупок на сроки действия закона о бюджете. Проведенные требования в силу вступают с 2015 года [4].

Планы закупок составляются в процессе поступательного формирования и поступательного рассмотрения проектов бюджета на всех уровнях. После этого утверждаются с момента доведения до заказчиков объемов его прав, прописанных в денежном выражении на исполнение и на принятие обязательств по нормам законодательства о бюджете. Обязательно в плане прописывается цель проведения закупок, указывается наименование, а равно с тем описание, объемы закупаемого товара, указываются сроки для проведения планируемых закупок, прописываются объемы финансирования, иные сведения.

Подобного типа форма уже была утверждена Правительством. По указанной форме составляются все планы-графики при соблюдении некоторых требований.

Законодательство определяет еще и изменения плана-графика. Когда начальные закупки признаны, будут несостоявшимися, тогда повторные провести разрешается лишь после полноценного внесения изменений в разработанный план-график.

Еще одним требованием становится обоснование заказчиком требования необходимости проведения абсолютно каждой закупки. Проведение обоснование закупок происходит при составлении плана закупок и плана-графика. Оно заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям проведения осуществления и требованиям, которые выдвигаются со стороны законодательства, прописываются в прочих нормативных актах.

В планах-графиках обязательно обосновывают, прописывают начальную максимальную цену для договора, указывают контракты и способ осуществления определения исполнителя.

Когда закупка признается необоснованной при проведении мониторинга, контроля, аудита в области закупок, тогда на органы контроля накладывается обязанность выдачи предписаний об устранении всех нарушений и привлечения к административной ответственности виновных [2].

Приобретаемые для нужд у государства, а равно с тем и у муниципалитетов товары должны полноценно обеспечивать все нужды. Вместе с тем, у них не должно быть никаких лишних свойств. Они не должны быть предметами роскоши.

Осуществление нормирования – процедура, которая прописывает установление полноценных требований по отношению к закупаемым товарам, указывает на определение затрат, которые соответствовали бы нормам, направленным на обеспечение полноценных функций органов государства, органов по управлению внебюджетными государственными фондами, органов в муниципальных образованиях. Подобного рода осуществляется так:

– Правительством утверждаются общие порядки требований по разработке, а равно с тем и по принятию актов о нормировании, о содержании, об общем требовании, которое предъявляется к отдельным видам товара.

– высшими исполнительными органами государственной власти устанавливаются правила для осуществления нормирования, делается это на основе общих требований;

– на основании указанных правил по нормированию государственные, а равно с тем и муниципальные органы, органы по управлению внебюджетными государственными фондами (а вместе с тем и госкорпорация "Росатом") прописывают требования, предъявляемые к отдельным типам товаров, услуг, работ; прописываются и нормативные затраты, которые требуется понести для обеспечения полноценного действия функций приведенных органов.

Появление нового закона в области торгов прописало под собой обязательность создания полноценной единой информационной системы. В данной системе должна отражаться информация по всем этапам муниципальных и государственных закупок. Первый этап – планирование. Единую информационную систему считают своего рода средством, которое требуется для осуществления сбора информации. Иногда система становится средством по контролю за соответствием сведений и информации в разных документах (соответствие информации в плане закупок и в плане-графике и пр.).

Включаются в систему специальные документы, направленные на планирование закупок, прописываются сведения по закупкам и по исполнению договоров, контрактов на поставку. Указывается здесь и важная другая информация, прописывание которой предусмотрено в законодательстве. Список приведенной информации является достаточно разнообразным. В систему вносят все реестры, появляется здесь библиотека по типовым условиям контрактов, а равно с тем и договоров, прописываются результаты мониторинга, проведения аудита, контроля в области закупок. Информацию отправляют на официальный сайт единой информационной системы, она должна быть общедоступной [2].

На официальном сайте под названием zakupki.gov.ru на данный момент размещаются для общего доступа сведения, которые касаются заключения заказов и заключения муниципального или государственного договора, контракта. Информации по ходу исполнения заключенного акта не указывается.

Субъектам Российской Федерации, равно как и муниципальным образованиям принадлежит право на то, чтобы организовать муниципальные или региональные информационные системы. Данные системы интегрируются с информационной единой системой по прописанным правилам.

Большая часть норм, которые касаются информационной системы, вступают в силу с начала 2014 г. Но есть некоторые исключения.

Процедуру, сроки по вводу информационной системы в ее эксплуатацию прописывает Правительство. До момента ввода данной системы в эксплуатацию вся та информация, что должна отражаться в системе, будет размещаться на сайте по государственным закупкам в прописанном на уровне Правительства порядке.

При проведении закупок есть несколько конкретных требований, предъявляемых к описанию самого объекта закупок, к полноценному обоснованию стартовой цены договора, контракта, к обеспечению от субъектов заявок на участие, по проведению оценки заявок. Все приведенные требования распространяют на все методики для определения поставщиков.

Прописание требования становится составной частью возникновения обязанностей у заказчика. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы присутствие в приведенном реестре как участника проведения закупки, так и учредителей, членов в коллегиальном исполнительном органе, лица, который выполняет функции исполнительного единоличного органа.

По нормам вступившего в силу закона требования устанавливают ко всем участникам проведения закупки в обязательном порядке. Нельзя устанавливать их исключительно по требованию, желанию заказчика. Такое положение было прописано в утратившем свою силу Законе под № 94-ФЗ [5].

Новым законодательством прописываются единые требования, которые касаются описания того предмета закупок, что заказчик прописывает в документации по закупке, вне зависимости от способа проведения.

Осуществления прописания предмета носить должно объективный характер. Здесь должны указываться сведения о функциональных, технических, качественных, а равно с тем и эксплуатационных характеристиках. При описании предмета закупок не включается информация относительно:

– товарных знаков,

– знаков обслуживания,

– фирменных наименований,

– прочих способах по идентификации одного строго конкретного товара, одного производителя,

– требования к товару, к информации, к работе, услуге в случае, когда такие требования становятся причиной для ограничение в числе участников закупок.

Исключения могут иметь место в ситуации, когда не существует другого способа для обеспечения более точного и конкретного описания характеристик по предмету закупки. В предыдущем законе прописывалось указание на наличие товарного знака. Его требовали учитывать при осуществлении размещения заказов через осуществление аукциона, а после и запроса котировок. Указание на иные средства индивидуализации невозможно допустить по общим правилам.

В качестве нововведения становится описание предметов закупки, которое по максимуму должно включать в себя стандартные показатели, условные обозначения, требования, а равно с тем и терминологию, которая касается технических особенностей, затрагивает качественные характеристики, если эти характеристики установлены были по нормам технических регламентов, специальных стандартов и прочих требованиям, прописанным в законодательстве о проведении технического регулирования.

В документации по закупке отражаются такие показатели, которые дают возможности определить уровень соответствия закупаемых товаров наличию потребностей у заказчика. Здесь отражаются максимальные, а равно с тем и минимальные значения показателей, указываются такие значения показателей, что не могут быть измененными.

Обоснование максимальной начальной цены для требует тщательного регулирования и исследования. Положения о проведении обоснования работают как в отношении указанных факторов, так и в отношении цены договора, который заключается субъектом с единственным поставщиком.

Заказчикам требуется руководствоваться несколькими методами в целях полноценного обоснования для начальной цены в договоре или же для начальной цены контракта:

– анализа рынка;

– нормативный;

– тарифный;

– проектно-сметный;

– затратный.

Приоритет отдается методу по сопоставлению рыночных цен. Использование указанной методики позволяет заказчику установить начальные максимальные цены, которые будут иметь место в соответствии со сведениями относится рыночных цен на идентичные товары, которые планируются к закупкам. В случае отсутствия товаров такого плана – исходя из однородных [4].

Обеспечение заявок может осуществляться 2-мя приемами:

– перечисление средств на счета заказчика по временному распоряжению;

– банковская гарантия.

Обеспечение заявок, которые имеют место при осуществлении электронного аукциона предоставляться может по большей части за счет перечисления средств.

При наличии других способов определения поставщиков, когда это предусматривается конкурсной документацией, многочисленные участники процедур по торгам предоставляются обеспечения, созданные в форме банковской безотзывной гарантии. Такую гарантию получают от банковской организации, включенной в список банков, которые отвечают прописанным требованиям с целью принятия гарантий для налогообложения. Гарантия обязана соответствовать всем тем требованиям, которые прописаны Правительством. Гарантия, которая предоставляется участником торгов как обеспечение заявки на участие или как обеспечение исполнения договора, обязательно вносится в реестр. Правительство прописало правила по ведению подобного реестра, указаны и правила по опубликованию данного документа в информационной системе.

Когда до момента рассмотрения, до момента проведения оценки заявок на прописанный заказчиком в документах счет не были перечисленными средства (они считаются обеспечением заявки, участника торгов признают в качестве не представившего обеспечение заявки). Он признается таковым даже в ситуации, если подтвердил факт внесения им средств, указав на наличие соответствующих документов.

Средства, которые поступили для обеспечения заявки, будут возвращены участникам закупок в ситуации:

– подписания протокола рассмотрения, проведения оценки со стороны заявок на участие, подписания протокола по рассмотрению вторых частей заявок на осуществление участия, подписания протокола для закрытого аукциона. Обеспечение будет возвращаться всем участникам, за исключением победителя, которому обеспечение возвращают после факта заключения с ним договора или заключения контракта;

– осуществление отклонения заявки от участника;

– проведение отмены определения, отмены исполнителя;

– осуществление отзыва заявки до момента окончания сроков для подачи;

– заявка на участие подается после момента окончания сроков для их подачи;

– отстраняется участник торгов от полноценного участия при определении исполнителя, имеет место отказ со стороны заказчика от заключения им договора или же заключения контракта с победителями определения исполнителя [4].

Банковская гарантия в названных случаях не возвращается, взыскание по ней не производится.

Заказчиком определена обязанность устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных договоров и контрактов на поставку товаров для нужд государства и муниципалитетов. Исключения есть только для определенных видов договоров, которые заключаются по итогам закупок у единственного поставщика. В таком случае заказчику предоставляется полное право на то, чтобы устанавливать обеспечение. Но прямой обязанности это делать нет.

Положения по обеспечению исполнения не будут применяться в ситуации, если участник закупки – государственное/муниципальное учреждение. Его имущество на казенном праве.

Выполнение договора, контракта будет обеспечиваться несколькими методами: внесение средств на счет для заказчика, предоставление гарантии, что осуществляется по выбору со стороны участника. Для банковской гарантии прописывается требование по срокам действия. Срок должен быть более срока действия договора, но не менее чем на 1 месяц.

Были измены те признаки, по которым проводится оценка заявки со стороны участников процедур торга. Обязательным стал только 1 критерий – цена в договоре. При осуществлении конкурса кроме цены заказчик берет на себя обязанность применять как минимум 1 признак оценки. В качестве примера можно привести качество работ, связанные с эксплуатацией расходы, сроки, которые были предусмотренными на предоставление гарантий качества.

После вступления в силу № 44-ФЗ появился новый термин – «определение поставщика, подрядчика, исполнителя» [4].

Есть несколько методов для определения подрядчика, поставщика и исполнителя:

– путем открытого конкурса;

– путем конкурса с ограниченным участием;

– 2-х этапный конкурс;

– аукцион электронный;

– запрос котировок;

– запрос предложений;

– закрытые способы (это закрытый конкурс, равно с ним закрытый конкурс при ограниченном участии, закрытый 2-хэтапный конкурс, есть и закрытый аукцион);

– проведение закупки у одного поставщика [4].

Исполнение договора включает такие элементы:

1) приемка поставленного товара, а равно с тем и отдельных стадий исполнения контракта.

Важной составляющей можно назвать проведение заказчиком специальной экспертизы соответствия, прописанным условиям договора, прописанным условиям контракта по отношению к предоставленным исполнителем результатам. Экспертиза заказчиком можно осуществляться самостоятельно или при привлечении экспертов со стороны, экспертных организаций (делается это на основе прописанных договоров).

Когда закупку совершили у одного поставщика, заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы привлекать специалистов, экспертов, организации экспертного толка к осуществлению экспертизы товара, выполненной работы, оказанной услуги. Исключениями становятся:

2) перечисление средств со стороны заказчика в качестве проведения оплаты полученных товаров, а равно с тем отдельных стадий выполнения контракта;

3) осуществление взаимодействия заказчика и исполнителя при изменениях договора, контракта, при расторжении, при использовании мер ответственности, при совершении прочих действий на случай нарушений условий.

Заказчику принадлежит обязанность размещать отчеты в единой информационной системе по результатам стадий выполнения договора. В данных отчетах указывается на полное выполнение или же на несоответствующее выполнение договоров, контрактов на поставку товара для нужд муниципалитетов и для нужд государства, на осуществление их изменения, расторжения. К отчетам прилагаются заключения по итогам проведения экспертизы [2].

Вне зависимости от информации, содержащейся в конкурсной документации можно будет по соглашению сторон изменять содержание договора, контракта, при:

1) решении Правительства – для долгосрочных и дорогостоящих договоров в целях полноценного обеспечения федеральных нужд, когда выполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным. Срок договоров составлять должен не 3 года, года, цена должна быть равной той сумме, которая была установлена Правительством (или же превышать такую сумму);

2) по решениям со стороны высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации изменяются договоры в целях обеспечения нужд субъекта, которые были заключенными на сроки минимум 3 года и заключены с ценой, которая составляет не меньше суммы, прописанной на уровне Правительства, если исполнение их по обстоятельствам, независящим от сторон, без изменений в условиях будет невозможным.

Решения об изменении должны закрепляться в законе субъектов РФ, цена на контракт должна быть на уровне 1 млрд. руб. и более;

3) по решению со стороны местной администрации изменяются договоры, которые были заключенными менее чем на 1 год, а их цена составляет менее той суммы, которая была прописана Правительством, если исполнение по обстоятельствам, независящим от сторон без изменений в условиях будет невозможным;

4) в случае изменений в регулируемых государством тарифах. Положение будет распространяться на изменение категории регулируемых цен, которые содержатся на товары и на услуги от организаций коммунального комплекса, от субъектов естественной монополий, цен, тарифов, которые существуют в сфере газоснабжения;

5) в случае уменьшения учреждению казенного типа ранее доведенного объема бюджетных обязательств, который в результате приводит к полной невозможности выполнения договоров. Заказчик берет на себя обязанность к тому, чтобы обеспечивать полноценное согласование условий договора (среди них условия по цене, по срокам исполнения, по количеству товара, по объему работ или объему услуг).

Осуществление одностороннего отказа может быть по таким основаниям, которые прописаны в гражданском законодательстве. Любой из сторон принадлежит право на то, чтобы дать отказ от исполнения договора в том случае, если заказчик пропишет в договоре подобное условие. Добавление условий по возможности осуществления одностороннего отказа от исполнения договора в договор означает появление у исполнителя прав на отказ.

До момента принятия решений об одностороннем отказе в исполнении договора заказчику принадлежит право на то, чтобы привлекать экспертные организации. Когда они привлекаются, заказчик имеет право отказа от исполнения в случае, когда экспертами подтвердятся нарушения в условиях договора, которые стали причиной одностороннего отказа.

Единым требованием к направлению уведомлений о такого рода решении становится то, что средства связи, средства доставки обязательно обеспечивают фиксирование уведомления, а равно с тем и фиксирование получения со стороны заказчика подтверждения вручения. В противном случае сторонам проблематично будет отстоять правовую позицию. Указанные правила во многом обусловлены вопросом решения об отказе при исполнении договора: оно вступает в свою силу (а равно с тем и договор считают расторгнутым в срок 10 дней с момента уведомления исполнителей).

Заказчик берет на себя обязанность отмены приведенного решения в той ситуации, когда в течение прописанного срока были полностью устранены нарушения в условиях договора, которые стали причиной принятия такого решения.

При расторжении договора по причине наличия одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения договора, у заказчика есть право на то, чтобы провести закупку объектов, выполнение которых стало предметом для расторгнутого договора, через проведение запросов предложений.

Условиями отказа исполнителя от выполнения обязательств по договору становятся идентичные как инициативе со стороны инициативе заказчика.

После решения по отказу от выполнения обязательств исполнитель берет обязанность направления соответствующего уведомление для заказчика. Через 10 дней с момента надлежащего уведомления подобного рода решение вступает в силу. Заказчик обладает правом на то, чтобы в прописанный срок полностью устранить те нарушения, которые стали основанием осуществления одностороннего отказа от выполнения обязательств. Исполнитель берет на себя обязанность по тому, чтобы отменить решение. Так же заказчик может неоднократно делать (отличие от исполнителя).

Если имеет место расторжение по одностороннему отказу одной стороной, другая получает права требования возмещения лишь фактически понесенного ущерба, который был обусловлен такими обстоятельствами, что стали основанием принятия решения о таком одностороннем отказе.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015) // СЗ РФ. 1994. Ст. 3301.
  2. О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обзор предполагаемых изменений системы государственных закупок. КонсультантПлюс: Правовые новости. Специальный выпуск. 2013.
  3. Плотникова И.В. От системы государственных закупок к федеральной контрактной системе: рыночные и административные механизмы. Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013.
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.
  5. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.