Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.07.2015

Фрустрация эмоционального взаимодействия подростков в сети

Ложкина Лада Ивановна
ГБОУ ВПО СГМУ (г. Архангельск) Минздрава России , доцент кафедры психиатрии и клинической психологии, Россия, Архангельск
Аннотация: Социальное сетевое взаимодействие - многоаспектное социальное явление. В фокусе рассмотрения находится проблема фрустрации эмоционального взаимодействия подростков в социальной сети.
Ключевые слова: Эмоциональное взаимодействие, общение, фрустрация, эмоциональная экспрессия
Электронная версия
Скачать (445.1 Kb)

Способность к эмоциональному отражению внешних и внутренних событий является врожденной и в процессе онтогенеза, при условии полноценного социального взаимодействия, усложняется, выходя на качественно новый уровень – уровень чувств. Полноценное эмоциональное взаимодействие с другими людьми, рефлексия на собственные эмоциональные состояния, способность к их вербализации, а так же понимания эмоциональных состояний других людей являются обязательными условиями развития личности и полноценного межличностного взаимодействия.

Способность отражать удовлетворение-неудовлетворения социальных потребностей формируется в онтогенезе по мере взросление. Сложность и многоаспектность переживаний напрямую связано с психологическим возрастом. С.Л. Рубинштейн [3] рассматривает многообразие эмоциональных феноменов с точки зрения трех уровней: органической аффективно – эмоциональной чувствительности, предметных чувств, включающих в себя моральные, эстетические и интеллектуальные чувства, уровень обобщенных чувств. Каждый уровень отличается от предыдущего большей осознанностью, более тонкой дифференцированностью, целостностью и богатством содержания, т.е. становится осознанным отношением к миру. Наивысшей точкой развития эмоциональной сферы является уровень обобщенных чувств, отражающий мировоззренческие установки человека.

Полноценное развитие личности связано не только с богатством и многообразием, осознанной представленностью собственных переживаний, но и с культурой эмоционального взаимодействия. Эмоциональная экспрессия выступает средством коммуникации, позволяя более точно и быстро высказывать отношение к объекту. Речь человека всегда эмоционально окрашена, при прямом общении это может компенсировать недостаточность словарного запаса, неточность формулировок, а иногда и придавать словам совсем иное контекстуальное значение.

В подростковом возрасте эмоциональное взаимодействие приобретает аксиологическую окраску, это связано с особой социальной позицией. Начиная с 10 летнего возраста и до 17 лет подросток стремиться утвердить себя по отношению к другим, к миру, позиционировать свое Я, найти свое место в обществе [5], не случайно ведущей деятельностью в этом возрасте становится интимно-личностное общение [6].

Особый научный интерес представляет ситуация развития современного подростка, в корне отличающаяся от ситуации развития еще буквально одного поколения назад. Причиной этого стало вхождение в общество массовой культуры сетевого общения посредством различных средств коммуникации.

Основным отличием сетевого общения является средство коммуникации – переход от устной диалогической речи к письменной, НО диалогической, осуществляющейся в режиме он-лайн.

Посредством письменной речи достаточно трудно передать весь спектр эмоционального отношения к предмету разговора. Полноценная реализация выразительной функции речи возможна лишь при богатстве языка, хорошо развитой способности переводить слово-понятие в слово-образ и, конечно же, полноценная эмоциональная экспрессия в письменной речи требует определенного временного ресурса и сосредоточения.

Раннее овладение навыками обращения с телефоном (функция смс-сообщений), общение в социальных сетях формируют у детей и подростков так называемый телеграфный стиль общения, в котором условные визави пренебрегают орфографическими, стилистическими и пунктуационными правилами, что способствует выработке упрощенных речевых шаблонов, которые в конечном итого закрепляются и обедняют язык современного подростка, затрудняя его коммуникацию с представителями других возрастных групп.

Несомненно, что общение в социальных сетях имеет ряд положительных сторон [1], но на наш взгляд сети представляют опасность для личностного становления человека с точки зрения фрустрации приобретения полноценного эмоционального опыта в общении.

Удовлетворение доминирующих противоречивых потребностей подросткового возраста [2] фрустрированы в силу отсутствия оптимальных поведенческих моделей разрешения конфликтных ситуаций и специфики возраста, что можно рассматривать как внешние (поведенческие) и внутренние (психологические) препятствия. [4] Сетевая среда является дополнительным фрустрирующим фактором, т.к. значительно снижает возможность эмоциональной экспрессии и получение обратной эмоциональной связи. Эквивалентом эмоциональной экспрессии в ней является так называемый «смайлик». Не имеет смысла говорить, что даже качественно прорисованный стандартный рисунок не позволит выразить все многообразие эмоционального переживания подростка. Постоянное использование шаблонного символизма эмоций способствует формированию примитивности эмоциональной экспрессии. Пользователь вынужден использовать одинаковый символ для выражения широкого спектра разных по интенсивности и уровню эмоций.

Абсолютно недоступным становится проявление амбивалентности, скоротечности и смены чувств, которые можно наблюдать в живом общении. Естественно смайлик не позволит понять, какой эмоциональный смысл вкладывал собеседник в прикрепленную к сообщению картинку. Использование опосредованного выражения эмоций требует и высокой саморефлексии, что так же является затруднительным для подростка.

Зачастую подростки используют вербальные способы проявления отношения, но и вербализация отличается шаблонностью и специальным коверканьем слов. Достаточно поверхностный мониторинг одной из популярных социальных сетей позволил составить представление о «речевых» формах эмоциональной экспрессии. Приведем некоторые из них в качестве иллюстрации: «НИЧОСИ», «УХТЫЖЙО» (оба высказывания сопровождаются рисунками зверей, выполненных в одной манере и в одинаковой позе с вскинутыми вверх лапами).

Диалог на стене одного из сообществ.

- Привет, как у всех дела? :)

- Нрлм

- Пфф

- ахахахах

Позволю себе оставить иллюстрацию без комментариев.

Ошибочность восприятия контекста сообщения партнера по общению, слабость рефлексии на собственное состояние, нестабильность самооценки, домысливание ситуации приводит к частому возникновению сетевого конфликта, который зачастую переносится в реальную жизнь.

Список литературы:

1. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. МПСИ, Флинта, 1999. - 672 с.

2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - Серия: Психологи Отечества. Избранные психологические труды в 70 томах изд. МОДЭК, 1999. - 416 с.

3. Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Маруняк С.В. Психология катастроф: учебное пособие. . - М.: Издательский.: центр «Академия», Геотармед. - 453 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 685 с.

5. Мухина В. С. Возрастная Психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - Издательский М.: центр «Академия» изд. - М.: Издательский.: центр «Академия», 1999. - 456 с.

6. Баранова Ю.М. Общение подростков в социальных интернет-сетях как особый вид коммуникации // Научные проблемы гуманитарных исслдеований. - 2012. - №4. - С. 105-110.