Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.07.2015

Особенности защиты прав потребителей образовательных услуг

Гриднева Ольга Вячеславовна
канд. юрид .наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Московский университет им. С.Ю. Витте г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье проводится анализ особенностей защиты прав потребителей образовательных услуг. Рассматривается вопрос о том, кто может оказывать образовательные услуги. Характеризуется содержание гражданского правоотношения в сфере оказания образовательных услуг.
Ключевые слова: защита прав потребителей, образовательные услуги, образование, знание
Электронная версия
Скачать (459.3 Kb)

В современных рыночных отношениях потребителю предоставляется огромный объём различных видов услуг, который трудно урегулировать законодательством. Для поддержания законности и порядка в данной сфере существует Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», который гарантирует защиту и охрану потребительских интересов.

Федеральный закон «Об образовании» раскрывает понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом, осуществляется оно в интересах личности, государства и всего общества. Исходя из данного определения, образовательная услуга – это деятельность, целью которой является образование и воспитание личности (интеллектуальное, нравственное, физическое), способствующая появлению новых знаний, умений, навыков.

В любой развитой стране уровень образования высок, потому что образованный человек способен применять на практике полученные знания, быть достойным членом общества. Поэтому главной задачей государства в данной сфере является контроль качества образования, реализующийся с помощью выдачи лицензий, проведения проверок и аттестаций, т.е. с помощью разработанных федеральных государственных стандартов. Так же в полномочия государственных органов входит формирование политики в области образования и разработка правовых норм, регулирующих отношения между исполнителем услуги и потребителем [1, с. 57].

Следует заметить, что не только государство вправе осуществлять надзор за качеством образовательных услуг, так как существует общественная и общественно-профессиональная аккредитация, а также независимая оценка качества образования. В 1998 году в РФ было создано Общество защиты прав потребителей образовательных услуг. Граждане, чьи права в сфере предоставления образовательных услуг нарушены, могут направлять свои жалобы, а Общество помогает им в досудебном или же судебном порядке восстановить нарушенные права.

Согласно ст. 90 ФЗ «Об образовании в РФ» государственная регламентация предполагает:

  • лицензирование образовательной деятельности (осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям и т.д.) [7];
  • проведение государственной аккредитации образовательной деятельности;
  • проведение проверок, экспертиз.

Таким образом, государственный надзор в сфере образовательных услуг представлен системой федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ, а также муниципальными образованиями, которые в уставных документах закрепляют перечень образовательных услуг, оказываемых на их территории [5, с. 14-17]. К примеру, Рособрнадзор (федеральная служба по надзору в сфере образования и науки) осуществляет полномочия по контролю над соблюдением законодательства в области образования, деятельностью образовательных учреждений, осуществляет государственное лицензирование и аккредитацию, государственную аттестацию выпускников и т.д. К сожалению, Рособрнадзор не контролирует отношения, возникающие между исполнителем услуги и заказчиком при подготовке к аттестации и т.п. Данные правоотношения возникают часто и им присущ стихийный характер. На рынке предоставления образовательных услуг остаётся много незарегистрированных или просто недобросовестных исполнителей.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об образовании в РФ» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является признание приоритетности образования.

Конституция в ст. 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый гражданин вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Из этого можно сделать вывод о том, что государство предоставляет бесплатные образовательные услуги, но, к сожалению, их объём минимален и потребитель нередко сталкивается с коррупцией в данной отрасли.

Образовательные услуги можно разделить на следующие виды:

  • бесплатные;
  • платные.

В Постановлении Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»указано, что потребителем является – организация или гражданин, намеревающийся заказать или заказывающий образовательную услугу для себя или иных лиц. Исполнителем услуги является – государственные или муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, оказывающие платные образовательные услуги в качестве индивидуальных предпринимателей [6].

Исполнитель образовательных услуг обязан оказывать качественные услуги в полном объёме, в соответствии с образовательной программой.

В целях защиты потребителя от произвола исполнителей платных образовательных услуг запрещено повышение стоимости образовательных услуг в случае, когда договор уже заключён. Исключения составляют случаи, когда увеличение стоимости обусловлено ростом инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Исполнитель обязан:

  • предоставить достоверную информацию о себе (фирменное наименование, юридический адрес, режим работы);
  • до заключения договора и в период его исполнения предоставлять достоверную информацию о характере услуги, её качестве и объёме соответствующую требованиям ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О защите прав потребителей».

В случаях, когда потребитель заключает договор с государственной или муниципальной образовательной организацией идентифицировать исполнителя проще. Потребитель может получить информацию о номере лицензии и номере свидетельства о государственной регистрации и сроках их действия, а также наименования, адреса и телефона государственного органа, их выдавшего [3, с. 78]. Данную проверку необходимо сделать до заключения договора об оказании возмездных услуг, так как может попасться недобросовестный исполнитель без лицензии или без государственной аккредитации. В рамках рыночной экономики, вызвавшей большой спрос на оказание различных видов услуг, появилось и огромное количество организаций и индивидуальных предпринимателей, которые ради наживы готовы пожертвовать качеством оказания услуг, жизнью, здоровьем и имуществом своих клиентов.

Но что делать лицу, учащемуся или окончившему высшее учебное заведение, не имеющее государственной аккредитации? В целях защиты прав потребителей, законодатель предусмотрел такое развитие событий. Данные граждане имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. Следует заметить, что негосударственные ВУЗы не имеют права выдавать дипломы государственного образца, но это не значит, что предоставляемые ими услуги незаконны. Примером может служить дело гражданок Разяповой М.М. (студентки) и Разяповой А.Я. (родителя) заключивших договор об оказании платных образовательных услуг в сфере профессионального образования с негосударственным университетом. Нарушений со стороны потребителей и исполнителя не было. По окончании университета Разяповой М.М. выдали диплом негосударственного образца, что, по мнению истцов, нарушение потребительских прав – ведь диплом государственного образца не выдан. В ходе судебного рассмотрения дела, суд пришёл к выводу, что истицы знали о том, что университет не имеет государственную аккредитацию и не может выдать диплом государственного образца, что подтверждается заявлением Разяповой М.М. и договором с университетом, поэтому в требованиях истцов о возмещении ущерба и морального вреда было полностью отказано.

Для оказания образовательных услуг необходимо заключение договора в письменной форме. Наличие договора – вещественное доказательства факта возникновения правоотношений между потребителем и исполнителем образовательной услуги.

При обнаружении недостатка образовательной услуги, у заказчика появляется право на прекращение или изменение данных правоотношении, а также на осуществление других способов защиты потребительских прав [4, с. 56-59].

Недостаток платных услуг может проявляться:

  • в нарушении норм закона;
  • в нарушение договора;
  • несоответствие цели оказания платной услуги.

Существует так же понятие существенный недостаток платных услуг – это неустранимый недостаток, или такой недостаток, который невозможно устранить без несоразмерных расходов и затрат времени, либо выявляющийся неоднократно и т.п.

При обнаружении недостатка платной услуги, потребитель вправе:

отказаться от исполнения услуги и требовать возмещение убытков;

  • требовать безвозмездного оказания услуги;
  • требовать соразмерного уменьшения стоимости услуги;
  • требовать возмещения расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг.

Если исполнитель нарушает сроки, то потребитель вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить исполнение платных образовательных услуг третьим лицам и требовать от исполнителя возмещения понесённых расходов;
  • требовать уменьшения цены образовательных услуг;
  • расторгнуть договор.

Следует заметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны организациями и учреждениями, которые финансируются за счёт государственного или муниципального бюджета. Средства, полученные данными исполнителями, будут возвращены потребителю. Но это не значит, что организации, финансируемые за счёт государственного федерального бюджета, бюджета субъектов РФ или муниципальных органов не могут оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные государственным или муниципальным заданием.

В отличие от оказания образовательных услуг государственными и муниципальными органами, услуги оказанные частными организациями и индивидуальными предпринимателями нередко нарушают права потребителя.

Основной проблемой, с которой сталкивается потребитель образовательных услуг – проблема доказывания недобросовестности услуги,так как в отличие от работы или товара, результат образовательной услуги не имеет материального выражения. Следовательно, услугу, не имеющую материальный результат, в случае несоответствия требованиям качества можно обнаружить, но трудно предъявить вещественные доказательства.

Особенностью данных правоотношений является то, что потребитель изначально не обладает необходимыми знаниями и навыками, до получения образовательной услуги. Это значит, что он на веру принимает полученные от исполнителя знания. Единственным выходом из подобной ситуации является строгий надзор государственных, муниципальных и общественных организаций.

В рамках исследования предлагаем: 1) создать единую базу данных недобросовестных исполнителей образовательных услуг; 2) провести мероприятия по ознакомлению граждан с их потребительскими правами в сфере образования, так как потребитель сам заинтересован в оказании добросовестных услуг; 3) создать экономическое стимулирование деятельности профессиональных преподавателей, педагогических и научных работников, т.к. они проходят переаттестацию каждые пять лет, что подтверждает их профессионализм и высокий уровень знаний [2, с. 24-28]. При наличии на рынке образовательных услуг людей с высоким профессиональным уровнем, конкурентоспособность недобросовестных исполнителей уменьшится.

Список литературы:

1. Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., МегрелидзеМ.Р. – М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. - 158 с.

2. Игумнова О.В. Грант - один из источников формирования имущества некоммерческих организаций // Российский судья. 2006. № 12. С. 24-28.

3. Ситдикова Л.Б. Нормативно-правовое и договорное регулиро­вание отношений на возмездное оказание информационных услуг. – М.: ИГ «Юрист», 2007. 154 с.

4. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2010. № 9. С. 56-59.

5. Ситдикова Л.Б. Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания публичных услуг // Российская юстиция 2015. № 2. С. 14-17.

6. Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»// СЗ РФ 2013, N 34, ст. 4437.

7. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 27.11.2014) "О лицензировании образовательной деятельности"// СЗ РФ 2013, N 44, ст. 5764.