Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
10.07.2015

Методика проведения интеллектуальной игры как формы активного обучения (на примере теории государства и права)

Майорова Мария Станиславовна
Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Матанцев Дмитрий Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Пахомов Виталий Гаврилович
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье определяется значение интеллектуальной игры как формы активного обучения. Представлена методика проведения интеллектуальный игры в рамках освоения дисциплины «теория государства и права», примеры возможных вариантов заданий для студентов.
Ключевые слова: теория государства и права, интеллектуальная игра, круги Эйлера, ассоциации
Электронная версия
Скачать (476.5 Kb)

В условиях активного развития информационного общества, воспроизводства большого количества информации, критерием квалифицированности любого специалиста становится не столько объем накопленного «багажа знаний», сколько умение самостоятельно осуществлять поиск информации и анализировать ее. Как отмечает А.А. Камардина, «главными характеристиками выпускника юридического образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении юридических дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения» [3].

Указанные обстоятельства оказывают непосредственное влияние на методику преподавания в высшей школе. Еще недавно студент рассматривался в большей степени как объект информационного воздействия, его роль в учебном процессе была пассивной. В последнее время все большую актуальность приобретают методики активных форм обучения, смысл которых состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельной познавательной деятельности, творческого решения поставленных перед ними задач. О значимости активных форм обучения свидетельствуют результаты исследования Х.Е. Майхнера, который отмечал, что человек при пассивном восприятии запоминает 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 50% увиденного и услышанного, а при активном восприятии обучаемые сохраняют в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того, что делали или создавали самостоятельно [2]. Таким образом, активные формы обучения позволяют существенно повысить запоминаемость изучаемого материала.

Одной из форм активного обучения является проведение интеллектуальных игр (соревнований) между студентами. Для организации интеллектуальных соревнований требуется разделение студентов группы на более мелкие подгруппы (команды). Оптимальная численность команды – 4-6 человек. Формы состязаний между командами могут быть различными, и подразумевать выполнение как индивидуальных заданий каждым студентом, так и коллективных. Приведем пример некоторых возможных интеллектуальных состязаний.

1. Индивидуальное тестирование. На начальной стадии проведения соревнования, до формирования студенческих команд, возможно выполнение каждым студентом индивидуальных тестовых заданий (15-20 вопросов). За каждый правильный ответ студенту начисляется 0,5 балла. После выполнение теста студенты делятся на команды, и баллы, набранные каждым студентом при тестировании, суммируются и идут в общий зачет команды, в которой студент состоит. Использование тестирования именно как части интеллектуальных соревнований позволяет повысить самостоятельность выполнения студентами индивидуальных заданий и повысить их ответственность за результат, поскольку итоги тестирования отражаются на конечном результате работы команды.

2. Коллективное выполнение письменных заданий. После выполнения индивидуальных заданий и формирования команд рекомендуется организация выполнения студентами коллективных заданий. Студентам могут даваться задания заполнить пропущенные слова в предложениях, дать определение понятию, соотнести различные категории. За каждое правильно выполненное задание команде начисляются баллы.

Пример:

В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

А. __________ означает признание авторитета государственной власти населением.

Б. __________ обозначает процесс перехода от присваивающей экономики к производящей.

В. __________ означает законный порядок формирования и деятельности государственных органов и учреждений.

Г. Государство, в котором какая-либо религия имеет статус официально признанной_________

Д. __________ считают автором формационного подхода к типологии государств.

Автором или сторонником какой концепции происхождения государства был данный мыслитель:

а) К. Маркс –

б) Фома Аквинский –

в) Августин Аврелий –

г) Ж.-Ж. Руссо –

3. Соотношение понятий с помощью кругов Эйлера. Необходимой составляющей успешного освоения студентами любой дисциплины является понимание ее категориального аппарата и умение его использовать. Студенты должны логически определять содержание и объем анализируемого понятия, уметь соотносить данное понятие с другими понятиями изучаемой дисциплины и (или) смежных дисциплин. Для выполнения данной задачи интерес представляет работа студентов с геометрическим изображением понятий (кругами Эйлера).

Пример:

Студентам представляется три схематических варианта (типа) соотношения понятий

1.png

Необходимо определить, к какому типу соотношения относятся следующие понятия:

А) политическая система и гражданское общество

Б) фашизм и тоталитаризм

В) государство и родовая община

Г) предмет и объект исследования

Д) государственное учреждение и механизм государства

4. Игра «Что? Где? Когда?». Одной из форм коллективной работы студентов является взаимодействие между командами по принципу «вопрос-ответ». В процессе проведения интеллектуальной игры преподаватель назначает определенное время (10-15 минут) для составления студентами определенного количества вопросов для другой команды. Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы на них подразумевался однозначный и достаточно краткий ответ. Чтобы исключить возможность совпадения вопросов у различных команд рекомендуется распределить тематику вопросов между командами.

Пример:

Команда «А» составляет 7 вопросов по теме «Форма правления»

Команда «Б» составляет 7 вопросов по теме «Форма государственного устройства»

Команда «В» составляет 7 вопросов по теме «Политический режим».

После составления вопросов путем жеребьевки определяются команды, которые будут задавать друг другу вопросы. На обсуждение и ответ каждой команде отводится определенное время (1-2 минуты). Время обсуждения контролирует секундант команды, задавшей вопрос. Ответ на вопрос дается капитаном команды или по его указанию иным членом команды. За каждый правильный и своевременный ответ команде начисляются баллы.

Такая форма учебного процесса позволяет студентам приобрести навыки работы в коллективе (коммуникативные навыки), выработать способности правильно и четко формулировать задачи, а также способность в короткие сроки максимально эффективно задействовать функции памяти и интеллекта.

5. Игра «Ассоциации». Интерес представляет такая форма коллективной работы, как игра в ассоциации. Преподаватель заранее заготавливает карточки с юридическими понятиями или устойчивыми выражениями.

Например, предлагается раскрыть такие понятия, как «государство», «право», «первобытное общество», «разделение властей» и т.д.

Задача студента состоит в том, чтобы за ограниченный промежуток времени (1-3 минуты) помочь своей команде угадать загаданное слово или выражение при помощи различных жестов, без использования речевых средств.

Такая форма состязания позволяет студентам творчески подойти к раскрытию соответствующего понятия и развить способности ассоциативного мышления.

Продолжительность интеллектуального соревнования зависит от количества и содержания предлагаемых состязаний. По итогам всех состязаний преподаватель подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, составляет рейтинг команд и, исходя из него, проставляет индивидуальные баллы каждому из студентов, принимавших участие в занятии.

Игровая форма обучения стимулирует активное участие студентов в учебном процессе и вовлекает в него даже наиболее пассивных. Кроме того, состязательный характер учебного процесса вызывает у студентов интерес к дисциплине и потребность в углублении собственных знаний.

Таким образом, применение в образовательном процессе (в частности в юридических вузах) интерактивных методов, например, интеллектуальных игр, способствует:

- закреплению и углублению знаний по изучаемой дисциплине;

- выработке навыков в подготовке необходимых документов по заданиям, обозначенным в игре;

- получению опыта публичного выступления, ораторского мастерства;

- лучшему усвоению содержания учебной дисциплины и развитию умения грамотно и убедительно строить ответ, мотивировать выбор и решения;

- активизации мыслительной и познавательной деятельности посредством реализации принципов наглядности, состязательности и творческого подхода;

- стимулированию побудительных мотивов к освоению предмета и будущей специальности;

- формированию активной жизненной позиции в учебе, будущей профессии;

- раскрытию личностного потенциала;

- развитию чувства взаимопомощи, умению работать в коллективе;

- развитию находчивости и активности;

- расширению кругозора, познавательных интересов и творческой смекалки [1].

Список литературы:

1. Деловая игра в процессе образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akvobr.ru/delovaja_igra_v_processe_obrazovania.html

2. Змиевская Е.В. Деловая игра как метод активного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1076

3. Камардина А.А. Деловая игра как один из методов интерактивного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.conference.osu.ru›assets/files/conf_reports/conf9