Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
12.06.2015

Внедрение системы энергетического менеджмента как основа повышения энергетической эффективности: зарубежный опыт и возможности применения в России

Бебешев Антон Германович
магистрант Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье проанализирован международный опыт внедрения системы энергетического менеджмента как ключевого фактора повышения энергоэффективности и возможности его применения на объектах промышленной энергетики России. Описаны основные причины для внедрения системы энергетического менеджмента в России, а также необходимые условия для внедрения этой системы и к каким положительным результатам это должно привести.
Ключевые слова: энергоэффективность, энергоменеджмент, ИСО 50001, система энергетического менеджмента, экономия энергетических ресурсов
Электронная версия
Скачать (550.7 Kb)

Устойчивое развитие любого производственного предприятия прямо связано с конкурентоспособностью его продукции. Одним из важнейших факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции, является ее энергоемкость или доля энергетической составляющей в себестоимости этой продукции. Например, страны Евросоюза ставят перед собой задачу к 2020 году снизить в среднем объем энергопотребления на единицу продукции на 20%! В настоящее время энергетическая эффективность продукции многих наших предприятий уже отстает в 2-3 раза от аналогичной европейской или североамериканской.

Под энергетической эффективностью (далее - энергоэффективность) для целей настоящей работы автором понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, экономическому субъекту.

Повышение энергоэффективности является скрытым резервом для динамичного роста экономики за счет перераспределения высвобождающихся финансовых ресурсов, создания новых высокотехнологичных производств. Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности имеют чрезвычайную актуальность как в условиях экономического роста (ввиду постоянного роста тарифов на энергоресурсы), так и экономического спада (вследствие необходимости сокращения эксплуатационных издержек).

Создание более совершенной нормативно-правовой базы энергосбережения является одним из главных механизмов повышения энергоэффективности. Существующая нормативно-правовая база в области энергоэффективности и энергосбережения на федеральном и региональном уровне несовершенна. Зачастую она не способствует устранению таких барьеров, как недостаток информации, ограниченный доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, и не мотивирует предприятия реализовывать существующий потенциал энергосбережения. Единственным значимым стимулом к энергосбережению являются относительно высокие тарифы на энергоресурсы.

В настоящее время в России имеется несколько десятков государственных стандартов на промышленное оборудование, машины, приборы, которые можно отнести к стандартам энергетической эффективности. Разработан ряд нормативных и методических документов по энергетическим обследованиям и энергетической паспортизации, в которых нашли отражение показатели энергетической эффективности. В государственной и отраслевой статистике имеется более десятка форм, в которых отражены показатели энергопотребления и эффективности энергоиспользования на предприятиях, в отраслях и регионах. Введен в действие новый Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., регламентирующий меры, препятствующие неэффективному расходованию энергии в различных отраслях народного хозяйства. Утвержден план мероприятий, направленных на реализацию данного закона.

Несмотря на такое обилие существующих и разрабатываемых нормативных документов эффективность их применения на практике до сих пор очень низка. Это связано, с одной стороны, с отсутствием реально действующих организационных структур, координирующих работу объектов и субъектов правового регулирования в области энергосбережения, и осуществляющих непосредственный надзор (контроль) за выполнением принятых документов. С другой стороны имеется ряд объективных причин.

Реформа технического регулирования, осуществляемая в России вот уже 7 лет, начиная с момента ввода в действие Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, к сожалению, не достигла запланированных результатов. Для соблюдения соглашения по устранению технических барьеров в торговле, принятого в рамках ВТО, в РФ должны быть разработаны соответствующие технические регламенты и национальные стандарты. Отсутствие на сегодняшний день необходимого количества технических регламентов, которые должны заменить действие устаревших и не отвечающих современным требованиям стандартов и других технических документов, тормозит процесс инновационного развития российской промышленности и интеграции России в мировую экономику.

Технические регламенты и национальные стандарты должны стать важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности отечественной экономики и ее инвестиционной привлекательности. Гармонизация национальных стандартов с международными, их внедрение в производство – прямой путь для выхода российских товаропроизводителей на мировые рынки. В условиях отсутствия технических регламентов в качестве основы для их разработки могут полностью или частично использоваться международные и национальные стандарты.

С 2008 г. международная организация по стандартизации (ISO), объединяющая 160 стран, начала разработку нового международного стандарта (МС) ISO 50001 (Системы Энергоменеджмента – Требования с руководством по эксплуатации). С этой целью был создан новый технический комитет ISO/ТC 242, который намерен подготовить стандарт ISO 50001 к публикации в 2011 г.

Прообразом МС ISO 50001 стали американский стандарт ANSI/MSE 2000:2008, корейский стандарт KS A 4000:2007 и стандарты ряда европейских стран в области энергоменеджмента. В Европе с февраля 2008 г. разрабатывался проект европейского стандарта EN 16001, имеющего аналогичное название. В конце января 2010 г. работа по его подготовке была завершена и стандарт опубликован.

К сожалению, Россия при создании комитета ТК 242 не вошла в его состав ни в качестве страны-участницы (33), ни в качестве страны наблюдателя (их всего 6, включая, Казахстан). Однако, в соответствии с решением Бюро Правления РСПП от 28.11.2008 г. при Комитете по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с участием Комитета по энергетической политике РСПП была сформирована Рабочая группа (РГ) по подготовке международного стандарта ISO 50001.

Участие российских представителей в работе органов ISO дает возможность влияния на стратегию международной стандартизации, продвижения национальных интересов в МС, обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг, внедрения инноваций, получения новых знаний, укрепления авторитета России в международной стандартизации.

Рабочая группа принимает активное участие в обсуждении и голосовании по предлагаемым рабочим документам TК 242, разрабатывает и направляет свои предложения в международный комитет для их рассмотрения и возможного включения в окончательный вариант проекта стандарта.

Одним из требований при разработке стандарта ISO 50001 являлось его совместимость с действующими стандартами других систем менеджмента, в частности: ISO 9001 и ISO 14001. Поэтому разработанный проект имел такую же структурную основу и элементную базу и мог быть интегрирован в другие системы менеджмента. Стандарт применим для всех типов организаций независимо от их размера и отраслевой принадлежности. ISO 50001 может быть использован для сертификации подобно стандартам других систем менеджмента.

Цель разработанного стандарта ISO 50001 заключается в предоставлении предприятиям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации процесса потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом для обеспечения непрерывного улучшения энергоэффективности.

Стандарт устанавливает требования к системе энергоменеджмента (EnMS) по разработке и реализации энергетической политики, постановке целей, задач и плана действий, в которых учитываются правовые требования и информация, относящаяся к значительному использованию энергии.

Система энергоменеджмента направлена на:

– энергообеспечение;

– измерения, документальное обоснование и отчетность по использованию энергии;

– закупочную деятельность;

– разработку методов оценки эффективности использования энергии оборудованием, системами и процессами.

Этот международный стандарт, основываясь на принципе План – Выполнение – Проверка – Действие (PDCA), позволяет постоянно совершенствовать и внедрять основы энергетического менеджмента в повседневную практику организации.

Внедрение этого стандарта будет способствовать повышению надежности энергообеспечения и энергобезопасности, расширению конкурентоспособности, а также приведёт к сокращению финансовых затрат, выбросов парниковых газов и других воздействий на окружающую среду путем систематического управления энергопотреблением. Успешная реализация стандарта зависит от вовлеченности в этот процесс всех уровней и функций управления организации, и особенно от высшего руководства.

Достижение реального улучшения энергетической и экологической эффективности предприятий и организаций должно основываться не только на технических решениях, но и на более совершенном управлении. Исторически российские предприятия обращают больше внимание на удовлетворение потребностей производственного процесса в энергии и не придают особого значения эффективности ее передачи и использования. В связи с этим в структуре любого предприятия руководство производственной эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом энергетического оборудования осуществляет либо главный энергетик, либо энергослужба через отдел главного энергетика (ОГЭ).

Вне зависимости от формы собственности и подчиненности предприятия ОГЭ обеспечивает и несет ответственность, прежде всего, за бесперебойное энергоснабжение всех подразделений предприятия и за соблюдение заданных параметров всех видов энергии и энергоносителей на входах потребителей. Несмотря на то, что в перечень обязанностей ОГЭ входит разработка и контроль оптимальных режимов работы производственно-технического оборудования при минимальных расходах всех видов ТЭР с минимальными эксплуатационными затратами – т.е. некоторые функции энергоменеджмента, на практике это, как правило, не выполняются.

Признание важности энергии как одного из видов ресурсов, который требует такого же менеджмента как любой другой дорогостоящий ресурс, а не как накладных расходов предприятия, является первым шагом к улучшению энергетической и экологической эффективности и снижению затрат предприятия. Энергетический и экологический менеджмент являются финансовыми инструментами, которые могут обеспечить предприятиям экономию средств за счет проведения грамотной энергетической политики по использованию энергоресурсов и утилизации отходов производства. Необходимым условием успешной реализации энергетической политики на уровне предприятия является присвоение проектам повышения энергетической эффективности равного статуса с проектами модернизации производственной технологии.

Для эффективного управления потреблением энергетических ресурсов и контроля экологических показателей деятельности предприятия необходима система энергетического менеджмента. Для внедрения и успешного применения такой системы требуется проведение подготовительной работы, в том числе подготовка кадров. Немаловажным фактором в процессе создания системы энергоменеджмента является организация стимулирования повышения энергоэффективности и энергосбережения.

Наиболее важным этапом в организации системы энергоменеджмента является формирование энергетической политики предприятия. Энергетическая политика – это не разовый директивный документ, а система мониторинга энергетической ситуации, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это – формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование ТЭР.

Процесс создания системы энергоменеджмента на российских предприятиях, несмотря на его актуальность, к сожалению, до сих пор не получил должного развития. Несомненно, участие российских представителей в процессе разработки международного стандарта придаст дополнительный импульс в организации системы энергоменеджмента на отечественных предприятиях. Российские компании не меньше, чем зарубежные, заинтересованы во внедрении энергоменеджмента и повышении, тем самым своей энергоэффективности. В этом плане стандарт ISO 50001 может оказать им реальную поддержку и помощь. Существует два варианта его применения в России: прямое применение (без ГОСТ Р) и косвенное применение (через ГОСТ Р).

Анализ Руководства по измерениям и верификации Государственной (федеральной) Программы Энергетического менеджмента США (Federal Energy Management Program (FEMP) M&V Guideline) и возможностей его применения в России.

Далее проанализируем опыт США по вопросам измерения и верификации достигнутой экономии энергетических ресурсов.

История вопроса. Использование государственных энергосервисных перфоманс-контрактов (далее – ESPC) было разрешено в 1986 году поправкой к Закону о национальной политике сохранения энергии США от 1978 года (далее – NECPA), который предоставил федеральным агентствам (ведомствам, учреждениям) право заключать контракты с частными энергосервисными компаниями (ЭСКО). Законом об энергетической политике США от 1992 года (далее – EPACT) внесены поправки в NECPA, разрешающие федеральным агентствам (ведомствам, учреждениям) заключать контракты с «гарантированной экономией». EPACT также поручил Департаменту энергетики США (далее – DOE) разработать правила для ESPC посредством официального процесса нормотворчества. Окончательное правило ESPC было опубликовано 10 апреля 1995 года. Рональд Рейган в Законе о национальной обороне авторизации для FY 2005 пересмотрел определения экономии энергии в государственном ESPC.

Некоторые аспекты законодательства связаны с измерением и проверкой экономии. Эти элементы включают в себя требования для измерения и проверки экономии энергетических ресурсов, ежегодный энергетический аудит и факторы, которые могут быть использованы при корректировке экономии.

Текущая государственная энергетическая цель определена в Executive Order 13423, выпущенном в январе 2007 года, которое решительно поддерживает использование альтернативных методов финансирования, включая ESPC.

Финансовая структура ESPC. В рамках ESPC энергосервисная компания организует и обеспечивает осуществление энергетического обследования, инжиниринга, проектирования, управления строительством, кадрами, оборудование и иногда обслуживание для сокращения использования энергии и водных ресурсов и расходов на их оплату, а также связанные с этим расходы, такие, как эксплуатация и техническое обслуживание энергетических систем (далее – O&M). В государственном ESPC от ЭСКО требуется обеспечить определенный уровень экономии расходов, которого будет достаточно для оплаты в течение срока действия контракта. Экономия энергетических ресурсов должна превышать платежи за каждый год контракта. В государственном ESPC требуется подрядчик для проведения измерений и верификации (M&V) деятельности ЭСКО, который должен представить документацию, с тем, чтобы продемонстрировать, что гарантируемая экономия энергетических ресурсов была достигнута.

В соответствии с ESPC деньги учреждения перераспределяются и производится оплата за коммунальные услуги. Затраты на энергетические ресурсы сокращаются, и часть сэкономленных средств выплачиваются ЭСКО для мероприятий, которые генерируют экономию энергетических ресурсов. Экономия энергетических ресурсов реализуется через проект в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который обеспечивает поток доходов для финансирования проекта. По окончанию срока действия контракта любая дополнительная экономия энергетических ресурсов средств будет выгодна для учреждения.

ESPC может использоваться для финансирования проектов в области развития использования возобновляемых источников энергии, сохранения водных ресурсов, мероприятий по сохранению энергетических ресурсов и развитию энергоэффективных систем, и других мероприятий. Таким образом, термин «энергетический ресурс» используется как общий термин, который включает в себя другие понятия, помимо традиционных источников тепла и электрической энергии. Договор можно применять как для нового строительства, так и модернизации. Во многих случаях старое, неэффективное оборудование заменяется новой техникой и системой управления.

Руководство по измерениям и верификации Государственной (федеральной) Программы Энергетического менеджмента США (далее – Руководство по измерениям и верификации США) содержит руководящие принципы и методы для измерения и верификации экономии энергетических ресурсов и воды, связанными ESPC. ESPC является формой заключения контрактов, в которой подрядчик обеспечивает (организует) финансирование и осуществление энергосберегающих мероприятий, а его вложения погашаются в течение срока действия контракта из экономии расходов на оплату энергетических ресурсов.

Руководство по измерениям и верификации США содержит процедуры и руководящие принципы для количественной оценки экономии, полученной в результате сохранения водных ресурсов, улучшения функционирования и технического обслуживания оборудования и систем, использования возобновляемых источников энергии и когенерационных установок, повышения энергетической эффективности оборудования и других проектов, реализуемых через ESPC. Этот документ предназначен для руководителей отраслевых органов исполнительной власти, государственных заказчиков и подрядчиков, реализующих контракты в государственных учреждениях.

Поскольку метод М&V определяет и документирует экономию энергетических ресурсов, он является одним из наиболее важных видов деятельности, связанных с осуществлением контрактов и является ключевым вопросом в ходе переговоров по контрактам.

Руководство по измерениям и верификации США имеет две основные цели:

- Он служит в качестве справочного документа для указания М&V методов и процедур заказов на поставку, запросов предложений («котировок, конкурсов») и исполнения контрактов.

- Это ресурс для тех, кто разрабатывает М&V Планы конкретных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для государственного ESPC проекта.

Структура руководства по измерениям и верификации США.

Первые три главы представляют общий обзор процесса М&V и вопросов, связанных с распределением ответственности, обеспечивая контекст конкретных М&V-требований, которые необходимы в рамках государственного ESPC.

Глава 4 представляет информацию о четырех общих М&V методах, которые следует использовать.

Глава 5 предлагает рекомендации по выбору М&V подхода для конкретных проектов и их детали.

Глава 6 М&V документы, связанные с рассмотрением, которые требуются в рамках проекта федерального ESPC (Super ESPC).

Главы 7, 8 и 9 рассматривают важные вопросы, которые должны быть рассмотрены и указаны в контракте, в том числе План М&V, требования и обязанности O&M.

Глава 10 охватывает вопросы ключевых надзорных требований (функций), которые находятся в ведении государства (руководства, управления).

Глава 11 включает в себя руководство по определению экономия от наиболее распространенных технологий, включенных в государственный ESPC.

Приложения к настоящему документу являются довольно большой частью и представлены в качестве отдельного документа. Элементы включают определение терминов, руководство по статистической выборке, а также инструкции форматов и контрольные перечни для рассмотрения М&V подборки. Несколько элементов, разработанных государством (правительством), отраслевыми рабочими группами также предоставляются, включая стандартные шаблоны Плана М&V, как для переоборудования освещения, так и для замены охладителей, указания по проверке экономии от O&M мероприятий, Плана М&V и отчетности.

Последнее приложение включает в себя руководство по включению в перфоманс-контракты услуг ввода в эксплуатацию (вновь вводимые в эксплуатацию объекты). Дополнительные материалы, разработанные для Super ESPC программы, в том числе Планы М&V и отчеты по типовым проектам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В настоящее время доступна версия 3.0 (2008 год) основного положения. Версия 2.2 была опубликована в 2000 году, версия 2.0 в 1996 году.

При разработке последней версии были внесены изменения в подразделы:

- Обновлены терминология и процесс согласования с Super ESPC версии 2008.

- Обновлены определения экономии и корректировок в соответствии протоколом IPMVP 2007.

- Пересмотрен вариант стратегии в соответствии с протоколом IPMVP 2007 года.

- Удалено несколько специфических подходов и добавлены обсуждения по ключевым вопросам, связанным с наиболее распространенными мероприятиями по экономии энергетических ресурсов.

- Добавлена важная информация по планированию эксплуатации и технического обслуживания энергетических систем в ESPC.

- Предоставлены сведения и пример по верификации экономии энергетических ресурсов, связанной с техническим обслуживанием.

- Добавлены подробные форматы для Планов М&V и отчетов.

- Добавлен пример Плана М&V и отчета для типового проекта Super ESPC.

- Включен стандартный План М&V по проекту замены освещения.

Напомним, что так, как протокол IPMVP разрабатывался Коалицией международных организаций под руководством Департамента энергетики США (начиная с 1994-1995 годов), то именно протокол IPMVP стал первым национальным стандартом измерения и контроля в Соединенных Штатах.

В дальнейшем уже было разработано Руководство по измерениям и верификации США, которое было полностью основано на протоколе IPMVP. Поэтому методы измерения и верификации достигнутой экономии энергетических ресурсов Руководства по измерениям и верификации США совпадают с предложенными методами протокола IPMVP, и раскрывать их не представляется необходимым.

Руководство по измерению и верификации США содержит более конкретные материалы в отношении методов, предложенных протоколом IPMVP. Данное руководство, как отмечалось выше, имеет основной целью – содействие развитию государственных энергосервисных перфоманс-контрактов (ESPC), поэтому по большей части ориентирована на государственный сектор. Так же, данное руководство предлагает широкий набор техник и руководств применения методов измерения и верификации для таких общепринятых мероприятий как:

1. Энергоэффективное освещение

2. Управление освещением

3. Двигатели постоянной скорости

4. Двигатели переменной скорости

5. Чиллеры

6. Вода

7. Геотермальные тепловые насосы

8. Возобновляемых технологий

9. Новое строительство

Что касается применения Руководства по измерению и верификации США в России, который был создан для государственных энергосервисных перфоманс-контрактов, то в чистом виде его применение невозможно, как данное руководство адаптировано к законодательству США, которое, очевидно, не совпадает с положениями российского законодательства. Более того, принципы организации всей энергетической отрасли не совпадают с российскими.

В этой связи применение Руководства по измерению и верификации США в России представляется затруднительным, хоть и не исключает его использования при разработке отечественного национального стандарта в области измерения и верификации экономии энергетических ресурсов.

Выводы. Энергоменеджмент в организации – это, безусловно, инновационное решение, которое связано с модернизацией существующих методов управления, а также психологии управления энергопотреблением и энергозатратами. Впрочем, это лишь один из инструментов энергосбережения. Но даже применение только этого инструмента может принести целый ряд выгод организационного, финансового и репутационного характера, а в итоге способствовать конкурентоспособности организации. В современном мире энергоэффективность любой организации рассматривается как часть ее социальной ответственности перед обществом. Такой подход, в частности, демонстрирует другой новый глобальный стандарт ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". Из него следует, что организация, которая стремится быть социально ответственной, должна реализовывать программы энергоэффективности, чтобы уменьшать энергопотребление зданий, производственных процессов, приборов и электронного оборудования, процессов транспортировки и предоставления услуг. Для этого необходимо идентифицировать источники энергии, воды и других используемых ресурсов, выполнять измерения, записи и вести отчетность в части, касающейся их существенного использования. Заниматься вопросами энергосбережения и повышения энергоэффективности России сегодня "подстегивает" федеральное законодательство. Энергоменеджмент – это выбор зрелых в управленческом плане компаний, требующий подготовленного и квалифицированного персонала, а также пристального внимания со стороны высшего руководства. Ослабление внимания после формальной сертификации системы энергоменеджмента грозит тем, что внедрение требований стандарта ISO 50001, а также достижение поставленных в энергетической политике целей так и останется "на бумаге". Заниматься работой в этом направлении необходимо на постоянной основе.

Список литературы: 

  1. Архипова Н.И., Кульба В.В., Кононов Д.А. Сценарное исследование социально-экономических систем: синтез оптимальных сценариев // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 4. – С. 58–85.
  2. Брыкин А.В., Шумаев В.А. Формирование промышленной политики на основе логистики. - М.: МосгорЦНТИ, 2007. - 232 с.
  3. Вагин Г.Я., Лоскутов А.Б. Экономия энергии в промышленности: Учеб. пособие ; Нижегород. гос. техн. ун-т., НИЦЭ. Н. Новгород, 1998. - 220 с.
  4. ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения».
  5. ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы».
  6. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20–21.
  7. Ламакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике: Учебное пособие.Ч.1.1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2006. 208с.
  8. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 48-53.
  9. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.
  10. Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.
  11. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.
  12. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.
  13. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.
  14. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.
  15. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.
  16. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства на федеральном и региональном уровне // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – № 1.
  17. Незамайкин В.Н. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2005. – № 17 (185). – С. 31-35.
  18. Незамайкин В.Н. Интеграция России в процесс глобализации: природно-ресурсный аспект // Финансы и кредит. – 2006. – № 3 (207). – С. 16-21.
  19. Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. – М.: РГГУ, 2015. – С. 222-228.
  20. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Априорная оценка последствий финансовых решений, принимаемых при планировании деятельности компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 2. – С. 65-68.
  21. Потрубач Н.Н., Погребняк Р.Г. Энергетическая безопасность – основа национальной безопасности России // Микроэкономика. – 2012. – № 2. – С. 26–29.
  22. Сыщиков В.А. Интеграция международного стандарта ISO 50001 в Российскую энергетику // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 9-3. – С. 750-753.
  23. Савин К.Н. Качество - главный приоритет России в ее будущем // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – №7(100). – С. 19-22.
  24. Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.
  25. Шумаев В. Инновационное развитие: проблемы и решения // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2013. – № 3. – С. 90–93.
  26. Шумаев В.А. Логистика товародвижения на основе информатизации и маркетинга. - М.: Изд. дом Новый век, 2004. - 194 с.
  27. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123–126.
  28. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.
  29. Юрзинова И.Л. Новые подходы к диагностике финансового состояния хозяйствующих субъектов // Экономический анализ: теория и практика. – 2005. – № 14. – С. 58–64.