Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.07.2015

Обязательства по оказанию гостиничных услуг

Гриднева Ольга Вячеславовна
канд. юрид .наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Московский университет им. С.Ю. Витте г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются обязательства по оказанию гостиничных услуг. Характеризуется договор оказания гостиничных услуг, а также качество предоставляемых гостиничных услуг. Исследуется судебная практика о гостиничных услугах.
Ключевые слова: гостиничные услуги, обязательства возмездного оказания услуг, гостиница, комплекс гостиничных услуг
Электронная версия
Скачать (453 Kb)

Отношения по оказанию гостиничных услуг подчиняются общим правилам оказания возмездных услуг и порождаются заключением гражданско-правового договора о возмездном оказании гостиничных услуг. Отношения по оказанию гостиничных услуг подчиняются нормам ГК, а так же Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 и иным нормативным актам.

Как следует из общего смысла Правил, по договору оказания гостиничных услуг исполнитель – индивидуальный предприниматель либо гостиница либо, обязуется предоставить потребителю для временного проживания гостиничный номер, а так же комплекс гостиничных услуг, а потребитель обязуется оплатить эти услуги и соблюдать правила проживания в гостинице. Согласно п. 2 Правил, гостиницей признается не только здания, либо его часть, но и оборудование, используемое для предоставления всего комплекса услуг.

Договор по оказанию гостиничных услуг является: консенсуальным, двусторонним, возмездным и срочным, что следует из природы такого договора, договором присоединение, публичным.

Договор заключается лишь при удостоверении настоящей личности потребителя, т.е. необходимым условием является предъявление паспорта гражданина, военного билета и иного официального документа. После оформления проживания в гостинице исполнитель обязан выдать чек, квитанцию или ной документ для подтверждения факта заключения договора. Такой документ должен включать в себя: 1) наименование организации, либо ФИО и свидетельства о государственной регистрации для индивидуальных предпринимателей; 2) Ф.И.О. потребителя; 3) информацию о предоставляемых услугах (о номере, месте в номере, о дополнительных услугах); 4) цену за предоставляемые услуги; 5) иные данные, необходимость включения которых зависит от усмотрения исполнителя.

Некоторыми исследователями высказывается мнение, что использование стандартных условий для договоров является нарушением прав потребителей и кроме того противоречит принципу свободы договора, как основополагающему принципу гражданского права. Однако, по нашему мнению, договор присоединения, коим является договор на оказание гостиничных услуг, не понуждает потребителя к заключению договора с конкретной организацией, так как потребитель всегда может выбрать любую другую гостиницу или отказаться от заключения договора. Кроме того, как справедливо отмечает А.В. Цыпленкова применение стандартных и типовых договоров экономит время и силы сторон на стадиях согласования и заключения договора [7, с. 28].

Как уже было сказано, договор на оказание гостиничных услуг являет публичным. Это означает, что исполнитель обязан заключить договор об оказании гостиничных услуг в отношении любого, кто к нему обратится. Однако п. 7 Правил установлено, что если отсутствует возможность предоставления услуг, то исполнитель имеет права отказать в заключение договора (к примеру, в гостинице не осталось свободных номеров). В научной среде бытует мнение, что технические причины является единственным объективным фактором для отказа в предоставлении гостиничных услуг и в том случае, если исполнитель отказывается заключать договор с конкретным лицом по иным причинам, то потребитель имеет право обратиться в суд с иском о принуждении исполнителя к заключению договора, а бремя доказывания отсутствия возможности будет нести исполнитель.

Однако, как показывает судебная практика, исполнитель имеет право отказать в заключение договора с потребителем:

– находящимся в состоянии алкогольного (либо наркотического) опьянения;

– внесшим в помещение гостиницы животных и вещей, запрещенных установленными Правилами проживания.

Таким образом, по общему правилу заключение договора зависит от усмотрения самого исполнителя. Однако законодателем в некоторых случаях прямо предусматривается обязанность исполнитель по предоставлению гостиничных услуг. Правилами установлено, что определенные категории потребителей имеют право на предоставление некоторых льгот. К примеру, согласно п. 4 ст. 106 Воздушного кодекса РФ [1] при задержке рейса или его перерыве по вине перевозчика, пассажир имеет прав бесплатно пользоваться услугами гостиницы. Согласно ст. 33 Федерального загона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» [6] депутаты и члены Совета Федерации имеют первоочередное право поселения в гостинице, администрации государственных и муниципальных гостиницы обязуются предоставить отдельный номер с телефоном в течение одного часа.

Исходя из легального толкования ст. 426 ГК РФ, можно сделать вывод, что правила публичного договора распространяют свой режим лишь на договоры, заключаемые коммерческими организациями. Следовательно, на договоры, заключаемые индивидуальными предпринимателями и некоммерческими организациями правила данной статьи не распространяются, а это означает, что такие субъекты имеют полное право на свое усмотрение оказывать предпочтение каким либо клиентам, к примеру, устанавливать более низкие цены на услуги и необоснованно завышать цены для других клиентов. Так как гостиничное обслуживание является публичным договором, то исполнитель подчиняется общим правилам установленным в п.2. ст. 426 ГК РФ, в котором прямо закрепляется обязанность исполнителя устанавливать одинаковую цену для всех потребителей гостиничных услуг [3, с. 18-21]. Кроме того, в п.2. Правил установлено, что исполнителем по договору оказания гостиничных услуг является организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий гостиничные услуги на основании возмездного договора. Таким образом, индивидуальный предприниматель и некоммерческая организация обязаны устанавливать одинаковые цены на услуги для всех потребителей, за исключением льготников. Причем цена в обязательном порядке фиксируется в договоре, а информация о цене согласно п.4. Правил, должна быть своевременно и достоверно предоставлена потребителю, что является прямой обязанностью исполнителя.

Предметом договора по оказанию гостиничных услуг является гостиничный номер, а так же некоторый комплекс услуг. Данный комплекс составляют основные услуги, которые входят в цену номера и дополнительные услуги, предоставляемые за отдельную плату. Основными услугами являются уборка номера, хранение вещей, питание. Дополнительными услугами являются аренда автомобиля, услуги няни и т.д. Комплекс основных услуг формируется исполнителем самостоятельно и является одинаковым для всех клиентов. Разумеется, комплекс основных услуг предоставляемых исполнителем зависит от категории (типа) номера клиента.

В научной среде бытует мнение, что ввиду особенностей предмета договора на оказание гостиничных услуг, а именно предоставления определенного помещения (номера в гостинице) за плату во временное пользование, данный договор является, по сути, договором аренды. Однако по договору на оказание гостиничных услуг, лицу предоставляется не только помещение, но оговоренные гостиничные услуги, что и ставит лицо в статус потребителя (клиента). Таким образом, без оказания определенного комплекса гостиничных услуг теряется смысл в таком роде деятельности и соответственно размещении клиента в гостинице.

Наряду с услугами, предоставляемыми за плату, потребитель имеет право на получение бесплатных дополнительных услуг, что прямо следует из ст.15 Правил. К таковым относятся: доставка корреспонденции, вызов скорой помощи, предоставление в пользование медицинской аптечки по первому требованию и т.д. Кроме услуг, прописанных в Правилах, в комплекс гостиничных услуг предоставляемых потребителям могут включаться услуги, прямо влияющие на статус гостиницы, ее категорию, оценку ее деятельности и удобство для пребывания для клиента. К таковым могут относиться услуги телефонной, спутниковой, факсимальной связи и т.д. Наряду с предметом договора к существенным условиям относится порядок осуществления расчётов потребителем и цена оказываемых услуг [4, с. 41-44].

Как следует из п. 1 ст. 781 ГК РФ, а так же ст. 37 Закона о защите прав потребителей заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, предусмотренные договором возмездного оказания услуг. Правила предусматривают возможность оплаты услуг либо при заключении договора, либо с помощью аванса, однако по общему правилу потребитель обязан оплатить веськомплекс оказанных исполнителем услуг после их потребления и в полном объеме. Исполнитель имеет право использовать почасовую или посуточную систему оплаты по своему усмотрению [2, с. 98].

Что касается цены, то, как указывалось выше, цена за предоставляемые услуги устанавливается одинаковой для всех потребителей, кроме случаев прямо предусмотренных законом. Исключением являются льготная категория граждан, а так же туристы являющиеся клиентами определенной туристической компании с которой у исполнителя заключено специальное соглашение.

Качество услуг оказываемых исполнителем не должно противоречить требованиям ГК РФ, Правил предоставления гостиничных услуг, а так же требованиям существующей категории гостиницы [5, с. 18-21]. Прекращение обязательств по оказанию гостиничных услуг связано с расторжением договора оказания гостиничных либо прекращением его срока.

Потребитель обязан соблюдать определенные исполнителем порядок проживания и правила противопожарной безопасности.

Как уже отмечалось ранее, потребитель по договору оказания гостиничных услуг обязуется предоставлять потребителю кроме самого номера ряд гостиничных услуг. Потребитель в случае обнаружения недостатков предоставляемых услуг вправе требовать устранения недостатков за счет исполнителя либо уменьшения договорной цены за оказанные услуги и возмещения убытков.

С момента предъявления требования потребителем исполнитель обязан в течение одного часа устранить выявленные недостатки. Требования потребителя касательно уменьшения цены и возмещения убытков должны быть удовлетворены в течении 10 дней со дня их предъявления.

В случае если требования об устранении недостатков не были удовлетворены в установленный срок, а так же в случае выявления существенных недостатков оказываемых услуг или иного нарушения договора исполнителем потребитель имеет право расторгнуть договор, а также требовать возмещения убытков в полном объеме.

Исполнитель при игнорировании сроков удовлетворения требований обязан уплатить потребителю определенную в Правилах неустойку в размере 3 процентов цены отдельной услуги или суточной цены номера. В случае нарушения сроков начала оказания услуги по договору на бронирование, исполнитель обязан уплатить неустойку в размере 3 процентов суточной цены забронированных мест.

В случае, если исполнитель докажет, что недостатки услуг возникли по вине потребителя или вследствие непреодолимой силы, то исполнитель освобождается от ответственности.

Так же необходимо отметить, что потребитель имеет права оказаться от услуги, которая была заказана при условии возмещения по факту понесенных расходов. Также согласно требованиям Правил (ст.15), потребитель, в случае утраты или повреждения имущества исполнителя, обязан возместить ущерб и так же как и исполнитель несет полную ответственность за нарушения договорного соглашения. Убытки, причиненные потребителем, возмещаются в полном объеме, если законом или договором не установлено иное.

Список литературы:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (по состоянию на июнь 2015).

2. Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. - М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. 158 с.

3. Ситдикова Л.Б. К вопросу о трансформации правовой модели услуг в сферу обслуживания // Юридический мир. 2008. № 6. С. 18-21.

4. Ситдикова Л.Б. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договоре возмездного оказания информационных услуг // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 7. С. 41-44.

5. Ситдикова Л.Б. Теоретические основы критериев оценки качества в сфере оказания услуг // Юрист. 2013. № 6. С. 18-21.

6. Федеральный закон РФ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального» // Собрание законодательства РФ. 1994 № 3-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (по состоянию на июнь 2015).

7. Цыпленкова А.В. Особенности договоров присоединения // Юридический мир. 2011. № 15. С. 28.