Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
04.08.2015

Влияние денежно-кредитной политики Центрального Банка на экономическую устойчивость развития промышленного предприятия в Российской Федерации

Шагеев Денис Анатольевич
преподаватель кафедры менеджмента НОУВПО «Русско-Британский Институт Управления» г. Челябинск, Российская Федерация
Аннотация: В статье представлен результат глубокого анализа влияния денежно-кредитной политики Центрального Банка (ЦБ) на экономическую устойчивость развития промышленного предприятия в РФ в макроэкономическом формате. Уточнено определение «устойчивое развитие» в контексте экономической устойчивости развития промышленного предприятия. Представлен обзор таких факторов влияния на развитие предприятия, как ставка рефинансирования, ключевая ставка, ставка коммерческого банка, курс валют и инфляция. На основании выполненного сравнительного анализа официальных статистических данных этих факторов по России и странах Североатлантического альянса сделан вывод о том, что экономическая политика ЦБ РФ является не эффективной по отношению к предприятию. Для того чтобы оценить степень влияния политики ЦБ РФ на развитие предприятия предложена специальная формула расчёта введённого показателя уровня баланса (уровня дисбаланса). В результате расчётов выявлен низкий уровень баланса интересов предприятия и ЦБ РФ нарушающий закон самосохранения систем. В конце статьи представлены некоторые рекомендации по повышению эффективности влияния денежно-кредитной политики ЦБ на экономическое устойчивое развитие промышленного предприятия в РФ.
Ключевые слова: промышленное предприятие, банк, инфляция, курс валют, кредит, ключевая ставка
Электронная версия
Скачать (882.3 Kb)

Экономическая ситуация в Российской Федерации в 2014-2015 годах значительно обострилась в результате влияния геополитических факторов. В качестве таких факторов выступили экономические санкции. Инициаторами этих санкций выступили страны Североатлантического альянса, в их числе США и большинство стран Еврозоны. Основная цель этих стран экономическое ослабление историко-геополитического врага России в результате конкурентной борьбы за расширения зоны влияния на Евразийском континенте. В следствии экономических санкций в РФ наблюдается значительное снижение потенциала устойчивого развития всех экономических субъектов, в их число входят и промышленные предприятия.

В научной экономической и финансовой литературе, и практике существует десятки определений «устойчивого развития», рассмотрим те из них, которые в большей степени согласуются с направлением экономической устойчивости развития промышленного предприятия [14]:

  1. Согласно общей теории систем понятие «устойчивость» тесно связано с понятием «равновесие». Для обеспечения состояния динамического равновесия используется термин «гомеостаз» – это набор взаимосвязанных правил поведения системы для поддержания её в устойчивом состоянии.
  2. Экономическая устойчивость развития промышленного предприятия является следствием стабильного превышения доходов над расходами. Она обеспечивает управление денежными средствами предприятия с целью эффективного их использования для бесперебойности процесса производства и реализации продукции.
  3. В исследовании Д.А. Шагеева и А.А. Алабугина «Управление развитием промышленного предприятия по показателям дисбаланса целевых характеристик» под устойчивым развитием понимается процесс управляемого достижения и цель сохранения уровня дисбаланса целевых характеристик предприятия и целевых характеристик заинтересованных сторон в зоне допустимых значений «компромисс-консенсус» в процессе закономерных циклических переходов к более высоким уровням качества и эффективности функционирования и развития предприятия в составе систем более высокого уровня. Поэтому по мнению авторов важно соблюдать баланс целевых характеристик (интересов) предприятия и заинтересованных сторон, что в итоге способствует повышению качества и эффективности управления предприятием. Это приведёт прежде всего к повышению экономической устойчивости РФ, как системы более высокого уровня.

Объединяющим тезисом всех представленных понятий является равновесие или сбалансированность каких-либо элементов внутри системы (экономической, социальной, политической и т.д.) В данной статье особое внимание уделено второму варианту - «экономическая устойчивость развития» промышленного предприятия. Рассмотрена суть процесса влияния денежно-кредитной политики Центрального Банка (ЦБ) на экономическую устойчивость развития промышленного предприятия, которое предложено выражать через показатель уровня баланса (УБ) интересов предприятия и кредитора (ЦБ РФ и коммерческий банк). В связи с этим в заключении статьи будет представлена формула и пример расчёта УБ.

Ниже предлагается рассмотреть геополитические и экономические факторы, оказывающие влияние на экономическое устойчивое развитие промышленного предприятия. Проанализировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ в направлении повышения (снижения) уровня экономической устойчивости развития промышленного предприятия в России.

В центре проблемы находятся деньги, точнее возможность их получения в финансовых институтах для развития промышленного предприятия. Например, для строительства новых цехов, организации новых рабочих мест, закупки промышленного оборудования или просто модернизации производства. Однако доступ предприятий к деньгам существенно ограничен в результате влияния денежно-кредитной политики ЦБ РФ. Это напрямую связано с такими показателями, как ставка рефинансирования и ключевая ставка.

Ставка рефинансирования – это размер процента в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям [11]. То есть, это ставка, по которой ЦБ РФ выдаёт кредиты коммерческим банкам, а они в свою очередь выдают промышленным предприятиям с учётом банковской прибыли. Это положение выполнялось до сентября 2013 года. Рассмотрим динамику ставки рефинансирования ЦБ РФ в таблице 1 по годам [7].

Таблица 1. Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ

Период действия

%

Период действия

%

14 сентября 2012 г. —

8,25

29 июня 1998 г. — 23 июля 1998 г.

80

26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г.

8

5 июня 1998 г. — 28 июня 1998 г.

60

3 мая 2011 г. — 25 декабря 2011 г.

8,25

27 мая 1998 г. — 4 июня 1998 г.

150

28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г.

8

19 мая 1998 г. — 26 мая 1998 г.

50

1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.

7,75

16 марта 1998 г. — 18 мая 1998 г.

30

30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г.

8

2 марта 1998 г. — 15 марта 1998 г.

36

29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г.

8,25

17 февраля 1998 г. — 1 марта 1998 г.

39

24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г.

8,5

2 февраля 1998 г. — 16 февраля 1998 г.

42

28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г.

8,75

11 ноября 1997 г. — 1 февраля 1998 г.

28

25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г.

9

6 октября 1997 г. — 10 ноября 1997 г.

21

30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г.

9,5

16 июня 1997 г. — 5 октября 1997 г.

24

30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г.

10

28 апреля 1997 г. — 15 июня 1997 г.

36

15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г.

10,5

10 февраля 1997 г. — 27 апреля 1997 г.

42

10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г.

10,75

2 декабря 1996 г. — 9 февраля 1997 г.

48

13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г.

11

21 октября 1996 г. — 1 декабря 1996 г.

60

5 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г.

11,5

19 августа 1996 г. — 20 октября 1996 г.

80

14 мая 2009 г. — 4 июня 2009 г.

12

24 июля 1996 г. — 18 августа 1996 г.

110

24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г.

12,5

10 февраля 1996 г. — 23 июля 1996 г.

120

1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г.

13

1 декабря 1995 г. — 9 февраля 1996 г.

160

12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.

12

24 октября 1995 г. — 30 ноября 1995 г.

170

14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.

11

19 июня 1995 г. — 23 октября 1995 г.

180

10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.

10,75

16 мая 1995 г. — 18 июня 1995 г.

195

29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.

10,5

6 января 1995 г. — 15 мая 1995 г.

200

4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.

10,25

17 ноября 1994 г. — 5 января 1995 г.

180

19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г.

10

12 октября 1994 г. — 16 ноября 1994 г.

170

29 января 2007 г. — 18 июня 2007 г.

10,5

23 августа 1994 г. — 11 октября 1994 г.

130

23 октября 2006 г. — 28 января 2007 г.

11

1 августа 1994 г. — 22 августа 1994 г.

150

26 июня 2006 г. — 22 октября 2006 г.

11,5

30 июня 1994 г. — 31 июля 1994 г.

155

26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г.

12

22 июня 1994 г. — 29 июня 1994 г.

170

15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г.

13

2 июня 1994 г. — 21 июня 1994 г.

185

15 января 2004 г. — 14 июня 2004 г.

14

17 мая 1994 г. — 1 июня 1994 г.

200

21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г.

16

29 апреля 1994 г. — 16 мая 1994 г.

205

17 февраля 2003 г. — 20 июня 2003 г.

18

15 октября 1993 г. — 28 апреля 1994 г.

210

7 августа 2002 г. — 16 февраля 2003 г.

21

23 сентября 1993 г. — 14 октября 1993 г.

180

9 апреля 2002 г. — 6 августа 2002 г.

23

15 июля 1993 г. — 22 сентября 1993 г.

170

4 ноября 2000 г. — 8 апреля 2002 г.

25

29 июня 1993 г. — 14 июля 1993 г.

140

10 июля 2000 г. — 3 ноября 2000 г.

28

22 июня 1993 г. — 28 июня 1993 г.

120

21 марта 2000 г. — 9 июля 2000 г.

33

2 июня 1993 г. — 21 июня 1993 г.

110

7 марта 2000 г. — 20 марта 2000 г.

38

30 марта 1993 г. — 1 июня 1993 г.

100

24 января 2000 г. — 6 марта 2000 г.

45

23 мая 1992 г. — 29 марта 1993 г.

80

10 июня 1999 г. — 23 января 2000 г.

55

10 апреля 1992 г. — 22 мая 1992 г.

50

24 июля 1998 г. — 9 июня 1999 г.

60

1 января 1992 г. — 9 апреля 1992 г.

20


В период экономической депрессии с 1992 по 1999-2000 годы, наблюдаются самые высокие процентные ставки Банка России в диапазоне от 20 до 210%. Кредиты на внутреннем банковском рынке РФ практически недоступны промышленным предприятиям. Таким образом, инвестиции в промышленный сектор были сведены к нулю. В результате произошло существенное экономическое и технико-технологическое отставание промышленных предприятий от их конкурентов в странах Североатлантического альянса. Если у промышленных предприятий нет возможности получения денег под доступные процентные ставки значит: нет новых станков, нет новых технологий и нет модернизации производства. Наблюдается простая причинно-следственная связь, которая приводит к катастрофически низкому уровню экономического развития промышленных предприятий в РФ.

В настоящее время ставка рефинансирования ЦБ РФ формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования теперь используется в России только в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Первый заместитель председателя ЦБ РФ Ксения Юдаева сделала официальное заявила, что одним из центральных положений реформы Банка России является переход к инфляционному третированию, как к конституциональному механизму проведения денежно-кредитной политики, а также постепенное снижение инфляции, что необходимо для повышения инвестиций.

Для этих целей Центральным Банком России в сентябре 2013 года и была введена ключевая ставка. Ключевая ставка – это процентная ставка, по которой Центральный банк России (ЦБ РФ) предоставляет кредиты коммерческим банкам в долг на одну неделю, и одновременно та ставка, по которой ЦБ РФ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Она играет роль при установлении процентных ставок по банковским кредитам и оказывает влияние на уровень инфляции и стоимость фондирования банков [6].

Со 2 февраля 2015 года значение ключевой ставки составило 15%, для сравнения, в 2013 году это значение составляло 5,5%. Повышение ключевой ставки, руководство ЦБ РФ объясняет экономической неопределенностью, обусловленной нестабильностью внешних условий и увеличением волатильности на финансовых рынках.

По официальной версии целью сохранения и повышения уровня ключевой ставки в течение первого полугодия 2014 года является ограничение инфляционных последствий курсовой динамики и поддержание финансовой стабильности. Руководство Банка России сообщило, что в ближайшее время оно не намерено снижать ключевую ставку. Во втором полугодии 2014 года повышение ставок в среднесрочной перспективе объяснялось возможностью замедлить рост потребительских цен [6].

Но важно отметить, что с ростом ключевой ставки ЦБ РФ, растут и ставки кредитования всех коммерческих банков, наблюдается существенный прирост инфляции сверх нормы, поэтому политика ЦБ РФ в данном случае является противоречивой.

Таким образом, с сентября 2013 года по настоящее время минимальная стоимость кредитов в РФ определяется именно ключевой ставкой таблица 2 [7]. На 16 июня 2015 года минимальная стоимость кредита в рублях 11,5% годовых с нулевым уровнем доходности коммерческих банков.

Таблица 2. Динамика ключевой ставки ЦБ РФ

Период

Ключевая ставка ЦБ РФ

с 13 сентября 2013 года

5,5%

с 3 марта 2014 года

7%

с 25 апреля 2014 года

7,5%

с 25 июля 2014 года

8 %

с 5 ноября 2014 года

9,5%

с 12 декабря 2014 года

10,5%

с 16 декабря 2014 года

17%

со 2 февраля 2015 года

15%

с 16 марта 2015 года

14%

с 05 мая 2015 года

12,5%

с 16 июня 2015 года

11,5%


В результате стоимость кредита для промышленных предприятий (для юридических лиц под разные цели) в рублях в РФ на 28.07.2015 составляет в среднем от 18% и выше (таблица 2). Таким образом, практически не возможно получить долгосрочные кредиты на развитие предприятия. Это связано с тем, что норма рентабельности долгосрочных проектов промышленного предприятия как правило не превышает 7-8% в год, это значение меньше средней ставки коммерческих банков примерно в два раза. Поэтому ни один банк не выдаст кредит на таких условиях, потому что предприятие не сможет выполнить свои обязательства по выплате долга. Максимально возможно получить краткосрочный займ до одного года.

Таблица 2. Процентные ставки по кредитам на инвестиции и для развития бизнеса

Банки России

Средняя ставка

Сбербанк России

от 18,5%

ВТБ 24

от 17%

Альфа-Банк

от 19%

Уральский банк реконструкции и развития

от 22%

Бинбанк

от 14%

Банк Москвы

от 17,9%

Средняя ставка

от 18,%


Для сравнения рассмотрим ставку рефинансирования ЦБ (федеральных резервных систем) стран Запада и Востока в таблице 3 [6].

Таблица 3. Размер ставок ЦБ (федеральных резервных систем) стран Запада и Востока

Страна

Размер ставки, %

Дата последнего изменения

Еврозона

0,05%

04.09.2014

Япония

0,1%

19.12.2008

США

0,25%

16.12.2008

Великобритания

0,5%

05.03.2009

Австралия

2,5%

06.08.2013

Мексика

3%

25.10.2013

Турция

8%

29.01.2014

Украина

30%

04.03.2015

Беларусь

25%

09.01.2015

Россия

11,5%

16.06.20

В странах еврозоны, Японии и США процентная ставка ЦБ не превышает 0,5%. Самая высокая из рассмотренных стран ставка 30% на Украине. В России 11,5%. Очевидно то, что в странах Североатлантического альянса кредит для промышленных предприятий дешевле примерно в 23 раза, чем для отечественных предприятий. Таким образом, руководство предприятий этих стран имеют доступ к дешёвым деньгам и реализуют политику устойчивого экономического развития. Это даёт им особые конкурентные преимущества перед предприятиями других стран. Например, возможность увеличения производственных мощностей, разработка новейших технологий и многие другие.

Важно уделить внимание возможности получения промышленными предприятиями валютных кредитов в коммерческих банках РФ, как доступной альтернативе рублёвому кредиту. Упрощённо схема выглядит следующим образом: коммерческий банк РФ берёт кредит в Западном банке в долларах (евро) под низкую процентную ставку по разным оценкам экономистов экспертов-аналитиков примерно 3-6% [6], далее выдаёт кредит промышленным предприятиям в РФ под 7-15%, тоже в валюте.

По данным ЦБ РФ динамика процентной ставки таких валютных кредитов в РФ за последние 2 года была следующей (рисунок 1) [7].

Например, «Нордеа Банк» предлагает своим клиентам кредиты в долларах и евро. Процентная ставка зависит от срока кредита, а также наличия поручителей и составляет для долларовых кредитов – 12-14%, для кредитов в евро – 13-15% при наличии поручителей, и по долларам – 14-16%, по евро – 15-17% без поручителей сумма не ограничена (www.nordea.ru/bank_services).

В «Юни Кредит Банке» долларовый кредит можно оформить на сумму до 500 тыс. долларов под 7,76-11,5% годовых. Максимальная сумма кредита в евро – 330 тыс. евро, а ставка колеблется в пределах – 7,77-11,5%. Возможно увеличение суммы кредита (www.unicreditbank.ru/ru/moscow/personal.html#home).

«Альфа-Банк» под залог недвижимости предоставляет кредит на любые цели на сумму до 2 млн. долларов. Процентная ставка составляет 9% (www.alfabank.ru).

Рис. 1. Динамика процентной ставки по валютным кредитам, %

Рис. 1. Динамика процентной ставки по валютным кредитам, %

 Значительная часть промышленных предприятий формировала стратегию экономического развития в обход коммерческих банков РФ, договариваясь на прямую с Западными банками о получении кредита. Тем самым, исключая посредника коммерческого банка РФ и снижая размер процентной ставки до минимального значения от 0,4% годовых.

Например, Шведский банк «SEB» от 30 000 до 300 000 евро на срок до пяти лет, процентная ставка для малого и среднего бизнеса 5,28% (www.seb.se).

Банк «KfW», страна Германия до 500000 евро и выше, процентная ставка 0,4% (www.kfw.de).

Банк «Landeskreditbank Baden-Wuerttemberg Foerderbank» до 150000 евро на 3 года, 0,5% для малого бизнеса (www.l-bank.de).

Важно отметить, что в странах Североатлантического альянса некоторые банки выдают кредиты с нулевыми ставками, возможен вариант отрицательных ставок (-0,1-2%). Такие кредитные режимы исключительно для отечественных промышленных предприятий стран Запада. При такой денежно-кредитной политики Центральных Банков этих стран создаётся возможность для промышленных предприятий поддерживать стратегический курс в направлении устойчивого экономического развития.

Таким образом, по нашему мнению следует использовать опыт денежно-кредитной политики ЦБ стран Североатлантического альянса для ЦБ РФ и национальных банков России. Во всём мире эти меры именуются политикой количественных смягчений. Это создаст положительный инвестиционный климат в России и даст возможность получения условно неограниченного числа денег промышленным предприятиям для их экономического развития.

Об этом же говорил Президент РФ В.В. Путин в своём послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года «Нам нужны «дешёвые» и «длинные» деньги для кредитования экономики, дальнейшее снижение инфляции, конкурентные банковские ставки. Я прошу Правительство и Центробанк подумать над механизмами решения таких задач. Знаю хорошо, что мне возразят и скажут некоторые эксперты, что обеспечение «длинных» денег – это не задача Центрального банка, что «длинные» деньги – это накопления граждан, предприятий, пенсионные деньги и так далее. Да, всё это хорошо известно. Но также известно, что в ФРС Соединённых Штатов, в Евроцентробанке, в других некоторых центральных банках прямо в уставах записана обязанность этих структур думать о рабочих местах и обеспечении темпа роста экономики» [8].

В своём послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года президент в очередной раз напомнил о необходимости «дешёвых» и «длинных» деньгах для кредитования экономики.

В выступление Президента РФ на заседании Государственного Совета, посвящённого развитию отечественного бизнеса 18 сентября 2014 года В.В. Путин о доступности кредитов. «Какие шаги считаю приоритетными. Во-первых, нужно обеспечить доступность кредитов, создать новые конкурентоспособные по мировым стандартам условия финансирования бизнеса… И не раз говорили, что процентные ставки по кредитам часто превышают рентабельность проектов, ставят участников экономической деятельности по существу за рамки экономического здравого смысла.

Правительству и Банку России было поручено проработать эти вопросы, проработать вопросы снижения уровня процентных ставок для кредитования промышленных предприятий, в том числе с помощью механизма проектного финансирования. Я знаю, что такой механизм разработан, он и Банком России внедряется, и министерства, ведомства соответствующим образом с этим работают. Прошу сегодня Министра экономического развития Алексея Валентиновича Улюкаева доложить о том, как идёт эта работа, рассказать, на каких условиях Вы считаете целесообразным дальше осуществлять эту деятельность, что предлагается сделать для того, чтобы улучшить деятельность в этом секторе» [9].

Если политика ЦБ РФ в области ставок не будет изменена, то в промышленном секторе по-прежнему будет исключена возможность экономического устойчивого развития, что в свою очередь приведёт к снижению уровня баланса интересов предприятия-кредитора и предприятия-государства.

Такая денежно-кредитной политика ЦБ РФ за последние 24 года, перевела промышленные предприятия из юрисдикции РФ в юрисдикцию стран Североатлантического альянса, через систему иностранного кредитования. Это способствовало подрыву национальной экономической безопасности РФ. Поэтому В.В. Путин в своих выступлениях обращает внимание властей, руководство ЦБ и граждан РФ на решение проблемы создания национального бизнеса. Кроме того, увеличивает уровень дисбаланса предприятия и государства такой фактор, как отток капитала из РФ в страны Запада, через разнообразные офшорные схемы. Самая главная причина обозначенных проблем - это дорогие деньги в результате неэффективной денежно-кредитной политики ЦБ в период начала 90-х до сегодняшних дней.

Кроме стихийного повышения ставок, ЦБ РФ осенью 2014 года официально объявил плавающий курс рубля. В результате такой политики ЦБ РФ изменился курс рубля по отношению к доллару и евро в два раза. Эту ситуацию можно проследить на графике рисунка 2, на примере доллара [7].

Это привело к тому, что значительная часть промышленных предприятий попала в «экономическую ловушку», имея долговые обязательства по валютным кредитам. Когда реально в рублях нужно отдавать в два раза больше, чем первоначальная сумма займа, так как значительная часть промышленных предприятий реализует произведённый продукт на внутреннем рынке за рубли, а кредит нужно отдавать в долларах или евро. Похожую ситуацию экономика России уже проходила в кризисный 2008 год. С тех пор денежно-кредитная политика ЦБ РФ не изменилась. 

Рис. 2. Средневзвешенный курс доллара США на торгах ЕТС

Рис. 2. Средневзвешенный курс доллара США на торгах ЕТС

В такой ситуации промышленные предприятия вынуждены повышать цены, чтобы выплачивать валютные кредиты или в крайнем случае заявить о своём банкротстве. Это в свою очередь привело к значительному повышению инфляции в РФ на 12,3% в период ноябрь 2014 по июнь 2015 гг. (по данным РБК http://quote.rbc.ru/macro/indicator/1/174.shtml). Факт перехода ползучей инфляции в категорию галопирующей очевиден. Поэтому ещё одна немаловажная проблема, которой следует уделить внимание - это проблема роста инфляции или индекса потребительских цен. Рассмотрим динамику индекса потребительских цен с 1991 г. по 2015 г. в таблице 4 [6].

Таблица 4. Динамика индекса потребительских цен по годам

-

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2015

3,90

2,2

1,2

0,5

0,4

0,2

-

-

-

-

-

-

8,4

2014

0,59

0,70

1,02

0,90

0,90

0,62

0,49

0,24

0,65

0,82

1,28

2,62

11,36

2013

0,97

0,56

0,34

0,51

0,66

0,42

0,82

0,14

0,21

0,57

0,56

0,51

6,45

2012

0,50

0,37

0,58

0,31

0,52

0,89

1,23

0,10

0,55

0,46

0,34

0,54

6,58

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

-0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

-0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

-0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4


Руководство ЦБ РФ решает проблемы инфляции следующим образом «процентные ставки нужно подымать для того, чтобы понизить уровень инфляции».

В экономике России, по нашему мнению, распространено ошибочное мнение, что ставки по кредитам зависят от инфляции: «В России ставки по кредитам такие высокие, потому что инфляция высокая. А в Европе и США инфляция низкая - поэтому ставки низкие».

Кроме того, существует ещё одно мнение, что ставки по депозитам зависят от инфляции. «Банки повышают ставки по вкладам в ответ на рост инфляции, чтобы сделать депозиты выгодными, и чтобы деньги клиентов не обесценивались. А потом поднимают и ставки по кредитам, чтобы не оказаться в убытке и получить прибыль». Однако, по нашему мнению, ставки по вкладам и ставки по кредитам зависят не от инфляции, а от ключевой ставки ЦБ РФ.

Банки привлекают средства из нескольких источников.

1. Примерно 10% своих денег банки занимают непосредственно у ЦБ по его ставке (на сегодняшний период 15%).

2. Примерно 10% - средства с межбанковского рынка, их стоимость напрямую зависит от ставки ЦБ РФ.

3. Основной источник (60% средств) - это деньги клиентов, которые хранятся на вкладах.

Устанавливая ставки по вкладам, банки ориентируются на ЦБ РФ. Меняется ключевая ставка - меняются ставки по вкладам, а следом и ставки по кредитам. Политика ЦБ на прямую оказывает влияние на финансовую систему РФ, а такой показатель, как инфляция, в расчетах банков просто отсутствует.

Процентная ставка по кредиту складывается, из ставки, по которой банк получил выданные деньги и из прибыли банка. Таким образом, чем выше ключевая ставка ЦБ, тем дороже становятся заемные деньги для коммерческих банков - вне зависимости от их источника. Следовательно, дороже становятся и те кредиты, которые банки выдают промышленным предприятиям.

Какая в стране инфляция, руководству банка не важно. Ему важно заработать, а зарабатывает он на разнице между ценой привлеченных и ценой отданных денег. Откуда тогда в общественном сознании взялась эта связь между инфляцией и ставками по кредитам?

Инфляция постоянно присутствует в риторике ЦБ. Банк России пытается бороться с инфляцией, повышая свою процентную ставку. Его логика такова: если кредиты станут дороже, потребители будут меньше тратить, спрос упадет и цены снизятся. Соответственно, складывается впечатление, что в России дешевые кредиты невозможны из-за высокой инфляции. Однако в этой логике, по нашему мнению, две ошибки.

Во-первых, инфляция в России зависит не от спроса, а от других факторов - роста тарифов госмонополий, цен на продовольствие и т.д. Об этом говорит и руководство ЦБ (немонетарные факторы). Все эти факторы не зависят от ЦБ, и он не может на них повлиять. В результате, несмотря на рекордное повышение ключевой ставки в 2014-2015 году (с 5,5% до 15-17%), инфляция все равно изменилась до самого высокого уровня за последние несколько лет.

Во-вторых, в экономике есть не только спрос, но и предложение. Руководство ЦБ считает, что, если он снизит ставку, высокий спрос «разгонит» цены. Но одновременно с этим заемные средства станут доступными и для промышленных предприятий они смогут вложиться в модернизацию и нарастить предложение товаров. Следовательно, цены снизятся (в соответствии с самым базовым законом экономики - если растет предложение, то цены снижаются).

Поэтому повышая ключевую ставку, руководство ЦБ не только не снижает инфляцию, но и, снижая доступность заемных средств, тормозит экономическое развитие промышленных предприятий.

Главная проблема заключается в том, что ни один орган государственной власти в РФ по конституции и другим законодательным актам не может в одностороннем порядке принимать решения по снижению ставок ЦБ. Президент РФ тоже не может влиять на решения руководства ЦБ РФ. Президент и представители органов государственной власти РФ могут только рекомендовать, «просить или уговаривать», но юридически заставить принять определённое решение не могут. Единственное необходимое условие заключается в подотчётности ЦБ РФ правительству РФ не более. Например, руководство ЦБ РФ ставит в известность правительство РФ о том, что ключевая ставка на текущий период 11,5%, де-факто. Система принятия решений ЦБ РФ реализуется независимо от органов власти РФ.

Для того, чтобы подтвердить выдвинутые тезисы обратимся к закону о ЦБ [11] и проведём анализ.

Статья 1. … Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Действительно руководство ЦБ РФ обладает независимостью от органов власти РФ и волен.

Статья 4. «Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение….».

Информирует, что эмиссионный центр должен быть один. Очевидно, для того, чтобы не допустить негативных стихийных явлений в экономики должен быть один центр по выпуску и контролю денег.

Далее статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов».

Исходя из 2 статьи, следует то, что государству принадлежит лишь имущество Банка России, то есть недвижимость, а также «уставной капитал» Центрального банка в размере 3-х млрд. рублей.

Сегодня запасы ЦБ составляют порядка 465 млрд. долларов, незначительную часть составляют из них 3 млрд. рублей, что принадлежат государству. Основное это не уставный капитал, а активы ЦБ, его золотовалютные резервы, очень странно, но они проходят в законе как «иное имущество». Поэтому золотовалютные резервы Банка России самой России не принадлежат.

В случае с ЦБ получается странная ситуация, граждане России, выбрав в стране власть, посредством этой власти дали ЦБ РФ полномочия в финансовой сфере. Доверили ему золотовалютные запасы страны, и теперь без согласия ЦБ не могут эти ценности использовать.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством РФ. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

То есть, если возникнут противоречия между Российcким государством и ЦБ (например снижение ключевой ставки под давлением властей), решать этот спор будет Стокгольмский арбитражный суд, или независимый суд штата Нью-Йорк. Важно отметить, что в случае обращения ЦБ в какой-нибудь международный суд, он этот процесс неизбежно выиграет, потому, что ЦБ вписан в целую систему подобных центральных банков по всему миру (по конституции международные соглашения, договора, принципы и нормы – в статье ниже по тексту), которые в свою очередь включены в систему под названием МВФ. Таким образом, управляющий центр ЦБ РФ является не РФ, а МВФ в соответствии с международными договорённостями.

Важно отметить то, что золотовалютные резервы ЦБ РФ лежат не в России, а представляют собой государственные облигации других стран, в основном облигации правительства США, за исключением небольшого процента золота. Конечно, золотовалютные резервы ЦБ РФ вкладывается не только в облигации других стран, получателем является и МВФ.

Далее статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

То есть, согласно закону, эмиссию рубля осуществляет исключительно Банк России, и он не может давать кредиты своему собственному государству тогда, когда ему это нужно, а может лишь кредитовать экономики других стран, покупая их облигации.

По нашему мнению, в контексте представленного анализа закона о ЦБ уместно рассмотреть механизм эмиссии рубля в РФ. Многие экономисты, среди которых можно отметить Н.В. Стариков [10], Е.А. Фёдоров [3], В.Ю. Катасонов [1], Хазин М.Л. [12, 13] и многие другие, определяют механизм эмиссии денег в РФ следующим образом:

1) Россия продала на мировом рынке некий товар (например углеводороды);

2) в страну поступило 100 долларов;

3) Центральный банк покупает эти доллары на бирже;

4) доллары попадают в золотовалютные резервы ЦБ РФ;

5) в экономику России попадет 6200 рублей.

Иными словами, иностранная валюта попадает в страну только через биржу. На фондовой бирже её продают, и соответствующее количество рублей «впрыскивается» в российскую экономику. Соблюдается некий негласный для населения паритет. Паритет между количеством долларов в золотовалютных резервах и количеством рублей в экономике. Например, цена на нефть повышается. За тот же товар Россия получает уже не 100, а 110 долларов. Паритет нарушен, и ЦБ его исправляет. При снижении цены на нефть происходит обратный процесс: ЦБ увеличивает курс доллара» [10].

Другой интересный факт, за прошлый 2014 год, РФ потеряла в рублевом обращении около 5% денежной массы [4]. Это значит, что из экономики России вышло из обращения несколько триллионов рублей. Руководство ЦБ РФ перевело рубли в доллары. В результате произошло резкое падение курса рубля. Таким образом, руководство ЦБ нарушило конституцию России:

Статья 75, пункт 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти [2]. Осенью 2014 года ЦБ РФ сменил денежно-кредитную политику и перешёл на плавающий курс валют, тем самым нарушил данную статью, понизив курс рубля в двое. Это можно проследить на рисунке 2. Далее с января 2015 года Банк России отказался от политика плавающего курса и рубль начал укрепляться.

В заключении статьи предлагается формула расчёта экономического устойчивого развития промышленного предприятия, выраженного через показатель уровня баланса (УБ) с учётом влияния факторов денежно-кредитной политики ЦБ РФ в долях единицах: 

УБ =КФ/(КФ+ДФ),                           (1)

где КФ – конструктивный фактор, выражает интересы руководства предприятия;

ДФ – деструктивный фактор, выражает интересы (политику) ЦБ РФ по отношению к предприятию.

Зеркальный показатель УБ это уровень дисбаланса (УД). Его можно рассчитать по следующей формуле: 

УД =ДФ/(КФ+ДФ),                          (2)

В качестве количественных результатов приняты следующие оценки в долях единицах по шкале Е. Харрингтона [14, с.63]:

1) консенсус – высокий уровень баланса (0,8 – 1,0) и низкий уровень дисбаланса интересов (0,01 – 0,39);

2) компромисс – средний уровень баланса (0,39 – 0,8) и средний уровень дисбаланса интересов (0,8 – 0,39);

3) дисбаланс – низкий уровень баланса (0,01 – 0,39) и высокий уровень дисбаланса интересов (0,8 – 1,0).

Например, для среднего промышленного предприятия максимально допустимая ставка по кредиту не более 7% (КФ) при норме рентабельности долгосрочного инвестиционного проекта 8%. Коммерческий банк на сегодняшний день выдаёт кредит от 18% (см. таблицу 2) (ДФ). Подставим эти значения в формулы 1 и 2: 

УБ=7/(7+18)=0,28,

УД=18/(7+18)=0,72.

Выявлен дисбаланс интересов предприятия и кредитора (ЦБ РФ и коммерческий банк).

Если взять в расчёт КФ ставку по кредиту в 2-3% (в среднем) как на Западе, то УБ(УД) составит: 

УБ=2/(2+18)=0,1,

УД=18/(2+18)=0,9.

Высшая степень дисбаланса интересов предприятия и банковского сектора.

Рассчитаем УБ(УД) предприятия по уровню инфляции, как производной денежно-кредитной политики ЦБ РФ, о чём было написано выше в статье. В качестве КФ возьмём уровень инфляции в странах Еврозоны за последние 10 лет - это примерно 2% (по данным евростат http://ec.europa.eu/eurostat). Значение ДФ принимаем 9% за тот же период (получена исходя из данных таблицы 1). 

УБ=2/(2+9)=0,18,

УД=9/(2+9)=0,82.

Полученные результаты свидетельствуют о наличии дисбаланса интересов предприятия и кредитных организаций.

Важно учесть влияние на УБ(УД) предприятия курса национальной валюты по отношению к доллару. Как было отмечено ранее в статье, в период с 03.09.2014 по 29.07.2015 произошёл рост курса доллара в результате денежно-кредитной политики ЦБ РФ, связанной с плавающим курсом рубля (конец 2014 года) и далее активное наращивание темпов закупок долларовой массы (конец 2014 года по середину 2015 года). В связи с этим произошло резкое удорожание импортного сырья и материалов для отечественных предприятий и удорожание готовой продукции для потребителей на внутреннем рынке РФ. Принимаем 37,3 рубля за доллар до кризисный период (КФ), а 59,6 рублей на 29.07.2015 кризисный период (ДФ). Подставим данные значения в формулы 1 и 2: 

УБ=37,3/(37,3+59,6)=0,38,

УД=59,6/(37,3+59,6)=0,62.

Расчёты подтвердили низкий уровень баланса согласования интересов предприятия и финансовых институтов.

В статье представлены расчёты самых важных факторов влияния денежно-кредитной политики ЦБ РФ на развитие промышленного предприятия. Однако отметим, что при дальнейшем исследовании данной темы есть возможность оценки дополнительных факторов влияния, как Базель (1, 2 и 3), объём денежной массы, рейтинги международных организаций и другие.

Полученные результаты расчётов УБ(УД) предприятия представим в аналитически-содержательном качественном виде закона самосохранения систем (подробно об этом написано в исследовании Шагеева Д.А. [14, с.57]): 

1.png

Выявлено существенное превышение факторов деструктивного характера УД над конструктивными факторами показателя УБ на 1,32 долей единиц, неравенство закона самосохранения систем не выполняется. Таким образом, можно констатировать факт крайне негативного влияния денежно-кредитной политики Центрального Банка на экономическую устойчивость развития промышленного предприятия в Российской Федерации. В такой ситуации руководство промышленного предприятия самостоятельно не в силах повлиять на политику ЦБ РФ. Поэтому, для того, чтобы выжить, менеджерам приходится брать кредиты в странах Североатлантического альянса под низкие ставки и использовать офшорные схемы для снижения издержек. Единственный выход - это реформирование конституции РФ и закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В противном случае в России никогда не будет национального бизнеса в промышленном и других секторах экономики.

Для решения проблемы дорогих кредитов для промышленного предприятия и обеспечения его устойчивого экономического развития необходимы следующие изменения в конституции РФ (статья 15 ч.4 и статья 75 ч.2) и законе о ЦБ РФ (статья 1; 2; 4 пункт 2 и 7; 5 пункт 22). Эти же меры помогут снизить инфляцию (производная от ставки ЦБ РФ) и укрепить курс национальной валюты.

Изменения закона о ЦБ РФ. Например, статью 22 изложить в следующей редакции: «Статья 22. Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом (г) статьи 114 Конституции Российской Федерации, в целях повышения эффективности использования федеральной собственности:

1) утверждает механизм эмиссии наличных денег, основанный исключительно на кредитовании банков по установленным процентным ставкам.

2) устанавливает процентные ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи;

3) устанавливает критерии эффективности использования золотовалютных резервов Банка России: определяет иностранные валюты на основе их доходности, пропорциональное соотношение иностранных валют, возможность инвестирования в экономику Российской Федерации;...[5]

Этот законопроект был предложен на рассмотрение государственной думы по инициативе депутата фракции «Единая Россия» Е.А. Фёдоровым. 04.11.2014 государственная дума по неясным причинам отклонила этот законопроект.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Статья 1. Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:

1) в пункте 4 статьи 15 исключить слова «Общепризнанные принципы и нормы международного права и…»;

2) в пункте 1 статьи 17 исключить слова «Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и…»

Статья 2. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения всенародным голосованием [5].

Этот законопроект был предложен на рассмотрение государственной думы по инициативе депутата фракции «Единая Россия» Е.А. Фёдоровым и другими депутатами. 02.12.2013 государственная дума по неясным причинам тоже не приняла этот законопроект.

Исследователи проблем кредитно-финансовой политики ЦБ РФ, такие как, Н.В. Стариков [10], Е.А. Фёдоров [3], В.Ю. Катасонов [1] сходятся во мнении о необходимости национализации этой структуры и внесении изменения в конституцию ст.75 ч.2 об отмене независимости, национализации Центрального Банка России. При этом ЦБ из филиала ФРС США и МВФ должен стать полноценным государственным органом. Сейчас ЦБ только подотчетен, но не подчиняется органам государственной власти РФ.

По неясным причинам государственная дума отклонила оба представленных законопроектов, таким образом, остаётся только одно законное решение в соответствии с Конституцией РФ – это референдум.

Статья 3 ч.3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [2].

Эти изменения в конституции и законе о ЦБ РФ обеспечат экономическую устойчивость развития:

1. Российского государства, в том числе национализировать ЦБ РФ, возможность печатать национальную валюту, контролировать курс рубля и объём денежной массы, регулировать ставки ЦБ РФ.

2. Промышленных предприятий, дешёвые кредиты от 0 до 5% как в странах Североатлантического альянса, наращивание производственных мощностей и объёмов производства, реализация инвестиционных проектов, увеличение количества рабочих мест и т.д.;

3. Граждан России, дешёвые потребительские кредиты от 0 до 5%, увеличение реальной заработной платы и покупательской способности, низкие цены на отечественные товары (в результате роста производства и стимулирования конкуренции среди промышленных предприятий) и импортные товары (в результате продолжительного и постоянного укрепления курса рубля на международной фондовой бирже до отношения 1 доллар или 1 евро менее 1 рубля). Такой курс рубля возможен с учётом его привязке к реальным золотым запасам (ввести золотой стандарт) и ресурсам (углеводороды, металл и т.д.). На территории России сосредоточено более 1/3 запасов ресурсов планеты, поэтому это будет обоснованное подкрепление курса рубля. 

Список литературы:

1. Катасонов, В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. «Денежная цивилизация» и современный кризис / В.Ю. Катасонов. – М.: Кислород. – 2014. – 704 с.

2. Конституция Российской Федерации / http://www.garant.ru/doc/ constitution.

3. Официальный сайт депутата государственной думы Е.А. Фёдорова / http://eafedorov.ru.

4. Официальный сайт Центрального Банка России: http://www.cbr.ru /statistics/credit_statistics/ms.asp?Year=2014.

5. Официальный сайт Парламентский клуб «Российский Суверенитет» / http://xn--b1agaaladdbi2bdzihacdzbm.xn--p1ai/st306.html.

6. Официальный сайт экономической аналитики «Российский бизнес консалтинг» / http://top.rbc.ru

7. Официальный сайт Центрального Банка России / http://www.cbr.ru.

8. Официальный сайт Президента России: http://kremlin.ru/news/17118.

9. Официальный сайт Президента России: http://www.kremlin.ru/news/ 46636.

10. Стариков, Н.В. Национализация рубля – путь к свободе России. – СП.: Питер 2014 г. – 169 с.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

12. Хазин, М.Л. Почему нынешний кризис – системный? Философия хозяйства, № 4, 2010 с. 139—142.

13. Хазин, М.Л. Нужна новая экономическая парадигма. Философия Хозяйства, № 4, 2011 с. 192—196.

14. Шагеев, Д.А. Управление развитием промышленного предприятия по показателям дисбаланса целевых характеристик: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Денис Анатольевич Шагеев; ЮУрГУ. – 2014. – 229 с.