Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.06.2015

Занимательные задачи на уроках черчения в 8 классе

Тубаев Гафиятулла Мухаммеджаевич
Инженерно–технический, Наманганский инженерно– педагогический институт, г. Наманган, Узбекистан
Каххаров Абдурахим Абдубаннаевич
Инженерно–технический факультет, Наманганский инженерно– педагогический институт г. Наманган, Узбекистан
Махкамов Гуломжон Усмонжонович
Инженерно–технический, Наманганский инженерно– педагогический институт, г. Наманган, Узбекистан
Аннотация: Вопросы повышения уровня пространственного мышления и графической подготовки школьников являются актуальными на сегодня. Одной из возможностей оптимального решения данной проблемы является применение занимательных задач на уроках  черчения. В статье идет  речь о путях  решения этой проблемы с применением задач подобного характера в процессе обучение черчению в 8 классе.
Ключевые слова: занимательные задачи, графический характер задач, проекция, проекционная связь, проецирующий луч, центральное проецирование, параллельное проецирование, тень, собственная тень, подающая тень
Электронная версия
Скачать (542.8 Kb)

Как отмечается в законе «Об образовании Республики Узбекистан, в Концепции общего среднего образования Узбекистана», принятой 2 июля 1992 г., среди наиболее важных и ответственных задач, стоящих перед современной школой, особое место занимают вопросы совершенствования учебного процесса, разработка и внедрение в практику работы школ новых приёмов, методов, форм и средств обучения, дальнейшее повышение педагогического мастерства и квалификации учителей. Об этом говорится и в других последних постановлениях правительства и президента республики об образовании, о школе, о высшей школе.

По многим основным учебным предметам, изучаемых в школе, давно созданы и успешно развиваются научные основы методики обучения, которые являются опорой для направления собственных методических поисков и для объективной оцени взглядов других лиц: учителей, методистов и исследователей. Наряду с совершенствованием учебного процесса различных предметов, также стоит вопрос совершенствования процесса обучения учащихся черчению. Есть различные пути оптимизации процесса обучения черчению с целью повышения уровня графической подготовки школьников.

Одной из возможностей формирования и развития у учащихся пространственного мышления является применение занимательных задач на уроках черчения. Но в настоящие время применение таких задач находится не на должном уровне. В основном ограничиваются лишь изложением основного материала, тогда как применение этих задач могло бы послужить основой для повышения у учащихся уровня пространственных представлений, а следовательно, и повышения уровня графической грамотности.

Пространственное представление, как отмечает доктор педагогических наук, профессор А.Ботвинников - это такой образ, который сохраняя свой конкретный, наглядный характер, выражает существенные признаки предмета. Пространственные представления тесно связаны с процессами логического мышления, выражающимися в суждениях и в понятиях.

Другой автор И.С.Вышнепольский, считает, что главное в развитии пространственных представлений–это анализ и синтез. Анализ включает мысленное расчленение формы предмета на геометрические тела, определение пространственного положения предмета и его частей по отношению к плоскостям проекций, нахождение проекций вершин и точек, лежащих на ребрах и гранях предмета. Вслед за анализом идет синтез. Синтез- это объединение характерных признаков предмета и воссоздание на их основе обобщенного образа.

Применение на уроках занимательных задач активизирует познавательный процесс учащихся, а овладение содержания учебного материала тесно связано с активизирующей познавательной деятельностью учащихся.

Что мы понимаем под занимательными задачами? Занимательные задачи – это такие задачи, основу которых составляют оригинальные вопросы и задачи, для решения которых требуется определенная смекалка, знание основ черчения и довольно достаточное пространственное воображение. При этом важнейшее значение имеет практическая жизненная направленность заданий, выполнение которых воспитывает умение применять приобретенные знания и навыки в нестандартных ситуациях. Такой подход к применению знаний является лучшем средством их закрепления.

Во многих школах в настоящее время занимательные задачи, как действенный инструмент в формировании пространственного мышления и повышении графической подготовки учащихся не используется. А ведь применение и открывает большие возможности в повышении интереса школьников к этому предмету. С учетом вышесказанного можем предположить, что если на уроках черчения в процессе изложения и закрепления учебного материала, а также и проверки знаний учащихся, систематически использовать заниманивные задачи, это положительно скажется на повышении уровня пространственного мышления и графической подготовки учащихся 8 класса.

В ходе исследования нами были определены следующие задачи:

1.Определить особенности применения занимательных задач при изучении разделов курса черчения;

2. Разработать методику обучения черчению с использованием системы занимательных задач;

3. Экспериментально проверить предлагаемую методику обучения и на основе этого разработать методические рекомендации для учителей черчения.

Как нам известно, теоретическую базу школьного курса черчения составляют методы изображения пространственных форм на плоскости, т.е, основы проекционного черчения. Поэтому, характер занимательных задач, в основном, отвечает требованиям курса 8 класса, где учащиеся изучают проекционное черчение. Эти задачи содействуют им овладеть основные приемы выполнения и чтения чертежей.

Использование занимательных задач осуществляется раздельно по структурам урока. Это обучение, закрепление учебного материала, проверка знаний. Во время обучения или изложения новой темы по черчению демонстрируется наглядное пособие, которое, в отличие от обычных учебных пособий, носит и характер задания, т.е, картина–задача (рис 1). 

1.png

По рисунку видно, что ведро проецируется на землю, или плоскость проекций, по параллельным лучам, но лучи образуют с плоскостью некий угол. Говоря о косоугольном проецировании, можно воспользоваться этим примером. Учащимся можно задать вопрос: как будет изменяться проекция-тень (или сухое пятно) от ведра, если лучи света или капли дождя образует с землей угол ещё да острее?

Нам ясно, что чем острее угол, тем более вытянутой будет проекция ведра. Применение таких наглядных пособий (плакатов )особенно полезно в начальной стадии обучения, когда у школьников недостаточно развиты пространственные представления и столь - же недостаточно сформировано абстрактное мышление. А вот другой пример – на способы проецирования.

Задача: Можно ли по этим рисункам определить – какие столбики освещаются солнцем, а какие фонарем (рис 2)?

1.png


Решая эту задачу, учащиеся в тоже время учатся логически мыслить. Рассуждения их будут примерно такими: на рисунке

А) видно, что тени от столбиков не параллельны, следовательно тени отбрасываются неким ближним источником–фонарем. Если соединить вершины теней и столбиков лучами и продолжить то они пересекутся в одной точке. Значит, эти тени от фонаря. Во втором рисунке.

Б) Тени параллельны. А это результат «работы» параллельных лучей, которые не пересекаются или пересекаются в бесконечности. Значит, это тени от солнца. Такое рассуждение повышает интерес к теме, усвоение её облегчается. 

1.png


При закреплении новой темы – повторении желательно первые примеры подбирать такие, которые были бы не сложные и формы объектов были хорошо знакомы учащимся. Постепенно задачи нужно усложнять, хотя занимательным задачам не свойственна сложность.

Первые задания по каждой теме рекомендуется давать общими для всего класса. Например, по теме «Аксонометрические проекции» можно предложить следующую задачу (рис 3-а,б).

Задача: Какая разница между деталями, которые даны на рис. 3–а и рис. 3-б? Найдите третью проекции каждой детали, выполните наглядные изображения их в аксонометрии.

1.png

Наряду с такими задачами можно предложить также, взятые из книги Н.А. Воротникова «Занимательное черчение». Например, такие–по заданным двум проекциям начертите третью проекцию, выполните наглядные изображения деталей (рис 4 – а, б, в, г, д ,е, ё).

Во время проверки знаний задачи занимательного характера сочетаются с учебными, взятыми из сборника задач .

Решение подобных задач у учащихся активизирует пространственное мышление. Подобные задачи как раз способствуют выработке мысленных образов деталей, нахождению других граней выступов и срезов фигур, заставляют произвести в уме все необходимые операции по выявлению истинной геометрии детали.

В процессе такой умственной работы, связанной с непосредственным восприятием объекта (или его изображения), школьники получают возможность произвольно комбинировать заданные элементы, мысленно перегруппировать их сопоставлять, видеть изображенные формы в различных сочетаниях с различных точек зрения, хотя исходные данные остаются неизменными.

В занимательных примерах используются бытовые и производственные предметы. Это обуславливается тем, что реальные предметы больше привлекают учащихся. Поэтому, объяснение темы предночитительно вести опираясь на жизненный пример в виде задачи или наглядного пособия, подобранного по изучаемой теме. Например, говоря о техническом рисунке используются задачи на выполнение таких изображений по заданным проекциям детали.

Предлагаемая методика проведения урока черчения хорошо зарекомендовала себя на практике. В ходе экспериментов в школе (г Наманган и Пап)мы делили классы на контрольные и экспериментальные. В контрольных классах форма обучения оставалась прежней, а в экспериментальных уроки проводились с использованием занимательных задач. По составу, возрасту (14-15 лет) и уровню общей подготовленности оба класса подбирались примерно одинаковые. Анализ результатов показал, что в экспериментальных классах положительных оценок больше, что даёт нам право утверждать о том, что применение занимательных задач способствует повышению уровня пространственного мышления, а значит графической подготовки учащихся 8 класса.

Значит, для того чтобы задачи занимательного характера применялись систематически, учителям черчения рекомендуется следующие:

1. Подобрать или разработать систему занимательных задач по черчению.

2. Занимательные задачи классифицировать по главам учебника и в зависимости от поставленной цели обучения–закрепление темы или проверка знаний.

Надо стремиться, чтобы примеры были из жизни и помогали связать предмет с практикой.

Список литературы:

1. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. «Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников» Москва. «Педагогика» 1979 г.

2. Ботвинников А.Д. «Повышение эффективности и качества преподавания черчения» Пособие для учителей. Сборник статей М. «Просвещение» 1981г.

3. Воротников Н.А. «Занимательное черчение» М. «Высшая школа» 1987г.

4. Вышнепольский Н.С. «Преподавание черчения в средних профессионально–технических училищах», М. «Высшая школа», 1986 г.

5. Тубаев Г.М. «Обучение учащихся построению аксонометрических изображений» Методическое пособие, Наманган 1991 г.