Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
29.07.2015

Образовательные возможности электронной платформы Вконтакте (на примере международного мультимедийного научно-учебного проекта «Семейная память о советском прошлом»)

Пушкарева Татьяна Витальевна
Российский государственный социальный университет, доцент, Россия, Москва
Жапекова Гульфайрус Кабдуловна
Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова, доцент, кандидат исторических наук, Казахстан, Павлодар
Аннотация: В статье рассказывается о совместном российско-казахском мультимедийном научном проекте в парадигме "memory studies" и "oral history", осуществляемом на базе нового сообщества ВКонтакте в рамках подготовки будущих культурологов. Использование возможностей сети ВКонтакте позволило создать образовательный ресурс, направленный на формирование исследовательских компетенций будущих культурологов; сформировать электронный учебный архив эмпирических материалов, организовать электронную межкультурную площадку по обсуждению вопросов, связанных с исторической и культурной памятью народов.
Ключевые слова: сторическая память, культурная память, прикладная культурология, культурология, история и культура народов Казахстана, семейная память, советское прошлое
Электронная версия
Скачать (476.8 Kb)

Мультимедийный научно-учебной проект «Семейная память о советском прошлом» (страница сообщества ВКонтакте: https://vk.com/club67161829) осуществляется с февраля 2014 года по настоящее время в рамках изучения дисциплины «Прикладная культурология» на кафедре социологии и философии культуры Российского государственного социального университета и в рамках изучения дисциплины «История и культура народа Казахстана» на кафедре философии и социально-гуманитарных дисциплин Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова.

Суть проекта – проведение студентами-культурологами глубинных биографических интервью с представителями старшего поколения. На основе проведенных интервью создается собрание устных свидетельств-воспоминаний об этапе советской истории из разных регионов бывшего СССР. Эти данные размещаются в сети; они частично открыты для всех заинтересованных в ознакомлении с ними и полностью открыты для всех участников проекта. В настоящий момент в группе проекта 60 участников из России и Казахстана, большинство из них студенты и преподаватели. В ходе проекта на настоящий момент удалось собрать 24 текста транскриптов, несколько аудиоинтервью, около 70 фотографий, относящихся к разным периодам российской и казахской истории XX века, собранные материалы прошли первичный анализ.

Работа в научно-учебном проекте предполагает три взаимосвязанных компонента. Во-первых, проведение теоретической подготовки: изучение традиции «memory studies», которая стала теоретико-методологической базой проекта [2; 3; 4], изучение методов качественной социологии, с помощью которых собирался эмпирический материал и традиции «oral history». Во-вторых, интервьюирование представителей старшего поколения, транскрибирование и анализ транскриптов; подбор и анализ фотографий. В-третьих, в рамках проекта осуществляется публикация транскриптов интервью на странице ВКонтакте, проходит сетевое и реальное обсуждение результатов интервью, подготовка публикаций.

Основатель журнала «Oral history» Пол Томпсон еще в 70-ых годах XX века отмечал, групповые университетские проекты в области устной истории повышают качество как исследований, так и преподавания [6; с.23]. С развитием современных средств коммуникации это высказывание классика устной истории становится еще более актуальным, что демонстрирует проведение обсуждаемого научно-учебного проекта.

Проект призван отвечать в полной мере нормам научного исследования и в то же время активизировать личную заинтересованность его участников в сборе и интерпретации информации. Проект также предполагает достижение определенных социальных и педагогических целей, связанных с необходимостью общественного осмысления феномена советского прошлого. «Состояние неопределенности в оценке недавнего прошлого или смена ориентиров на государственном уровне не только заставляют переписывать ученые труды и учебники истории, но и побуждают людей переосмысливать собственные и семейные воспоминания, отстаивать свои версии коллективной памяти», – пишет В.Зверева [1, с.97], анализируя различные формы обсуждения исторического прошлого и памяти о нем в сетевых сообществах ВКонтакте

В процессе развития проекта сформировалась его сетевая структура – соответствующая открытая группа ВКонтакте, возможности которой оказалось легко адаптировать к требованиям современного учебного процесса. В структуру обучающей сетевой площадки «Семейная память о советском прошлом», созданной на базе социальной сети ВКонтакте, входят несколько элементов.

Первый элемент обучающей сетевой площадки – это библиотека, совмещенная с архивов (под опцией «Документы» на странице группы ВКонтакте). Здесь вывешены ссылки на основную литературу, необходимую для изучения теоретической базы дисциплины (например, в нашем случае, это книга В.Ильина «Драматургия качественного полевого исследования», книга П.Штомпки «Визуальная социология»), приводятся ссылки на тексты дополнительной литературы (например, мемуары Ф.Закаржевской «Не сбиться с пути»). Здесь же, в разделе «Документы» также вывешиваются сами тексты транскриптов интервью, сделанные студентами и, как правило, ставшие предметом обсуждения на очных семинарах. Транскрипт и анализ фотографий в нашем курсе становится одной из важных форм отчетности о проделанной исследовательской работе, поэтому очень важно, что студент может вывесить свои тексты в раздел, а преподаватель смог в удобное для него время проверить их. Особенно удобным оказывается такой режим работы в случае заочного обучения, позволяя студентам и преподавателям поддерживать профессиональный контакт, несмотря на ограниченность реальных встреч. Вывешивание транскриптов и анализа фото в «Документы» превращает этот раздел в постоянно пополняющийся архив биографических интервью, который можно рассматривать как эмпирическую базу для дальнейших студенческих исследований. Разумеется, что публикация в сети материалов всегда предполагает как согласие респондента, так и желание самого формирующегося исследователя (студента). В «Документах» вывешиваются и научные публикации, сделанные на материале проекта: вышел из печати первый выпуск научно-исследовательских материалов студентов «История моей семьи в XX веке» [5].

Первичный анализ транскриптов позволяет выявить культурные универсалии советского общества: межсословные браки, семейный идеал сильной женщины; тесное переплетение частной жизни и государства. Фиксацию в текстах транскриптов живой разговорной речи респондентов можно считать отдельным научным и мемориальным результатом проекта, требующим своего лингвистического осмысления.

Второй элемент обучающей сетевой площадки – раздел «Фотоальбом», куда каждый член сообщества загружает найденные и проанализированные фотографии, представляющие визуальный срез семейной памяти советского периода. Этот раздел также приобретает уже черты формирующегося фотоархива.

Третий элемент обучающей сетевой площадки – обсуждения по заданным темам, которые используются в проекте как для учебных задач, так и для решения текущих вопросов. Так, в качестве темы для обсуждения студентам-заочникам, обучающимся по направлению «Культурология» в Российском государственном социальном университете, была предложена цитата А.С.Пушкина: «Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения». Это обсуждение, продолжающееся на сетевой площадке проекта (без участия модератора) полтора часа, неожиданно показало, что студенты способны высказывать свое мнение по обозначенной проблеме в таком же интеллектуальном и эмоциональном режиме, как и в реальном времени обучения. Палитра мнений по этому вопросу сама по себе может стать предметом научного исследования. Вот несколько отрывков. «Гордость за прошлое, неуверенность в настоящем и туманная перспектива будущего, – всё это оказывает влияние на русский менталитет, придает ему ту самую меланхоличность и фатализм, которые образуют загадочную русскую душу». «Человек есть существо, сожалеющее о прошлом. Неважен пол, возраст, нация и цвет кожи. ... Мы боимся неизведанности, мы недовольны тем, что имеем. И лишь вспоминая о нашем "сегодня" через несколько лет, мы начинаем ценить его. Так что же мешает нам остановиться, оглянуться на нашу жизнь, все взвесить и начать жить прямо здесь и сейчас?!».

Четвертый элемент обучающей сетевой площадки – «Аудиоазаписи», где в настоящий момент размещены четыре записи интервью, сделанные в Павлодаре (Казахстан). Аудиоматериалы, получение и размещение которых первоначально не было предусмотрено проектом, как показал, может стать также очень важным аутентичным материалом для культурологических исследований. Так, интервью А.М.Абубакарова, размещенное студентом Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова, свидетельствует о трагических обстоятельствах депортации чеченцев и ингушей в Казахстан в 1944 году. «Все переселенцы считались судимыми»; «просто сказали, что мы враги»; «семьи не разделяли, нет… но умерших забирали, и не говорили, куда». Другое свидетельство – интервью М.Садвакасовой – повествует о вполне благополучной и достойной жизни семьи сотрудника советской торговли в Казахстане.

Пятый элемент обучающей сетевой площадки – «Ссылки» и «Видео» – расширяют ресурсную базу проекта за счет ссылок на тематически близкие материалы, которые становятся доступными студентам как своеобразная мультимедийная библиотека.

Шестой элемент обучающей сетевой площадки – текущие записи в группе – информируют других членов группы об актуальных мероприятиях по теме: конференциях, семинарах, фильмах, новых книгах по теме. Этот раздел проекта получил особу активность во время представления проекта на конкурсе социально-значимых инициатив молодежи «Openheart» Евразийского молодежного экономического форума в Екатеринбурге в апреле 2014 года. Именно через страницу участники сетевой группы оказывали дистанционную содержательную и психологическую поддержку студентке РГСУ, которая представляла проект на этом конкурсе (проект получил второе место).

Итак, в результате реализации проекта «Семейная память о советском прошлом» были выявлены и получили развитие образовательные возможности электронной платформы ВКонтакте. Разработаны методологические основы и апробована технология проведения международного мультимедийного научно-учебного проекта в рамках подготовки будущих культурологов. Организована электронная межкультурная межуниверситетская площадка по обсуждению вопросов, связанных с исторической памятью народов. Положено начало собранию электронного учебного архива свидетельств о советской повседневности разных регионов и культур бывшего СССР, доступного для ознакомления и интерпретации и сформулированы первые гипотезы на основе этих данных. Впервые учебный архив транскриптов и фотографий совмещен с коммуникационной площадкой для молодежи, что позволяет в рамках проекта решать как научные, так и учебно-педагогические задачи.

Список литературы:

1. Ниттхаммер Л. Вопросы к немецкой памяти. М.: Новое издательство, 2012. 536с.

2. Зверева В. Дискуссии о советском прошлом в сообществах сети ВКонтакте //Вестник общественного мнения. №4, 2011. с.97

3. Нора П. Поколение как место памяти / Пер. с фр. Г. Дашевского // Новое литературное обозрение. № 30. С. 48–72.

4. Пушкарева Т.В. Историческая дидактика в России и Германии: координаты гуманитарного диалога// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-1. С. 149-151.

5. Томпсон П. Голос прошлого. Устная история / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. 368с.

6. Пушкарева Т.В. (ред.) История моей семьи в XX веке. Материалы научно-исследовательской работы студентов кафедры культуры и дизайна РГСУ в рамках изучения дисциплины «Прикладная культурология». Выпуск 1. М.: Bookvika.ru, 2014. 53с.