Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.07.2015

Социальные сети как форма организации социальных движений

Даркина Анна Владимировна
Воронежский юридический техникум, преподаватель, Россия, Воронеж
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению того, каким образом в российских социальных сетях происходит формирование лояльности / идентичности / протеста с участием, прежде всего, представительниц слабого пола. Любое общество подвержено трансформациям, и социальные сети являются своеобразным отражением того, что происходит в общественном сознании. Появившись в России приблизительно в 2006 году, социальные сети (Твиттер, Живой Журнал, ВКонтакте, Инстаграм) постепенно становятся площадкой осознания себя не просто как части российского общества в целом, люди начинают задумываться над своей этнической идентичностью / принадлежностью и местом России как предмета националистических штудий.
Ключевые слова: социальные сети, идентичность, национализм, феминность
Электронная версия
Скачать (480.7 Kb)

Статья посвящена рассмотрению того, каким образом в российских социальных сетях происходит формирование лояльности / идентичности / протеста с участием, прежде всего, представительниц слабого пола. Любое общество подвержено трансформациям, и социальные сети являются своеобразным отражением того, что происходит в общественном сознании. Появившись в России приблизительно в 2006 году, социальные сети (Твиттер, Живой Журнал, ВКонтакте, Инстаграм) постепенно становятся площадкой осознания себя не просто как части российского общества в целом, люди начинают задумываться над своей этнической идентичностью / принадлежностью и местом России как предмета националистических штудий. После распада СССР произошла деидеологизация общественной жизни, и граждане некогда единой империи не поняли, кто они – русские по признаку национальности или россияне по признаку гражданства. Комментируя особенности взаимодействия в сети Интернет, отечественная исследователь Толстикова И.И. подчёркивает, что «проблема исследования социокультурной специфики роли и места социальных сетей в коммуникативном пространстве современного общества обусловлена тем, что сети проявили себя как новый уровень бытия, превратились в своеобразный глобальный координационный центр социальных связей, основывающийся на новых способах моделирования объективной реальности и регулирующий коммуникативные процессы в социальных системах для удовлетворения личностных и групповых коммуникативных потребностей» [14, 23].

Формирование в социальных сетях идентичностей, связанных с национализмом, может рассматриваться в двух аспектах: первый связан с академическими научными штудиями [Об этом см. напр.: 5], второй – с тем, что принято называть бытовым национализмом. Второго контента в сети Интернет (и социальных сетях как его сегмента) значительно больше: как известно, Советский Союз проводил политику формирования единой общности советского человека, и национальные меньшинства могли угнетаться в тех или иных регионах тем или иным способом, с распадом же СССР люди всё более осознают себя как представителя той или иной нации. Причём осознавать себя так начинают не только представители сильного пола – всё чаще в сетевых сообществах можно встретить националистическую риторику от лица женщин. Однако эти женщины часто не являются учёными, занимающимися исследованиями подобных процессов профессионально, и это может способствовать маргинализации и их отторжению остальной частью общества. Так произошло с участницей конкурса красоты «Миссис Санкт-Петербург»-2014 Викторией Маладаевой - буряткой по национальности. Осознав, что в конкурсе может победить девушка неславянской внешности, общественность (согласно электронным СМИ) возмутилась и, по словам самой Маладаевой, начала травить её в Сети, вспомнив и подняв все её записи в Сети ВКонтакте. Записей оказалось немало: были якобы найдены критические замечания в адрес правящей власти и президента и проводимой политики [3].

Примечательно, что это не первый случай участия и победы в российском конкурсе красоты представительниц неславянской внешности – годом ранее, в 2013 году, призовое место получила ещё одна представительница национального меньшинства – Эльмира Абдразакова, наполовину татарка. В Сети развернулась дискуссия относительно того, к какой же национальности принадлежит девушка, и на этой почве на участницу поступило много негативных замечаний как относительно внешности, так и вопроса самого её участия в подобном мероприятии [9 ; 10]. ЖЖ-сообщество не могло проигнорировать новость: так, пользователь diana_spb высказалась в пользу предвзятости и предопределённости итогов конкурса, имея в виду ориентацию на либеральные (то есть западные) ценности, чуждые большинству россиян: «Дело в лице, а не в цифрах. Травить нехорошо, но вряд ли девушка победила бы при голосовании населения. Соответственно, победа воспринимается как чисто политический жест – демонстрация толерантности, выбрана девушка подчёркнуто далёкого от идеалов большинства населения» [9]. Однако в адрес конкурсантки поступили и положительные комментарии, затрагивающие в основном внешность претендентки на призовое место и не разрешающие, а, напротив, подспудно или явно усугубляющие национальный вопрос (оригинал сохранён полностью – А.Д.): «Эльмира ты очень красивая девушка … то что люди пишут о тебе все ерунда, они … завидуют, ведь ты же азиатка, а ты наоборот гордись своей внешностью и азиатским менталитетом…» [9] – и откровенно провокационные заявления: «Не исключено, что кто-то хочет стравить русских и татар и дестабилизировать политическую обстановку в стране» [9]. Примечательно, что комментарии чаще последовали анонимные. Эльмира Абдразакова, в отличие Виктории Маладаевой, по версии сетевых источников, вынуждена была удалить свой контент [11] – ситуация, которую следует трактовать неоднозначно: возможно, дело с одной стороны в индивидуальных особенностях характера участниц конкурса и разнице в возрасте (Маладаевой 26 лет, Абдразаковой – 20), а с другой – одна из участниц гипотетически могла заручиться поддержкой не только в социальных сетях, но и в реальной жизни.

Следует отметить, что национализм в случае с Маладаевой скорее тренд, изначально не имевшийся в виду автором записей – вероятно, эмоциональная составляющая странички ВКонтакте и реакция на это послужили импульсом для придания её блогу статуса националистически окрашенного и поэтому требующего удаления. Нам представляется, сетевое сообщество могло задеть то, что ни Маладаева, ни Абдразакова профессионально не связаны с националистическими штудиями, и всякая конкретизация собственного национального статуса (бурятка и татарка соответственно) могло восприниматься сообществом как излишнее неуместное напоминание не гражданской (российской), но этнической принадлежности девушек. В то же самое время можно предположить, что нестандартная внешность участниц конкурса навеяла сетевому сообществу или какой-либо отдельной её части ультранационалистические идеи, повлекшие за собой травлю девушек.

Сетевые дневники Ники Белоцерковской на первый взгляд далеки от идей национализма – блогер, фотограф и кулинар, она совмещает традиционно женские роли [1]. Феминность и традиционные гендерные роли отнюдь не отрицаются автором: блог Инстаграм Белоцерковской предоставляет массу визуальных виртуальных образов-фотографий, подтверждающих данный тезис: кулинарные блюда крупным планом свидетельствуют о хозяйственности автора, утончённый образ намекает на женственность его обладательницы [12]. Тем не менее автор предлагает сетевому сообществу и другую, менее гендерно окрашенную, сторону своей натуры: Белоцерковская намеренно искажает язык (используя т. наз. «олбанский» вариант нормативного русского [Об этом см. напр.: 7]), подбирая слова как обозначение текущего эмоционального состояния или вовсе полагая, что слова как символы речи могут неточно передавать или мешать восприятию, поэтому с ними можно обращаться по своему усмотрению – распространённая тенденция в сетевом пространстве (например, тэги с названиями: «рецептыши», «снимаемкено», «яиздатая» - информация об изданных автором кулинарных книгах, «тряпке»). Ника Белоцерковская представлена в Сети как типичная состоявшаяся (и состоятельная) it-girl [Об этом см. напр.: 4, 1229-1238], пытающаяся самореализоваться через социальные сети. Героиня не скрывает своего прошлого, связанного с криминальными структурами [2 ; 6], однако современного завсегдатая социальных сетей данный факт вовсе не смущает, напротив, Ника Белоцерковская спокойно повествует о том, что было, она как бы заранее «снимает» с себя «налёт гламурности» и таким образом использует искренность как способ общения и привлечения к себе внимания.

Отвечая на вопрос о восприятии России, Ника Белоцерковская выступает как националист гражданского толка, готовый использовать физическую силу в отстаивании собственной национальной идентичности – тренд, явно противоречащий традиционному образу матери, жены и хозяйки: «…наверное, истеричная патриотичность мне менее противна, чем позиция “мне стыдно, что я русский”. За это мне хочется просто ударить. В первую очередь здесь есть неуважение к себе. Почему мне должно быть за это стыдно? Это не я делала! Мне не должно быть стыдно за свою страну, за свою культуру, за себя саму. … Я, конечно, хочу, чтобы дети чувствовали себя русскими, чтобы у них была серьёзная самоидентификация, потому что я понимаю, насколько это важно» [6, 167]. Автор высказывает явное недоумение по поводу поисков политической подоплёки её записей (постов) в социальных сетях, приписывая себе функцию исключительно развлечения («клоун в цирке»), что никоим образом не коррелирует с поисками гражданского или политического самоопределения: «…меня всегда удивляет, когда под моими постами начинаются политические прения. Это как идти в цирк и требовать от клоуна жёсткой гражданской позиции. Полный сюрреализм» [6,169]. Кроме того, Ника Белоцерковская высказывается в пользу приобщения своих сыновей, живущих и обучающихся за рубежом, к родному, русскому языку [6, 168] – тренд, который едва ли можно было ожидать от «светской львицы» ещё 7-10 лет назад. В целом, блоги Ники Белоцерковской нельзя называть протестными; скорее это ностальгия достаточно зрелой, но ещё далеко не пожилой женщины (Белоцерковская родилась в 1970 году) по прошлому, выраженная оригинально посредством лексических единиц, фото и других средств, доступных для любого пользователя социальных сетей.

Оценивая блоги как явление современной социальной действительности, разумно согласиться с тем, что «социальные сети можно назвать своеобразным “виртуальным зеркалом жизни”, в котором находят отражение как злободневные проблемы, волнующие общество, так и мнение и оценки самого общества в контексте актуальной проблематики» [13]. Каковы перспективы социальных сетей и места женщин в них? По-видимому, Интернет останется «кибер-пространством со своими собственными правами» [8, 244]; что же касается «избытка свободы», превращающегося в «разгул свободы» [15, 11], то для блогов, которые ведут в Сети женщины, на данный момент это скорее исключение, нежели правило: женщины предпочитают традиционно женские темы для дискуссий, и такая форма сетевой свободы, как пренебрежение языковыми нормами, может восприниматься собеседниками как не более чем указание на гендерную принадлежность обладательницы. Сегодня не принято скрывать свою идентичность: это касается не только указания персональных данных (настоящего имени, фотографий и др. личной информации), но и гражданской позиции. Традиционные женские дискуссии становятся посттрадиционными; блоги выступают ареной публичной коммуникации. На наш взгляд, в перспективе должна произойти трансформация «блогового» мышления, на повестке дня возникнут новые дискуссионные вопросы. Будут меняться контексты (и подтексты), возможно, само сетевое пространство и определение феминности станут принципиально иными.

Список литературы:

1. «Мисс Россия-2013» удалилась из соцсетей из-за нетолерантных россиян» [Электронный ресурс] URL: // http://www.ntv.ru/novosti/499636 (дата обращения: 22.12.2014).

2. Мисс Россия-2013 Эльмиру Абдразакову затравили за кровь и внешность [Электронный ресурс] URL: // http://tverdyi-znak.livejournal.com/1236198.html (дата обращения: 22.12.2014).

3. Ника Белоцерковская серийный убийца продуктов! [Электронный ресурс] URL: // https://instagram.com/belonika/ (дата обращения: 12.05.2015).

4. Павленко В.В. Роль современных социальных сетей в социальных и политических технологиях [Электронный ресурс] URL: // http://hsjournal.org/wp-content/uploads/2012/11/pavlenko.pdf (дата обращения: 12.05.2015).

5. Тощенко Ж.Т. Кентавр-идеи как деформация общественного сознания // Социологические исследования. № 12(332), 2011. С. 3-13.

6. Толстикова И.И. Культурология киберпространства и социальное взаимодействие в Интернете [Электронный ресурс] URL: // Информационные ресурсы России, 2013, № 6 http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_5590lu.pdf (дата обращения: 12.05.2015).

7. Мисс Россия затравили из-за национальности [Электронный ресурс] URL: // http://piter.tv/event/Miss_Rossii_zatravili_iz/ (дата обращения: 22.12.2014).

8. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медия-текстов / Пер. с англ. – Х.: Изд-во «Гуманитарный Центр» (О.В. Гритчина), 2013. – 264 с.

9. В Сети затравили бурятку и «народную миссис Петербурга» за «русофобию» из-за её слов о Путине [Электронный ресурс] URL: // http://www.newsru.com/Russia/07nov2014/krasot.html (дата обращения: 23.12.2014).

10. Бизнес-секреты: Ника Белоцерковская (Белоника) [Электронный ресурс] URL: // http://vk.com/video21021969_161288916 (дата обращения: 12.05.2015).

11. Даркина А.В. Гламуризация детства: кукла, гаджет, it-girl // Дети и общество: социальная реальность и новации. Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации// Ред. коллегия: В.А. Мансуров отв. редактор, Губанова А.Ю., Ермолаева Ю.В., Иванова Е.Ю., Колосова Е.А., Майорова-Щеглова С.Н., Стрельцова И.А., Юрьев П.С. – Москва: РОС, 2014 г. – 1396 с. 1 CD ROM. С. 1229-1238]

12. Даркина А.В. Российская власть и общество в контексте новейшей истории в дискурсе блогов // Панорама. Научные труды Факультета международных отношений Воронежского государственного университета. 2015, Том XVII. Электронное издание. С. 92-97

13. Кронгауз М. Самоучитель Олбанского / Максим Кронгауз. – Москва, АСТ: CORPUS, 2013. – 416 с.

14. #девочкавтонусе, журнал Elle, февраль 2015, с.154-171

15. Белоника в Инстаграме [Электронный ресурс] URL: // http://stapico.ru/p/belonika (дата обращения: 12.05.2015).