Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.07.2015

Возрастные характеристики, повышающие риск употребления наркотиков подростками

Кочисов Чермен Валерьевич
магистрант юридического факультета, Санкт - Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: Сегодня всем известно, какие необратимые последствия для физического здоровья наносит употребление наркотических веществ в период интенсивного роста организма. Не менее серьезную травму наркотики наносят личности растущего человека, ведь именно в этот период происходит становление самосознания человека, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения. Основной моральный вред наркотизации – возникновение социально индифферентной или антиобщественной системы мотивов поведения и ценностей человека, употребляющего психоактивные вещества.
Ключевые слова: физическое здоровье, подрастающее поколение, наркотические вещества
Электронная версия
Скачать (562.8 Kb)

На сегодняшний день одним из наиболее опасных и распространенных факторов, подрывающих психическое и физическое здоровье подрастающего поколения, является ранняя наркотизация, употребление психоактивных веществ (ПАВ). Понятие "наркотизация" означает реализацию стремления к употреблению ПАВ, когда у человека нет еще как таковой психической зависимости.

Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического здоровья может иметь употребление наркотических веществ в период интенсивного роста организма. Однако не менее серьезную травму наркотики наносят личности растущего человека, так как именно в этот период происходит становление самосознания человека, формируются жизненные ценности, идеалы, убеждения, определяются планы на будущее. Главный моральный вред наркотизации – возникновение социально индифферентной или антиобщественной системы мотивов поведения и ценностей человека, употребляющего ПАВ.

Табакокурение, употребление алкоголя, экспериментирование с токсическими веществами и наркотиками приняли в подростковой среде характер эпидемии стабильность российского общества уже в ближайшей перспективе.

Как отмечают многие исследователи, новым опасным явлением стало появление "семейной наркомании", т.е. ситуации при которой один из членов семьи втягивает других ее членов в потребление наркотиков [2; 3]. Это чаще видно среди молодых семей, и, как правило, в больших городах. По результатам социологических опросов, таких семей насчитывается уже несколько десятков тысяч. Отмечены случаи привлечения к употреблению ПАВ несовершеннолетних самими родителями.

Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя наркотизация преимущественно касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Эту группу детей можно было определить как группу риска и вести с ней целенаправленную профилактическую работу [8]. Современные данные свидетельствуют о постепенном изменении социального статуса подростков, начинающих употреблять ПАВ [7]. К сожалению, сегодня, в «отряд» наркоманов попадают дети и из благополучных семей. Причины здесь кроются и чрезмерной опеке со стороны родителей, и в доступности материальных ценностей и т.д. У таких подростков главными ценностями выступает доступность к удовольствиям, в том числе наркотическим [6].

Нельзя отрицать влияния семейных отношений на формирование подростка. С одной стороны, этот период развития ребенка часто характеризуется снижением эффективности и изменением характера и способов взаимодействия с членами семьи, а также нарушением установленных правил поведения внутри семьи. С другой стороны, как отмечают в своих работах К. Хаггерти, Г.В. Латышев, Д.Д. Речнов, С.М. Яцишин, в то время как публикации в СМИ часто сообщают о том, что для подростков в процессе принятия решений более значимым становится мнение сверстников, нежели мнение родителей, подростки продолжают считать влияние родителей на их жизнь определяющим [5]. Это касается большинства значимых решений относительно целей в жизни, ценностей и перспектив. Однако родители отмечают, что с трудом могут влиять на то, будет ли их ребенок курить, употреблять наркотики и алкоголь.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Не смотря на то, что психическое и физиологическое развитие протекают самостоятельно, границы этого этапа в жизни подростка сложно определить. У некоторых подростков этот этап наступает ранее, у других — позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Этот период, обычно протекает как для ребенка, так и для родителей сложно. Лев Семенович Выготский в работе "Педология подростка" [4] пишет, что, с одной стороны, в нем происходит свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов, а, с другой стороны, возрастает самостоятельность в принятии решений, настойчивость в достижении цели, значительно многообразнее и содержательнее становятся отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. В процессе прохождения данной стадии своего развития ребенок занимает качественно новую социальную позицию.

Э.Штерн считал, что подростковый возраст характеризуется не только особым образом мыслей и чувств, но и особым способом действий [1]. Он отмечал, что этот способ находится между детской игрой и серьезной, ответственной деятельностью взрослого, и назвал его "серьезной игрой". Все, за что принимается подросток - очень серьезно, и его намерения по отношению к этому делу так же очень серьезны, но, при этом, все, что он делает, – только проба. Такая форма действий очень важна для развития человека, ребенок должен пробовать, искать новый способ действия, знать, что то, чего он достиг, не является пределом совершенства.

Ст.Холл [9] подчеркивал, что подростковая стадия развития человека соответствует эпохе романтизма в истории человечества. В этот период человек находится между детством – эпохой охоты и собирательства – и взрослостью – эпохой развитой жизни и цивилизации. Отсюда главные характеристики подросткового возраста по Ст.Холлу: нестабильность, энтузиазм, смятение и закон контрастов. Так же Холл описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка и выделил ряд противоречий, присущих этому возрасту. Например, чрезмерная активность подростка может привести к изнурению, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, безумная веселость сменяется унынием и т.д.

Согласно Л.С. Выготскому [4], в подростковом возрасте в центр сознательной деятельности выдвигается мышление. Возникает и развивается теоретическое мышление, опирающееся на научные понятия. Именно оно, согласно Льву Семеновичу, формирует новый тип познавательных интересов (интерес не только к фактам, но и к закономерностям), и приводит к возникновению рефлексии, то есть умению "направить мысль на мысль", а также на познание своих собственных психических процессов и особенностей личности.

Согласно теории Д.Б. Эльконина [9], подростковый возраст связан с новообразованием, возникающим из ведущей деятельности предыдущего периода. В процессе учебной деятельности ребенок сменяет направленность от внешнего мира на направленность на самого себя. Центральное новообразование этого возраста, по Д.Б. Эльконину [9], - "чувство взрослости". Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он хочет быть взрослым и что бы окружающие признавали его взрослость. Чувство взрослости – переходная форма самосознания. Оно социально по своему происхождению и определяет оценку подростком себя и других. Пользуясь терминологией А.Н. Леонтьева, ведущей деятельностью в этом возрасте является общение - деятельность, содержанием которой является другой человек, это может быть сверстник или взрослый, с которым устанавливаются определенные отношения [3]. Ребенок осваивает в этой деятельности область моральных норм, на которых строятся социальные взаимоотношения. В это период у подростка формируются индивидуальные формы самосознания: с одной стороны это ощущение взрослости, с другой - «Я-концепция».

Говоря о взрослении подростка, имеют ввиду готовность его к взрослой жизни, на равных правах всех участников. Несомненно, ребенок в этом возрасте далек от настоящей взрослой жизни, со всех ее сторон; он не способен влиться в нее, хотя очень к ней стремится. В ряде научных работ отмечается, что подростки ниспровергают авторитеты. Теперь взрослые, особенно "значимые взрослые", например, родители должны заново завоевывать авторитет.

Многие "истины", которые существуют в обществе, ставятся ребенком под сомнение. Он должен проверить их на собственном опыте. В подростковом возрасте ребенок ищет однозначного ответа на свои вопросы, отсюда возникает "подростковый максимализм" и антагонистические отношения с близкими людьми.

Так как подросток хочет эмансипироваться от взрослого, но и быть ребенком, то он находится как бы в подвешенном состоянии между детским обществом и обществом взрослых. Естественно, что он в этом возрасте общается и группируется со сверстниками.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что в обществе сверстников подростки удовлетворяют потребность в самовыражении, ищут эмоциональное тепло и поддержку, получают недостающую информацию. В совместной деятельности со сверстниками ребенок вырабатывает навыки социального взаимодействия, умение подчинятся коллективным требованиям, встать на позицию другого, соотносить личные интересы с общественными, что так необходимо в обществе взрослых.

Формирование «взрослости» напрямую зависит от самоотверждения черт характера подростком. Чрезмерная критичность, может привести занижению самооценки, которая в этом возрасте, зачастую, итак занижена. Это так же является одним из факторов, способствующих употреблению психоактивных веществ. В этом возрасте подросток характеризуется частой сменой настроения, нестабильностью. Причиной могут быть и отчужденность, отсутствие взаимопонимания как в школе, так и дома.

Особое внимание нужно уделять увлечениям подростка. В этом возрасте они могут часто меняться. Обычно увлечения в этот период не связаны со школой и процессом обучения.

Для подростка чаще всего присущ информативно-коммуникативный вид увлечения. Это видно из желания получить новую, но не совсем содержательную информацию, которую не требуется критически анализировать, и желание в легком общении с ровесниками — во многочисленных контактах, позволяющей обмениваться этой информацией.

Если ребенок в этом возрасте не имеет увлечений, это может привести проблемам, таким как алкоголизм, наркомания, токсикомания, интерес к азартным играм, которые провоцируют к противоправным действиям.

Степень увлечения подростков взаимосвязана с формированием характера. Интеллектуально-эстетические влечения более свойственны для тревожного (сензитивного), застревающего (шизоидного), осторожного (психастенического) и дистимного (астено-невротического) типов. Эгоцентрические увлечения присущи в основном демонстративному (истероидному), отчасти возбудимому (эпилептоидному) и гипертимному типам характера. Данному типу характерны лидерские увлечения. Телесно-мануальные увлечения обычно наблюдаются у детей с возбудимым типом характера, чаще у гипертимных. Накопительские увлечения свойственны для возбудимого типа; у ребят с демонстративным типом характера они проявляются из-за желания обратить на себя внимание. Информативно-коммуникативные увлечения характерны детям с неустойчивым типом характера или со смешанными с ним типами.

Для подростка характерно появление новых друзей и знакомых, они могут объединяться в неформальные группы. И здесь очень важным является то, что ребенок может перенять в этой группе.

Как отмечает большинство исследователей, подросток редко начинает употреблять наркотики или алкоголь по причине того, что эти вещества являются предметом новой потребности. Чаще всего ребенок выбирает компанию, группу, в которой нередко обязательным элементом времяпрепровождения является выпивка или употребление наркотиков.

В таких группах подросток находит поле для самоутверждения, может обрести высокий статус, т.е. то, что не могли ему дать ни в школе, ни в семье [1].

Как правило, у подростка возникает впечатление, что отношения внутри группы очень демократичны и они могут дать ему ощущение теплоты, спаянности. Чаще всего употребление ПАВ является ритуалом посвящения в члены группы. Оно символизирует взрослость и мужественность. В дальнейшем употребление ПАВ воспринимается ребенком как нечто обычное, он принимает ПАВ перед тем как встретиться с друзьями, пойти на дискотеку и т.д. [2].

Подростковый возраст является одним из критических периодов в жизни человека. В нем происходит биологическая перестройка организма с ярко выраженным психоэндокринным сдвигом. Вследствие этого в подростковом возрасте значительно повышается риск возникновения пограничных нервно–психических расстройств и связанных с ними поведенческих девиаций [3].

Наркоманию принято относить к саморазрушающему поведению. Именно при этом поведении исследователи столкнулись "с ригидным использованием стереотипов, конфликтом между правилами, схематизацией и мифологизацией жизненного опыта" [3].

Согласно Э.Г. Эйдемиллеру и С.А. Кулакову [3], саморазрушение являет собой противоположность личностному росту. В саморазрушении можно проследить тенденцию к регрессу и возникновению механизмов личностной защиты.

Подростковому возрасту свойственны резкие, не всегда предсказуемые элементы саморазрушающего поведения. Увы, предупреждения взрослых, перспектива тяжелых увечий и даже смерти не могут остановить подростка в принятии "своих" решений. При определенных обстоятельствах последствия таких решений могут повести за собой аномальное развитие ребенка. Если это случается, то употребление наркотиков это не только признак личностно-психологического неблагополучия, но и показателем саморазрушающего поведения.

Как правило, причинами развития саморазрушающего поведения можно назвать:

- неумение подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

- несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;

- наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Объективные (социальные) и субъективные (психологические) факторы, действующие на подростка, вводят его в субдепрессивное, а иногда и в депрессивное состояние. Но образ идеального "Я", к которому стремится подросток, не может быть депрессивным или тревожным, он будет целеустремленным, уверенным в себе.

В результате, у подростка возникает несоответствие мыслей и чувств в реальном состоянии и в идеальном представлении. Он может избавиться от этого несоответствия и с помощью употребления.

Существует еще одна точка зрения на причины, способствующие употреблению подростками наркотических веществ:

- заниженная самооценка;

- зависимость от отношения окружающих подростка людей: оценка собственного настроения в зависимости от настроения людей из вне;

- неспособность просить о помощи;

- экстремальное мышление

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в подростковом возрасте психологическое состояние ребенка нестабильно. Его отношения с родителями, сверстниками и учителями, и даже с самим собой постоянно меняются. Поэтому важным фактором благополучного прохождения этого жизненного этапа являются, на наш взгляд, отношения в семье. Важным является не только стиль поведения членов семьи во время подросткового возраста, но и родительский стиль воспитания на протяжении всего детства, т.к. именно в семье формируются продуктивные формы выхода из затруднительных ситуаций, способы психологической защиты ребенка и другие важные психологические свойства человека.

Список литературы:

1. Барцалкина В.В. «В фокусе созависимости – семья»// «Учитель, ученик, родитель». М., 2002.

2. Барцалкина В.В., Шурыгин А.Н. «Семейная команда против команды наркотиков»// Журнал «Техника молодежи». 2002, №9.

3. Березин С.В., Лисецкий К.С, Мотынга И.А. «Психология ранней наркомании», Самара, 1997.

4. Выготский Л.С. "Педология подростка", М. 1984г.

5. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 38-41.

6. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Поиск смысла жизни в юношеском возрасте//Материалы Всероссийской научной конференции «Развитие психологии в системе комплексного человекознания», посвященной 40-летию Института психологии и 85-летию его основателя Б.Ф. Ломова: в 2 частях. Ответственные редакторы: Журавлев, А.Л., Кольцова, В.А.; Институт психологии РАН. 2012. С. 198-199.

7. Каландаришвили З.Н., Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Проблема профилактики употребления психоактивных веществ подростками Северной Осетии//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: http://www.science-education.ru/125-19891(дата обращения: 23.06.2015).

8. Кондаков Ю.Е., Кочисов Ч.В. Девиации правосознания: теоретический аспект//Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 1; URL: http://www.eduherald.ru/122-11985 (дата обращения: 23.03.2015).

9. Обухова Л.Ф. "Возрастная психология", М. 1996 г.