Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.07.2015

Особенности уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2015 году

Калашникова Надежда Юрьевна
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедра финансов и кредита Высшая школа экономики и управления Архангельск, Россия
Аннотация: В статье проведен обзор изменений в налоговом законодательстве по налогу на добычу полезных ископаемых в 2015 году. Кроме того, сделан  анализ поступлений по налогу в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектов РФ, приведен прогноз по нефтегазовым доходам на 2016-2017 годы.
Ключевые слова: Налог на добычу полезных ископаемых, нефтегазовые доходы, федеральный бюджет, консолидированный бюджет субъектов РФ
Электронная версия
Скачать (508.4 Kb)

Земля и недра являются объектами недвижимости, поэтому имеют как экономическую, так и стратегическую значимость для любого государства. Человек использует недра для добычи полезных ископаемых. У нас в стране полезные ископаемые за исключением мела, песка и отдельных видов глины являются объектом государственной собственности. Для их добычи необходимо получить специальное разрешение и встать на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Налог на добычу полезных ископаемых является центральным элементом системы налогообложения природных ресурсов. Согласно главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по НДПИ признаются полезные ископаемые добытые из недр за пределами Российской Федерации на территориях, арендуемых или используемых по международным договорам, а также находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме того извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию и добытые из недр на территории России на предоставленном по закону участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья) [1]. Для понимания и применения налога используется Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». [3].

НДПИ – прямой, федеральный налог, регулирующий правоотношения между государством, физическими и юридическими лицами, которым предоставлен в пользование участок недр. Порядок расчета и величина данного налога определяют не только экономику отдельных корпораций, но всю экономику России в целом.

По общему правилу налогоплательщики должны встать на учет в качестве налогоплательщика НДПИ по месту нахождения участков недр, который они используют, в течение тридцати календарных дней с момента государственной регистрации лицензии. Особый порядок постановки на учет установлен для пользователей недр в Крыму и Севастополе. Постановка на учет производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Налоговой базой по НДПИ (стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения) является стоимость добытых полезных ископаемых по каждому виду, с учетом установленных различных ставок. Она определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых рассмотрен в ст. 340 Налогового кодекса РФ.

Сначала 2002 г. налог на добычу полезных ископаемых объединил действовавшие до этого платежи за пользование недрами, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и установил, применительно к нефти, специфическую ставку данного налога, корректируемой ценой нефти на мировых рынках, валютным курсом рубля и соответствующими коэффициентами, которые определены Налоговым кодексом РФ.

С начала этого года нарушена закономерность систематического ежегодного роста цены на нефть. Значения цены варьировали от 46,3 долл.США/барр. в 2009 году до 106,9 долл.США/барр. в 2014 году. На конец июня 2015 года за баррель нефти давали порядка 62,64 долл. И наблюдается тенденция к дальнейшему снижению. Маловероятно, что инвесторы будут выводить свой капитал с нефтяного рынка, та как для них сырье все еще остается надежной страховкой от волатильности мировых рынков и растущей инфляции. Однако повышается степень инвестиционных рисков, затягивается или замораживается реализация инновационных проектов.

По каждому виду полезных ископаемых ставки установлены ст. 342 Налогового кодекса РФ. Согласно действующему законодательству, ставка НДПИ на газовый конденсат была установлена в размере 590 рублей за тонну в 2013 году, 647 рублей – в 2014 году, 679 рублей – с 1 января 2015 года за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. С 2015 года скорректирован порядок расчета ставки в отношении газового конденсата. Теперь ставка умножается на корректирующий коэффициент, который в этом году равен 4,4. В следующем году его значение составит 5,5, а с 1 января 2017 года – 6,5. Ставка НДПИ на газ составляла 582 рубля за тысячу кубометров в 2013 году и 622 рубля – с 1 января 2014 года. В 2014 году базовая ставка НДПИ на нефть повышается на 4,9%, т.е. с 470 рублей до 493 рублей за тонну.

Почти каждый год законодательство по данному налогу претерпевает изменения, касающиеся ставок, так в ныне действующем 2015 году ставка увеличена до 766 рублей за 1 т вместо ранее запланированных 530 руб. Кроме того, с этого года к нефти, добытой из конкретной залежи углеводородного сырья и отнесенной к баженовским, абалакским, хадумским или доманиковым продуктивным отложениям, применяется 0 ставка НДПИ.

В действительности, мы можем наблюдать, что ставки по НДПИ при добыче нефти и газа имеют тенденцию к увеличению, что предусмотрено Министерством финансов для повышения уровня экономического и социального развития страны. Поправки в законодательстве в части ставок являются частью налогового маневра. Данная мера явилась необходимостью компенсировать снижение стоимости экспортной пошлины и цены на нефть. Слишком высокие ставки могут сократить объем инвестиций нефтегазодобывающих компаний в новые проекты и месторождения, что не выгодно для экономики страны.

Поэтапное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых предусмотрено Министерством энергетики с одновременным снижением экспортных пошлин в 2015-2017 гг. В перспективе предусмотрен расчет ставки экспортной пошлины на природный газ с привязкой к уровню экспортных цен, аналогично порядку расчета экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты.

Согласно ст. 343 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение налогового вычета. Сумму налога по НДПИ при добыче угля можно уменьшить на сумму расходов налогоплательщика, обеспечивающих безопасные условия и охрану труда на конкретном участке недр. В налоговый вычет включаются следующие расходы: материальные расходы налогоплательщика согласно главе 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ; расходы на приобретение и создание амортизируемого имущества; расходы на реконструкцию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение, модернизацию объектов основных средств. Право на применение данного налогового вычета непосредственно связано с обязанностью налогоплательщика НДПИ обеспечивать безопасные условия труда и их охрану. С 1 января 2015 года увеличен налоговый вычет при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Республики Татарстан. [6]

Сумма НДПИ по каждому виду добытых полезных ископаемых вычисляется по итогам каждого месяца и уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в бюджет по месту нахождения каждого участка недр.

Порядок и условия взимания НДПИ устанавливается Правительством РФ, а суммы этих платежей направляются в федеральный бюджет и в бюджеты субъектов Федерации в соответствии с нормативами (табл. 1). Информация об исполнении федерального и консолидированного бюджета субъектов РФ по рассматриваемому налогу представлена за период с 2009 по 2015 годы в таблице 2.

Таблица 1 – Оплата НДПИ в 2015 году [6]

Вид платежа

Распределение в %

Системные платежи за пользование недрами

40 % - федеральный бюджет;

60 % - региональный бюджет

Платежи за извлечение общераспространенных природных ресурсов

100 % - региональный бюджет

Во время добычи природных ресурсов на континентальном шельфе и за пределами РФ

100 % - федеральный бюджет

Проанализировав показатель НДПИ в общей сумме налоговых доходов по данным консолидированного бюджета субъектов РФ за период с 2009 по 2015 годы видно, что он сократился с 1,9 до 0,7. Причиной падения является то, что с 2010 года доходы по рассматриваемому налогу были перенаправлены в федеральный бюджет. С 2011 по 2015 годы доля НДПИ в налоговых доходах консолидированного бюджета субъектов РФ в среднем находилась на одинаковом уровне.

Таблица 2 – Значение НДПИ в составе налоговых доходов федерального и консолидированного бюджета субъектов РФ на 1 января соответствующего года [5]

Показатель

2009

2010

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

НДПИ, млн. руб.

981 529

72 308

1 376 640

29 673

Налоговые доходы – всего, млн. руб.

2 500 043

3 783 883

3 172 175

4 487 360

Удельный вес, %

39,3

1,91

43,4

0,70

Показатель

2011

2012

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

НДПИ, млн. руб.

2 007 578

34 972

2 420 514

38 884

Налоговые доходы – всего, млн. руб.

4 477 732

5 237 478

6 759 679

5 782 420

Удельный вес, %

44,9

0,70

35,8

0,67

Показатель

2013

2014

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

НДПИ, млн. руб.

1 640 316

25 490

2 535 256

40 522

Налоговые доходы – всего, млн. руб.

4 458 927

3 626 459

6 970 452

5 966 582

Удельный вес, %

36,8

0,70

36,4

0,68

Показатель

2015

2015 (1 апреля)

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

Федеральный

бюджет

Консолиди-рованный

бюджет

субъектов РФ

НДПИ, млн. руб.

2 857 963

46 885

774 319

12 247

Налоговые доходы – всего, млн. руб.

7 829 161

6 488 646

2 131 697

1 521 745

Удельный вес, %

36,5

0,72

34,9

0,80

В доходах федерального бюджета доля анализируемого налога с 2009 по 2011 годы увеличивалась. В 2009 году она составляла 39,3 %, к концу 2010 года выросла на 4,1 %, к концу 2011 года – на 5,6 % по сравнению с первоначальным оцениваемым показателем. В 2011 году НДПИ обеспечил 45% налоговых доходов федерального бюджета. Начиная с 2012 года, доля НДПИ составила около 36 % в налоговых доходах страны. Таким образом, оплата НДПИ в 2015 году не только обеспечит наполнение бюджета субъекта РФ, но, и как минимум на 1\3 наполнит федеральный бюджет.

В структуре нефтегазовых доходов более 60% составляют неналоговые доходы в виде вывозных таможенных пошлин (табл. 3). Отметим, что согласно главе 13.2 Бюджетного кодекса РФ нефтегазовыми доходами федерального бюджета являются доходы от уплаты НДПИ в виде углеводородного сырья, в виде вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, а также в виде вывозных таможенных пошлин на природный газ и в качестве вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. [2]. Доходы от уплаты НДПИ в федеральный бюджет на начало 2015 год составили более 2 535 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше аналогичных поступлений за 2011 год. Согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят 8 032 млрд. рублей в 2017 году и 8 208 млрд. рублей в 2018 году.

Рост поступлений по НДПИ связан с тем, что с каждым годом количество добываемого природного сырья растет. В июне 2015 года Россия произвела 43,824 млн. т нефти, в мае 2015 - 45,288. Добыча газа в июне 2015 года составила 42,58 млрд. м3, а в мае – 48,28 млрд. м3. Рост производства обеспечивался успехами в газодобыче НОВАТЕКа и нефтедобычи Татнефти. По ожиданиям добыча нефти в 2015 году достигнет 530 млн. тонн, что на 3 млн. тонн больше, чем в 2014 году. [7]

Таблица 3 – Состав нефтегазовых доходов в федеральном бюджете на 1 января соответствующего года [5]

Показатель

2011

2012

2013

2014

(прогноз)

2014

(отчет)

2015

НДПИ по добыче нефти, млрд.руб.

1 799,63

1 779,65

1 826,23

2 003,27

2 190, 18

2 463, 56

В % к итогу

32,9

32,0

32,3

32,7

33,5

33,1

НДПИ по добыче природного газа, млрд.руб.

138,20

275,84

339,46

372,87

311,73

357,23

В % к итогу

2,5

4,9

6,0

6,1

4,8

4,8

НДПИ по добыче газового конденсата, млрд.руб.

8,21

11,18

11,80

12,80

12,64

16,01

В % к итогу

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

Вывозные таможенные пошлины на нефть, млрд.руб.

2 211,36

2 088,65

2 034,57

2 191,12

2 333,61

2 620,00

В % к итогу

40,5

37,5

36,0

35,8

35,7

35,3

Вывозные таможенные пошлины на газ, млрд.руб.

394,10

485,84

534,46

593,11

479,04

487,61

В % к итогу

7,2

8,7

9,5

9,7

7,3

6,6

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти, млрд.руб.

910,47

933,70

899,30

954,06

1 206,84

1 489,39

В % к итогу

16,7

16,7

15,9

15,6

18,5

20,0

Итого

5 461,96

5 574,87

5 645,82

6 127,22

6 534,04

7 433,80


Однако, рассмотрев прогнозное снижение доходов федерального бюджета на плановый период 2016 и 2017 годов, можно отметить, что оно происходит в основном за счет снижения нефтегазовых доходов (табл. 4). Предположительно их объем снизится с 9,9 % ВВП в 2015 году до 8,4 % ВВП в 2017 году. Снижение прогнозируемого поступления доходов обусловлено снижением объемов добычи газа, экспортных цен на газ природный, объемов экспорта нефти и газа природного, а также более низкими темпами роста курса доллара США по отношению к рублю по сравнению с темпами роста ВВП.

Таблица 4 – Прогноз нефтегазовых доходов федерального бюджета, млрд. руб. [4]

Показатель

2015

2016

2017

прогноз

в процентах к ВВП

прогноз

в процентах к ВВП

прогноз

в процентах к ВВП

Доходы,

всего

14 923,9

19,9

15 493,2

18,8

16 272,7

18,1

Нефтегазовые доходы, из них:

7 520,6

9,9

7 516,1

9,1

7590,9

8,4

НДПИ

3 052,4

4,0

3 209,6

3,9

3 251,5

3,6

Таможенные пошлины

4 468,2

5,9

4 306,5

5,2

4 339,4

4,8


Таким образом, доля трудноизвлекаемых запасов растет, а представляющиеся льготы – это не только дополнительный источник инвестиций, но и реальный стимул сохранения рабочих мест, поступлений в бюджеты, объемов добычи и разработки запасов. Однако непрекращающиеся налоговые маневры усложняют компаниям оценку эффективности проектов и привлечение инвестиций в новые регионы по нефтедобыче. Как показывают данные, налог на добычу полезных ископаемых является одним из прибыльных для России, и государство, как и прежде, надеется получать высокий доход.

Cписок литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации – [Электронный ресурс]: часть 2: федер. закон от 5 августа 2000 г., № 117-ФЗ: [ред. от 08.06.2015 г]. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ: [ред. от 26.12.2014 г]. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О недрах [Электронный ресурс]: закон от 21.02.1992 № 2395-1: [ред. от 31.12.2014 г]. - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. – [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Министерство финансов Российской Федерации. – URL: http://www.minfin.ru/common/UPLOAD/library/2014/07/ ain/ONBP_2015-2017.pdf (дата обращения: 05.07.2015 г.). – Загл. с экрана.

5. Федеральное казначейство (Казначейство России). – [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Федеральное казначейство (Казначейство России). – URL: http://roskazna.ru (дата обращения: 30.06.2015 г.). – Загл. с экрана.

6. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. – URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-320075-nalog_na_ dobavochnyiy_dohod – (дата обращения 30.06.2015 г.). – Загл. с экрана.

7. Россия 4-й месяц подряд добывает 10,71 млн. нефти/сутки [Электронный ресурс]. – URL: http://neftegaz.ru - (дата обращения 2.07.2015 г.). – Загл. с экрана.