Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.07.2015

Фокус-группы в режиме онлайн

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет, магистрант/1г.о. Россия, Уфа
Аннотация: В данной статье говорится о преимуществах фокус-групп в режиме онлайн. Также указываются положительные стороны данного количественного исследования именно с помощью сети интернет. Далее рассматриваются разновидности методик проведения фокус-группы в онлайне.
Ключевые слова: Фокус-группы онлайн, качественные онлайн исследования
Электронная версия
Скачать (456.2 Kb)

В современном обществе повсеместно внедряются электронные технологии. По данным ВЦИОМ за 2014 год, интернетом ежедневно пользуются 46% россиян.[3] Это позволяет проводить социологические исследования здесь же, в сети. Многие методы социологических исследований сейчас прорабатывают для использования в интернете, ведь здесь есть своя специфика. В данной статье я рассмотрю такой качественный метод, как фокус-группа, а конкретно опыт проведения фокус-групп в режиме онлайн в России.

Фокус-группа – это метод социологического исследования, который заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения по интересующему вопросу.

Фокус-группа в режиме онлайн предоставляет большие возможности:

  • увеличивается достижимость представителей труднодоступных групп населения;
  • участники фокус-группы могут договориться на удобное друг для друга время. Более того, все участники группы могут находиться где угодно;
  • в ходе онлайн фокус-группы облегчается контроль групповой динамики. Ведущий группы (модератор) может легко минимизировать возможности отдельного участника доминировать или подавлять остальных;
  • в фокус-группах онлайн ответы более честные, так как нет группового давления, стеснения. Многие западные модераторы отмечают, что люди, которые обычно молчат на традиционных фокус-группах, проявляют больше активности онлайн;
  • также в онлайн предоствляет возможность мультимедийного сопровождения. Участники онлайн фокус-групп имеют возможность просматривать веб-сайты, тексты, графику, видео или мультимедиа, а также звуковые и музыкальные фрагменты;
  • проведение качественных исследований в режиме онлайн экономит время на поиск респондентов и позволяет получать мгновенные результаты – стенограмма интервью или фокус-группы доступна сразу после завершения;
  • онлайн исследования обходятся дешевле, так как не нужно нанимать интервьюеров и других внештатных работников.[4]

В настоящее время существует две основные методики проведения фокус-групп онлайн.[1]

Первая – это чат-группы, которые проводятся в реальном времени. В режиме онлайн создается чат, куда заходят все респонденты и модератор. Модератор задает тему дискуссии и начинается обсуждение. В основном, здесь респонденты могут не видеть друг друга, также нужно сразу отвечать, поэтому, чаще всего такие группы позволяют увидеть только поверхностную реакцию, а также получить базовую информацию. К тому же, в чат-группе сложно организовать диалог между участниками, что не мешает обсуждать вопрос более глубоко.

Вторым типом онлайн качественных исследований являются Фокус-группы в Формате Форума. Они проводятся в асинхронном режиме. При внедрении этой схемы основная идея состояла в проведении дискуссии в течение определенного времени и разделении ее на несколько тематических блоков. То есть тема на форуме открыта несколько дней, и респонденты могут ответить в любое время, также это позволяет подумать над ответом, чтобы он был более полный. Фокус-группы в формате форума позволяют достичь более глубокого и полного понимания в ходе онлайн дискуссий, если их будет вести модератор, владеющий техниками онлайн общения. В то время как большинство фокус-групп проводятся в течение трех дней, некоторые из них могут длиться несколько недель, а иногда и месяцев. Таким образом, фокус-группы в формате форума эволюционировали в методику, которая дает качественным исследователям больше контроля над их виртуальной комнатой. Модератор имеет полный контроль над временем размещения вопросов, а также временем и продолжительностью демонстрации медиафайлов. Модератор фокус-группы на форуме также может размещать в меню вопросы, в том числе и повторные, которые были введены ранее; просматривать и пояснять вопросы в реальном времени для всех участников или в частном порядке. Вопросы могут задаваться с подсказкой – когда респонденты могут видеть ответы других участников – или без подсказки, когда они должны дать свой ответ, прежде чем смогут увидеть чужие ответы.

Фокус-руппы в режиме форума позволяет исследователю наблюдать за происходящим и общаться с модератором посредством виртуальной «комнаты наблюдения». Такие фокус-группы также несут и образовательную функцию, ведь более молодые исследователи могут учиться, наблюдая, как ведет группу опытный модератор. Проведенная в дополнение к количественному опросу, фокус-группа в режиме форума может придать дополнительную динамику исследовательскому циклу, если будет использоваться совместно с количественными результатами. Это увеличит полноту и качество отчетов, которые делаются после полевых работ. Другое преимущество состоит в возможности пригласить для участия в фокус-группе респондентов, принимавших участие в первоначальном количественном исследовании, после его пересмотра. Такие респонденты уже являются высоко информированными об изучаемой проблеме, а значит им будет легче давать комментарии при ее доработке, что не требует дополнительных затрат или времени, необходимых для набора новых респондентов.[2]

Список литературы:

1. Фокус-группы он-лайн! Новые технологии маркетинговых исследований Шашкин Александр (GMI Россия). URL: http://www.omirussia.ru/articles/article_online_focus_groups.pdf [дата обращения 30.04.2015]

2. Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/ [дата обращения 02.05.2015]

3. Онлайн фокус-группы в формате форума: эффективность, проверенная международной практикой Джим Лонго. URL: http://www.omirussia.ru/articles/use_the_right_tool_in_your_toolbox_jim_longo_ru.pdf [дата обращения 30.04.2015]

4. Онлайн исследования в России 2.0 / Под редакцией Шашкина А.В., Девятко И.Ф., Давыдова С.Г., М.: РИЦ «Северо-Восток», 2010.