Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
13.06.2015

Проектирование здоровьеразвивающих технологий в образовательной организации

Канукова Зарина Асланбековна
ассистент кафедры дефектологического образования Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Российская Федерация
Нетребина Ирина Петровна
магистрант кафедры педагогики Северо-Осетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Российская Федерация
Аннотация: В современном мире проблема сохранения и укрепления здоровья детей имеет особую актуальность. В данной статье раскрывается сущность здоровьеразвивающих технологий, приводятся необходимые условия для их успешного внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательной организации.
Ключевые слова: здоровье, виды здоровья, здоровьеразвивающие технологии, воспитание, здоровый образ жизни
Электронная версия
Скачать (642.6 Kb)

Проблема сохранения здоровья детей сегодня особенно актуальна. Врачи, педагоги, психологи, все те, кто работает с детьми, отмечают значительное ухудшение психического, физического, нравственного состояния детей. В то же время, необходимо понимать, что одним из основных факторов сохранения и улучшения состояния детей является пространство образовательного учреждения, в котором ребенок проводит значительную часть своего времени.

Чтобы достичь положительных результатов в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, необходимо принятие мер как по формированию представлений о здоровом образе жизни обучающихся, так и по разработке и внедрению здоровьеразвивающих технологий в образовательный процесс.

М.О.Зотова определяет здоровьеразвивающую технологию как «здоровьеразвивающую педагогическую деятельность, по-новому выстраивающую отношения между образованием и воспитанием, переводящую их в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья участников этого процесса». По ее мнению, эти технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми [2].

Проектирование здоровьеразвивающих технологий необходимо осуществлять на основе комплексного и системного подходов, учитывающих все физиологические, психические, социальные аспекты данной проблемы и определяющих систему деятельности по организации здорового образа жизни и формирования ценностей здоровья обучающихся во все системе образовательного пространства школы [7].

О.В.Петров рассматривает здоровьесберегающую образовательную технологию как систему, которая организует максимально допустимые условия для укрепления и развития физического, психического, нравственного и социального и здоровья всех субъектов образовании. В эту систему входят:

1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.п. учащихся данной возрастной группы.

3. Создание благоприятного эмоционально - психологического климата в процессе реализации технологии.

4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности [6].

Одним из основных направлений здоровьеразвивающего воспитания является стимулирование соответствующей мотивационной сферы обучающихся, т.е. поведенческих реакций, ориентированных на укрепление и развитие собственного здоровья, стремление вести здоровый образ жизни. Большую роль в этом процессе играет как личность преподавателя, так и вся корпоративная культура образовательной организации, пропагандирующая систему ценностей здоровья и здорового образа жизни, объединяющая всех субъектов образовательного процесса в единую команду, усиливающая организационную сплоченность и порождающая согласованность в действиях [5].

Вместе с тем, необходимо отметить, что решение проблемы здоровьесбережения обучающихся связано с переосмыслением существующих у них представлений о здоровом образе жизни, которое происходит в результате педагогически организованных воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация представляет собой такое сочетание обстоятельств, которое позволяет воспитаннику не только получить многогранный социальный опыт, но и заново осмыслить происходящие явления и события реальности, принять и реализовать определенную структуру ценностей и поведения, прогнозируемого целью воспитания. Эффективными в процессе переосмысления ценностей считаются ситуации успеха, соотнесения (сравнения), ситуации творчества, свободного выбора [4].

Проектирование здоровьразвивающих технологий осуществляющихся в рамках образовательной организации включает следующие этапы:

1. Информационный - ознакомление с существующими здоровьразвивающими технологиями в других образовательных учреждениях;

2. Нормативно-правовой - внедрение нормативно-правовой базы и требований контролирующих организации к образовательным учреждениям;

3. Нормативно-правовое обеспечение - создание собственных нормативных документов и локальных актов, не противоречащих «Закону об образовании», нормативно-правовой базе РФ;

4. Социальное - определяет кадровый потенциал, его компетентность, готовность к реализации технологии в образовательном процессе, внедрение здоровьеразвивающих технологии во время учебного процесса и внеурочного времени;

5. Финансовый - определяет источники, объемы и систему бюджетных и внебюджетных средств;

6. Медицинское обеспечение – диагностика состояния здоровья с учетом возрастных особенностей, мониторинг здоровья учащихся в период обучения и проведение анализа с учетом данных по здоровью за предыдущие учебные годы;

7.Создание индивидуальных карт здоровья учащихся (по согласованию с родителями);

8.Создание индивидуальных карт двигательной активности с учетом нормативов по физической культуре.

В основу деятельности по реализации здоровьеразвивающих технологий в образовательной организации заложена идея организации двигательной активности учащихся во время образовательного процесса, как в урочное, так и внеурочное время, а также применены принципы системного и комплексного подходов, охватывающих три составляющих здоровья: физическое, психическое и социальное [3].

Организация деятельности по внедрению здоровьеразвивающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения предполагает:

1. Формирование здоровьеразвивающей среды обучения во время занятий;

2. Создание условий для оптимального отдыха обучающихся во внеурочное время;

3. Реализация мер по предупреждению нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата обучающихся;

4. Духовно-нравственное здоровье и воспитание учащихся;

5. Формирование знаний и навыков безопасности жизнедеятельности;

6. Оснащение спортивного зала и организация учебного процесса по предмету «Физическая культура» с использованием современных педагогических и спортивных технологий;

7. Оснащение медицинского кабинета в общеобразовательном учреждении и организация на его основе Службы психологической поддержки учащихся, учителей и родителей;

8. Материально-техническое обеспечение проведения мониторинга состояния здоровья учащихся;

9. Обеспечение технологии организации правильного питания учащихся;

10. Организация рабочего места учащихся в домашних условиях.

Таким образом, проектирование и реализация здоровьеразвивающих технологий основывается на системном и комплексном подходах к укреплению и сохранению здоровья обучающихся и включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:

– информирующая и мотивирующая деятельность;

– учебная здоровьесберегающая деятельность;

– организация спортивной работы обучающихся;

– социальная и психолого-психологическая поддержка;

– диагностика.

Каждое из представленных направлений решает определенные задачи с использованием различных форм и методов.

Список литературы: 

  1. Жолдасбекова Б.А., Жолдасбеков А.А., Есалиев А.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении //Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 3. С. 40-42.
  2. Зотова М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3 – С. 50-57
  3. Канукова З.А., Малиева З.К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – №10. – С. 132-134.
  4. Малиева З.К. Организационно-педагогические условия пропедевтики и снятия морального отчуждения студентов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. – 2012. – № 1. – С. 95.
  5. Малиева З.К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 3. – С. 132-134.
  6. Петров В.О. Здоровьесберегающие технологии в деятельности учи теля сельской школы / В.О. Петров // Сельская школа как личностно- ориентированная образовательная система: материалы научно-практической конференции (май 2004 г.). – Вып. 1. – Ростов н/Д: РГПУ, 2004. C.55-59.
  7. Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. – Владикавказ: изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 2011. – С. 130.
  8. Токтамысова А.А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий / Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. – № 9. – С. 199-201.