Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.07.2015

Педагогика индивидуальной работы

Гогицаева Ольга Урузбековна
факультет педагогики и психологии, Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия
Аннотация: Преподаватели часто замечают, что одинаковые воспитательные меры на одних студентов оказывают благотворное влияние, на других действуют слабо, а иногда даже и отрицательно. Это зависит не только от педагога, но и от активности самого студента, его заинтересованности в результатах обучения и воспитания, от уровня его общего развития и воспитанности, от личностных характеристик и психического состояния в данный момент. Именно поэтому большое значение приобретают изучение и учет индивидуальных различий и особенностей студентов, проведение с ними индивидуальной учебно-воспитательной работы.
Ключевые слова: высшее образование, развитие личности, самоактуализация, личностные особенности, социальная активность
Электронная версия
Скачать (470.3 Kb)

На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Основным выражением индивидуальности взрослого человека являются его дарования и способности, творческое мышление, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее проявление индивидуальности студента – восприимчивость к обучению и воспитанию. Преподаватели часто замечают, что одинаковые воспитательные меры на одних студентов оказывают благотворное влияние, на других действуют слабо, а иногда даже и отрицательно [1; 2]. Это зависит не только от педагога, но и от активности самого студента, его заинтересованности в результатах обучения и воспитания, от уровня его общего развития и воспитанности, от личностных характеристик и психического состояния в данный момент. Именно поэтому большое значение приобретают изучение и учет индивидуальных различий и особенностей студентов, проведение с ними индивидуальной учебно-воспитательной работы, правильная организация которой поможет куратору более эффективно влиять на весь процесс формирования личности каждого студента, на сплочение студенческих коллективов. Для успеха индивидуальной работы требуются: 1) изучение и знание индивидуальных, возрастных, национальных и других особенностей студентов; 2) определение ближайших и более отдаленных целей и задач индивидуальной работы; 3) практическое ее осуществление; 4) анализ опыта и оценок результатов индивидуальной работы, применение дополнительных мер воздействия. Цели и задачи индивидуальной работы направлены на воспитание мировоззрения, патриотизма, высоких моральных и психологических качеств студентов [4].

Педагогика индивидуальной работы опирается на восприятие личности как человека с неповторимыми своеобразными характеристиками, только ему присущими особенностями. Безусловно, следует помнить о том, что каждый человек отличается от других людей своим внутренним миром, спецификой деятельности и общения, мотивами, интересами и предпочтениями. Однако, оценивая личность, необходимо отметить следующее: успешность будущей профессиональной деятельности может быть достигнута за счет разных личностных особенностей, но в этом процессе, возможно, самое главное, - умение использовать свои достоинства и нейтрализовать свои недостатки [5].

Ориентиром для индивидуальной работы могут служить личностные характеристики специалиста, овладение которыми позволит достичь профессионального акме:

  • гражданская зрелость, компетентность и высокая общественная активность;
  • мировоззренческая, психологическая и правовая культура;
  • профессиональная этика;
  • высокая нравственность и гуманность;
  • ответственность за судьбы людей и порученное дело;
  • воля и настойчивость в исполнении принятых решений и другие.

Индивидуальная работа в образовательной системе вуза должна включать несколько компонентов, совокупность которых позволяет максимально актуализировать образовательную деятельность [3].

Первый компонент – диагностический. Данные диагностики, полученные с помощью объективных методов исследования, дают основания для определения личностных качеств, психологических особенностей, уровня образования, потенциала развития профессиональной сферы. Для проведения такого рода исследований не стоит использовать громоздкий диагностический инструментарий, поскольку изучение студентов должно носить оперативный характер, а информация, полученная в ходе изучения личности, должна быть ориентировочной. Решение диагностических задач может строиться по алгоритму:

  • понимание потребности в исследовании определенных качеств личности;
  • выявление критериев и показателей, являющихся эталонными для данной категории студентов;
  • определение методик для выявления уровня развития соответствующих личностных характеристик;
  • составление программы диагностирования;
  • реализация диагностической программы, фиксация полученных результатов;
  • анализ полученных результатов, установление уровня развития диагностируемых качеств;
  • подведение итогов, принятие решений о направленности индивидуальной работы и организации профессиональной деятельности.

Изучение воспитанности студентов имеет принципиальное значение для организации индивидуальной работы. Одним из основных показателей эффективности воспитательной системы является уровень воспитанности, интегральной характеристикой которого может быть направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях. Направленность личности проявляется через ведущие мотивы деятельности, интерес к определенным видам социальной активности, особенности отношения к окружающему миру [6].

В качестве эффективных методов и методик изучения уровня воспитанности могут быть использованы такие, как беседа, анкетирование, шкалирование, ранжирование, ситуация выбора, «недописанный тезис».

Второй компонент – организационно-деятельностный. Он непосредственно связан с процессом формирования качеств личности, профессиональных умений, культурных нормативов, системы отношений, преодоления разного рода проблем.

В рамках этого процессуально-определенного компонента (цель – средства – результат) с учетом имеющихся диагностических данных студент включается в образовательный процесс. Использование методов убеждения, внушения, беседы, диалога, упражнения, поощрения, наказания позволяет в условиях субъект-субъектных отношений формировать культуру личности, стиль будущей профессиональной деятельности, варианты поведения в социальной системе. Актуализируются внутренние потенциальные возможности, реализуются сознательно поставленные задачи. При этом следует иметь в виду, что затрагиваются все сферы личности: физиологическое, физическое развитие, являющееся основой физической выносливости, повышения работоспособности, укрепления здоровья. Специальное внимание уделяется психическим, психологическим характеристикам личности. С учетом приоритетности в практической сфере в условиях индивидуальной работы выделяются такие психологические процессы, как внимание, мышление, память, воля и др. [8]. Их развитие сугубо индивидуально, но при систематичности работы можно достичь довольно высоких результатов. Определенное место в индивидуальном развитии личности имеют профессиональные способности. Поскольку они в разной степени требуются для всех категорий будущих специалистов, индивидуальная работа, связанная с развитием способностей, в основном ориентирована на совершенствование гностических, дидактических, организаторских, коммуникативных способностей личности. Их развитие в основном следует связывать с проведением тренингов и системы специальных упражнений [7].

Безусловно, следует обратить внимание на социальную характеристику личности, которая включает социальные нормы, правила, традиции, приоритеты. Они являются важным условием социального функционирования личности, но, отражая особенности субкультуры семьи и ближайшего окружения, зачастую нуждаются в корректировке.

Среди современных технологий в контексте индивидуализации педагогического процесса выделяются личностно ориентированные, концептуальные основы которых, как правило, сфокусированы на уникальность личности, ее ценность и целостность, интеллектуальное и эмоциональное богатство отношений в образовательной системе, процессуальное и содержательное разнообразие, предполагающее результат как культурно-возвышающий акт, фиксирующий движение к личностному идеалу. Система этих идей может быть усилена за счет стимулирования инициативы личности и продуктивного обмена идеями; развития диалога и рефлексивного мышления; побуждения к поиску адекватной аргументации и различных способов выражения мысли; повышения восприимчивости и толерантности к новым идеям; объемного и многопланового видения явлений.

Еще один компонент педагогической работы на основе индивидуального подхода – это социально-психологическое сопровождение, проявляющееся в поддержке личности, которая находится в поиске личных, социальных и профессиональных приоритетов [5]. В этом процессе предусматривается вычленение проблем личного или профессионального характера, детальный анализ их противоречий, определение программы, плана действий и путей выхода из проблемы.

Индивидуальная работа в данном случае должна сориентировать студента на ключевые позиции в преодолении проблемы личного или профессионального характера: осознание сущности проблемы, поиск способов ее решения с учетом имеющихся возможностей и личностных особенностей участников ситуации; решение проблемы и обоснование правильности принятого решения. Оптимизация социально-психологического сопровождения связана с формированием у студентов интеллектуальных умений сравнения, установления причинно-следственных связей, моделирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, а также развитием видения альтернатив, новых подходов, целостного рассмотрения проблемы.

Гарантией качественной индивидуальной работы со студентами является высокий уровень профессионализма преподавателя, характеризующийся глубинным проникновением его в сущность педагогических явлений, его способностью находить соответствующие профессионально значимым ценностям способы, формы и средства организации образовательного процесса.

Компонент коррекции личностных проявлений в организации индивидуальной работы связан, прежде всего, с сопоставлением реальных характеристик личности с теми особенностями будущего специалиста, которые включены в идеальную модель. Коррекция личности проводится с учетом моделирования системы успешной профессиональной деятельности, организации сотрудничества, микросреды с измененными отношениями, продуцирования ситуаций успеха, и не только трансформации представлений личности о себе, но и психосоциального сдвига в направлении качественного изменения профессиональных характеристик. Для решения такого рода задач в педагогическом процессе используются моделирование, диалог, ситуация успеха, положительное подкрепление и другие методы [8].

Одним из важнейших компонентов индивидуальной работы, который выводит ее на новый качественный уровень, является компонент стимулирования самовоспитания, саморазвития. Понятно, что индивидуальная работа как процесс кропотливого поиска и поддержки самобытного начала личности логически выходит на реализацию внутренних потенциальных возможностей конкретного человека через его активное приспособление к профессиональной роли, нормативным установкам и образцам социального поведения.

Индивидуальная работа – это уникальный инструмент стимулирования саморазвития, поскольку в этом процессе диагностируются, поддерживаются и развиваются личные, профессиональные и социальные качества. Еще один компонент индивидуальной работы – контрольно- результативный. Он имеет диагностическую природу и фиксирует качественные и количественные результаты профессионально-личностного развития студента. Этот компонент пронизывает индивидуальную работу и регулирует ее систему.

Индивидуальная работа – это полифункциональный и многоаспектный процесс, ориентированный на личность с учетом ее половозрастных, индивидуально-типологических и социальных характеристик. Известно, что в процессе своего индивидуально-личностного развития ко времени зрелости человек постепенно приобретает стабильную Я-концепцию, высокий уровень сформированности психических процессов и способностей, развитую эмоционально-волевую сферу специалиста. Между тем, индивидуальная работа создает оптимальные условия для профессиональной самореализации личности.

Список литературы:

1. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами// Научно-методический сборник «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии». Факультет управления ФГБОУ ВПО " Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева". Чебоксары, 2015. С. 107-109.

2. Дербина А.В., Кочисов Ч.В. Индивидуальная работа как условие профессионального становления магистра//Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. С. 24

3. Каландаришвили З.Н., Кочисов Ч.В. Научно-исследовательская работа студентов как компонент подготовки специалистов в современном вузе// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 1. С. 23

4. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Преемственность образования как фактор подготовки специалистов в условиях изменения системы образования//Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Личность в изменяющихся социальных условиях». 2010. С. 226-229.

5. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Поиск смысла жизни в юношеском возрасте// Материалы Всероссийской научной конференции «Развитие психологии в системе комплексного человекознания», посвященной 40-летию Института психологии и 85-летию его основателя Б.Ф. Ломова: в 2 частях. Ответственные редакторы: Журавлев, А.Л., Кольцова, В.А. Институт психологии РАН. 2012. С. 198-199.

6. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М., 2008.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М., 2001.

8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 2001.