Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
07.06.2015

Формирование нравственно-ценностных ориентаций у студентов современного вуза средствами иностранного языка

Гуриева Светлана Борисовна
старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета «Налоги и налогообложение» Горский государственный аграрный университет, Владикавказ, Россия
Лагкуева Арина Борисовна
ассистент кафедры иностранных языков факультета «Налоги и налогообложение» Горский государственный аграрный университет, Владикавказ, Россия
Аннотация: Проблема формирования духовно-нравственных ценностей и приоритетов студентов современного вуза не является изолированным от учебно-познавательной деятельности процессом. Она выступает важнейшим структурным компонентом образовательного процесса и дает возможность обеспечить достижение такого уровня нравственного развития личности студента, который позволяет быстро устанавливать контакты с окружающими и находить общий язык, избегать конфликтов и находить компромиссные решения.
Ключевые слова: современный вуз, нравственное воспитание, педагогическая высшей школы, нравственные ценности, образовательный процесс
Электронная версия
Скачать (472 Kb)

Одной из наиболее сложных и динамичных процессов в психолого-педагогической теории и практике является проблема нравственного воспитания студентов во всем многообразии ее аспектов, так как социально-культурные и экономические преобразования, произошедшие в стране за последние десятилетия, привели к переоценке нравственно-ценностных приоритетов, ослаблению моральных устоев в поликультурной образовательной среде. О возрастающем интересе к нравственному воспитанию подрастающего поколения, процессу формирования у них ценностных приоритетов как основы возрождения духовных, моральных, социокультурных, эстетических начал свидетельствует анализ педагогической (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Н.Д. Никандров, К.Д. Ушинский, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.); философской (С.Ф. Анисимов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, О.Г. Дробницкий, В.С. Соловьев, В.П. Тугаринов, К. Ясперс и др.), психологической (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес и др.), социологической (Т.А. Алексина, Х.В. Дзуцев, В.А. Ядов и др.) литературы. В связи с изменениями в содержании и внутренней структуре высшего образования в нем проявляются общие тенденции, оказывающие существенное влияние на ход и результат воспитательной деятельности вуза, формирующие у студентов отношение к людям, окружающему миру, самому себе, своему профессиональному становлению, будущей профессиональной деятельности и т.д.

Рассматривая нравственное воспитание в современном образовательном пространстве как процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность студентов в целях подготовки к эффективной производственной, культурной и общественной деятельности, педагогическая наука не всегда отслеживает тот момент, что профессиональная деятельность может быть независима от этической, нравственной или духовной сферы личности. Опасность «высвобождения» деятельности профессионала от общечеловеческих гуманистических детерминант и девальвации нравственности (Т.А. Алексина), то есть оперирование формальными идеалами и ценностями наблюдается в случае акцентирования внимания на узкопрофессиональной подготовке обучающихся [1].

Выход из создавшегося положения учеными видится в повышении роли гуманитаризации и гуманизации высшего образования (Н.Я. Большунова, З.И. Коннова, В.П. Рубаева и др.) [6; 10; 11], в вооружении специалиста методами и средствами, позволяющими обращаться к высшим ценностям-приоритетам и ориентироваться на них в профессиональной деятельности (З.А. Демченко, Т.С. Буторина) [8]. Для этого необходимо построить, на наш взгляд, такую систему подготовки будущих работников, которая бы любое профессиональное образование вписывала в контекст межнационального, международного культурно-образовательного пространства, позволяла бы проблемы профессиональной деятельности понимать как часть культуры, как часть общества.

Совершенствуя процесс воспитания нравственно-ценностных приоритетов студентов в современной образовательной среде необходимо помнить об одновременном воздействии разного уровня факторов: глобальных (проблемы мира и войны, экологические, климатические, научно-технический прогресс и др.); социальных (экономические, политические, культурные); региональных (особенности конкретной местности); микросредовые (семья, двор, улица, ближайшее социально-бытовое окружение, друзья, одноклассники и т. д.); экологических (природные явления, катаклизмы т.д.); условия конкретного вуза, факультета и группы; особенности педагогического коллектива (их мастерство, личностные качества); внутреннее состояние самого студента и др., характер и механизмы взаимодействия перечисленных факторов, влияющих на развитие студента, неоднозначны.

Усиление социальной дифференциации населения уже в студенческой поликультурной среде требует от подрастающего поколения умения любым способом повышать свой социальный статус, сохранять свое социальное место и тем самым порождая антигуманные отношения к человечеству, к жизни. Одновременно с этим нарастает межнациональная и межэтническая напряженность, порождающая конфликты разного характера; формируются противоречия между потребностью общества в людях с нравственно-ценностными качествами и нарастанием индивидуально-потребительских целей и интересов. Для преподавателей вуза и студентов, пишет М.И. Бекоева, чрезвычайно важны два ведущих направления обозначенного фундаментального явления: с одной стороны, наблюдается стандартизация (западная унификация, европеизация) поведения и жизнедеятельности всего населения мира, что, несомненно, приводит к искажению совокупности духовно-нравственных приоритетов и ценностей подрастающего поколения, и, в первую очередь, студентов, как агентов поликультурной среды. С другой стороны, в обществе актуализируются представления об общечеловеческих нравственных ценностях, связанных с глобальными вопросами выживания и общей ответственностью всего человечества за сохранение жизни на Земле [5].

При рассмотрении логики изучения проблемы нравственного воспитания в историческом разрезе, прослеживается многообразие подходов и позиций (А.С. Арсеньев, Н.М. Борытко, М.Я. Виленский, И.А. Колесникова), что дает огромный информационный материал и способствует, на наш взгляд, более продуктивному решению актуальных проблем формирования духовно-нравственных ценностей и приоритетов у студентов современного вуза [2; 7; 9]. Приобщение студентов к духовно-нравственным, эстетическим ценностям, осуществляемое в процессе преподавания базовых дисциплин на основе аксиологического, лингвострановедческого, профессионально-ориентированного, синергетического и социокультурного подходов, есть условие их эффективной самореализации и самосовершенствования в поликультурной образовательной среде, поскольку ценности и приоритеты выступают аксиологической формой проявления культуры. Воспитательный потенциал перечисленных подходов значительно повышается при условии их содержательной ценности.

В результате проведения экспериментального исследования и реализации специально разработанной модели организации процесса обучения студентов иностранному языку, в рамках которой формировались нравственные ценности, совершенствовалась нравственно-ценностная сфера сознания обучающихся, каждый из структурных блоков наполнялся конкретными содержательными компонентами. Следуя классической концепции известных ученых (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин), в качестве ведущих компонентов содержания высшего образования мы определили ценностные отношения, знания, умения, навыки, опыт деятельности и профессиональные компетенции, которыми студент должен овладеть на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. В нравственно-ценностной системе воспитания они приобретают более содержательное смысловое наполнение, чем в процессе обучения.

Таким образом, в учебно-воспитательное пространство, необходимое для формирования нравственно-ценностных приоритетов обучающихся, входят: знания об общественных закономерностях, норм и правил поведения, касающихся социально востребованных личностных проявлений и характеристик, нравственно-поведенческих и эмоциональных реакций, ценностных связей и отношений; знание о стереотипах поведения и культурных нормах на уровне национальных обычаев и традиций страны изучаемого языка. К ним присоединяется богатый опыт деятельности, выражающий нравственно-ценностное отношение студентов к действительности, а также круг знаний и умений, обеспечивающих олицетворение этих знаний в их практической деятельности. Это – рефлексивный, поведенческий, деятельностный, социокультурный, эмоциональный опыт, опыт волевых поступков, усилий, продуктивной учебно-воспитательной деятельности и т.д.

Логика и структура процесса дальнейшей практической реализации модели формирования нравственных ценностей и приоритетов у студентов определялась характером вопросов, которые мы намерены были разрешить в процессе опытно-экспериментальной работы, а именно:

- констатация исходного уровня сформированности нравственно-ценностных ориентаций и приоритетов у студентов;

- утверждение плана дальнейшей методологической и методической деятельности на основе полученной диагностической информации;

- разработка модели формирования нравственно-ценностных приоритетов и ориентаций у студентов средствами иностранного языка;

- внедрение в образовательное пространство студентов ценностно-смысловых доминант, соответствующих целям, задачам и ожидаемым результатам исследования;

- включение преподавателей и студентов в специально организованную педагогическую деятельность по воспитанию нравственно-ценностных ориентаций в процессе обучения иностранному языку;

- структурирование системы отношений: преподаватель - обучающийся, преподаватель - преподаватель, обучающийся - обучающийся.

Учитывая тот факт, что образование выступает не только транслятором культуры и ее ценностей, но и служит ориентиром для студентов в мире морали, культуры, ценностей и прогрессивных идей, важным становится приобщение обучающихся к нравственно-ценностным приоритетам, отражающих перспективу личностного развития, эскиз будущего. Подготовка и проведение любого воспитательного мероприятия, сконцентрированного на формирование и развитие нравственно-ценностных приоритетов у обучающихся требует позитивно мотивированной включенности в данный процесс каждого респондента. Четкое распределение функций, обязанностей и меры ответственности совмещается с высокой степенью творческой свободы студентов и преподавателей.

Нравственно-ценностные ориентации студентов в условиях современного вуза понимаются как установки и отношения к комплексу моральных, этических норм и нравственных идеалов, принятые и осознанные обучающимися и выступающие регуляторами их поступков в профессиональной и социальной сфере. Основу нравственно-ценностных приоритетов личности составляют его нормы поведения, моральные принципы, идеалы, нравственное просвещение, нравственные позиции, поступки по отношению к близким, а также незнакомым людям, нравственно-мотивационная сфера сознания личности и другие общечеловеческие качества. Процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов студентов, как отмечает В.П. Рубаева, необходимо рассматривать в контексте инновационной деятельности высшего профессионального образования, когда одной из ведущих тенденций высшего образования сегодня становится переход к гуманистической парадигме [11].

Разработанная в процессе экспериментального исследования модель формирования нравственно-ценностных ориентаций у студентов средствами иностранного языка доказывает необходимость в самостоятельном выборе обучающимися нравственно-ценностных ориентаций и определении личностных смысловых приоритетов. Основные принципы реализации модели: гуманность, добровольность, вариативность, открытость, образованность, толерантность и др. Ведущими компонентами разработанной модели выступают: целевой (основные цели, воспитательные функции, задачи, принципы воспитания нравственно-ценностных ориентаций у студентов средствами иностранного языка); содержательный (психолого-педагогические условия, методология, технологии и направления деятельности преподавателя и студентов), операционально-деятельностный (структура, содержание, методология, методы и технологии реализации воспитательной деятельности), аналитико-результативный (показатели, уровни и критерии сформированности нравственно-ценностных ориентаций).

Таким образом, изучение и совершенствование вопроса формирования нравственно-ценностных ориентаций у студентов неязыковых факультетов средствами иностранного языка базируется на представление о том, что эта проблема не является обособленным процессом, а органично входит в единое социально-психологическое, нравственное развитие личности обучающегося. На каждом этапе процесса формирования нравственно-ценностных приоритетов особого внимания заслуживают те механизмы и процедуры, которые позволяют разрешать жизненно важные проблемы личностно-ориентированного развития студентов, дают возможность организовать такую целостную систему целенаправленного воздействия, которая обеспечивает достижение высокой степени нравственного развития личности и выступает ведущим направлением в кризисный период социального развития общества.

Список литературы:

  1. Алексина Т.А. Прикладная этика. М.: РУДН, 2004. 210 с.
  2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001. 592 с.
  3. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000. 185 с.
  4. Бекоева М.И. Интеграция европейских образовательных систем как основа развития международного образовательного пространства //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №5. С. 191-196.
  5. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 22-25.
  6. Большунова Н.Я. Коннова З.И. Социокультурное развитие студентов педагогического вуза //Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза: сб. ст. /ред. З.И. Лаврентьева. Новосибирск, 2002. С. 3-6.
  7. Виленский М.Я. Ценностное сознание в структуре профессионально-личностного развития студентов //Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современные проблемы социализации, воспитания и развития личности: сб. науч. трудов. М.: «Наука», 2003. 364 с.
  8. Демченко З.А., Буторина Т.С. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя. – Архангельск: АГТУ, 2005. 107 с.
  9. Колесникова И.А., Борытко Н.М. Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для студентов вуза. М.: Академия, 2006. С. 37-38.
  10. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом обучении в современном вузе. Автореферат дис. … док. пед. .наук. Калуга, 2003. 36 с.
  11. Рубаева В.П. Формирование нравственно-ценностных приоритетов у студентов неязыковых факультетов современного вуза средствами английского языка: дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 160 с.