Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.02.2014

Характеристики медицинского дискурса как институционального типа дискурса

Клещенко Екатерина Михайловна
Факультет лингвистики, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Аннотация: Медицинский дискурс относится к типу институциональных дискурсов и имеет определенные характеристики. Одни авторы выделяют компетенции в его составе: тезаурусную, жанровую, стратегическую, речевую, паралингвистическую, эмотивную. Другие авторы выделяют следующие компоненты: участники и условия общения, организация и способы общения.
Ключевые слова: дискурс, медицинский дискурс, характеристики
Электронная версия
Скачать (507 Kb)

Медицинский дискурс, согласно разграничению всех типов дискурсов по В.И. Карасику, М.Л. Макарову, О.Ф. Русаковой, является институциональным типом дискурса. В данном случае мы говорим об институциональной установке, которая предполагает статусное неравноправие врача и пациента или его близких людей. Врач должен создавать атмосферу уверенности с его стороны, быть профессиональным, пациент, в свою очередь, должен слушать врача и выполнять все его предписания. Для того чтобы создать такого типа атмосферу в отношениях между врачом и пациентом, то есть атмосферу доверия и искренности, на протяжении многих веков врачи выработали особые формы поведения, которые и легли в основу медицинского дискурса.

Дискурсивная особенность медицинского дискурса по В.В. Журе включает в себя использование шести основных видов компетенций врача:

1) Экстралингвистическая компетенция – это знания о внешних (социальном, культурном, психологическом) контекстах коммуникации, характеристиках общения, целях дискурса;

2) Жанровая компетенция включает в себя информацию о жанровых сценариях и фреймах;

3) Стратегическая компетенция использует речевое воздействие как основное понятие, так как оно реализуется с помощью коммуникативных стратегий и тактик;

4) В речевой компетенции выделяются формы дискурса (нарративы, дескриптивы, императивы и др.), а также типы изложения (дескриптивный, нарративный, директивный и др.);

5) Паралингвистическая компетенция устанавливает знания о просодических средствах (темп, громкость, высота и тембр голоса, особенности артикуляции), а также знания о невербальных компонентах коммуникации (мимика, жестикуляция);

6) Эмотивная компетенция выделяет типичные эмоции пациента и эмоционально-маркированные темы дискурса [3].

Говоря о медицинском дискурсе, как и любом другом виде дискурса, необходимо предложить трактовку характеристик дискурса: участники, хронотоп, жанры, темы дискурса, которые также включают в себя определенные модели поведения и ценности. В.И. Карасик выделяет следующие категории дискурса, на которых основано построение любого типа дискурса:

1) участники общения (статусы и роли участников общения);

2) условия общения (время и место общения коммуникантов);

3) организация общения (мотивы, цели и стратегии);

4) способы общения (канал и жанр общения) [4].

Рассмотрим каждую их данных категорий в отдельности.

Участниками общения в медицинском дискурсе являются врач и пациент. Врач – это человек, использующий свои знания и умения для того, чтобы предупреждать и лечить пациентов, для сохранения и укрепления их здоровья [2]. Пациент – человек, страдающий каким-либо заболеванием и в связи с этим получающий профессиональную медицинскую помощь, а также использующий медицинские услуги [5]. Врач – социальная профессия, предполагается, что человек имеет высшее образование в данной области. Соответственно, в данном случае мы говорим о неравноправном общении, так как пациент по отношению к врачу занимает более низкую ступень с точки зрения медицины. Из этого следует, что мы говорим об институциональном типе дискурса, о котором уже не раз было упомянуто.

Говоря о характеристиках общения, хотелось бы в первую очередь рассмотреть хронотоп. Под хронотопом мы будем, вслед за М.М. Бахтиным и А. Эйнштейном, понимать «спайку пространства и времени» [7].

Если мы обратим внимание на пространственную характеристику, местом медицинского дискурса могут быть кабинет врача, палата в больнице, комната в квартире пациента, место ДТП и др. В нашем исследовании большинство диалогов между врачом и пациентом или его родными будут проходить либо в палате пациента, либо в кабинете врача. Если мы говорим о временных характеристиках, то мы будем анализировать диалоги между врачом и пациентом в современном обществе. Мы не учитываем диахронический аспект медицинского дискурса. В характеристиках общения также стоит упомянуть о пресуппозициях. Пресуппозиция – это то что задано не вербально, а как потаенный смысл какого-либо высказывания, как предварительное знание какого-либо предмета [6]. Л.С. Бейлинсон выделяет множество пресуппозиций медицинского дискурса, среди них: «Медики заслуживают уважения, их рекомендации обязательны для исполнения», «Нужно уметь терпеть боль» [1].По ее мнению, они напрямую связаны с целями и ценностями медицинского дискурса.

В организации общения именно врач, как представитель социально-значимой профессии, должен контролировать коммуникацию. О стратегиях, применимых к данному типу дискурса, мы поговорим позже. Но прежде, чем приступить к таким понятиям организации общения, как коммуникативные стратегии и тактики, а также их дальнейшее деление, необходимо определиться, какие цели преследует врач при взаимодействии с пациентом. По Л.С. Бейлинсон основной целью врача в медицинском дискурсе является оказание помощи пациенту, то есть определение заболевания, проведение лечения и объяснение пациенту, как он должен себя вести, чтобы сохранить здоровье. Соответственно данным целям, она выделяет три основных типа стратегий в медицинском дискурсе – диагностирующую, лечащую и рекомендующую [1].

С точки зрения способов общения, тональность общения должна быть официальной, но не слишком; допускается использование шуток, примеров из повседневной жизни. Общение между врачом и пациентом должно быть дистанционным, но в то же самое время доброжелательным и искренним. Каналами коммуникации могут быть любые формы отправки сообщения, включая устную речь, неречевое общение (мимика, жесты, позы) и письменное сообщение (рецепт). Однако в нашем исследовании мы обращаем свое внимание на вербальное общение между врачом и пациентом и анализируем его с точки зрения типов коммуникативных, или речевых актов. Жанры медицинского дискурса соотносятся с его стратегиями. Л.С. Бейлинсон выделяет следующие жанры в медицинском институциональном дискурсе: диагностирующая консультация, медицинский консилиум, вербальное лечение, медицинская рекомендация, рецепт, медицинская справка жалоба пациента, карта анамнеза, справки объективной медицинской экспертизы [1].

Таким образом, медицинский дискурс – это устный институциональный дискурс, предполагающий статусное неравноправие врача и пациента в определенных временно-пространственных характеристиках общения, который отвечает потребностям в охране здоровья и реализуется с помощью коммуникативных стратегий и тактик.

Стоит также упомянуть о терапевтическом дискурсе. Согласно многим авторам, данный тип дискурса является подтипом медицинского дискурса. Соответственно, медицинский дискурс – более широкое понятие по сравнению с терапевтическим.

Мы рассмотрели основные характерные черты медицинского дискурса, на основе классификации категорий дискурса В.И. Карасика, В.В. Журы. Среди данных особенностей наиболее важными по отношению к медицинскому дискурсу являются участники, хронотоп, пресуппозиция, контроль, цели, тональность и жанры общения с точки зрения В.И. Карасика. В.В. Жура выделяет такие особенности порождения медицинского дискурса как коммуникативная цель, участники, эмоциональный дейксис, гендерная принадлежность, биосоциальные параметры, этническая принадлежность, характер заболевания, место и обстановка общения. Кроме того, стоит упомянуть о том, что одной из основных характерных черт медицинского институционального дискурса является «речевое воздействие». 

Список литературы:

  1. Бейлинсон, Л. С. Характеристики медико-педагогического дискурса [Текст] : дис. … канд. филол. наук : 10.02.19 / Л. С. Бейлинсон. – Волгоград, 2001. – 184 с.
  2. Врач [Электронный ресурс] // Wikipedia. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%F0%E0%F7 (дата обращения: 30.11.2013).
  3. Жура, В. В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении [Текст] : диссертация д-ра филол. наук : 10.02.19 / В. В. Жура. – Волгоград, 2008. – 407 с.
  4. Карасик, В. И. О категориях дискурса [Текст] / В. И. Карасик // Языковая личность : социолингвистические и эмотивные аспекты : сб. науч. тр. – Волгоград ; Саратов : Перемена, 1998. – С. 185 - 197.
  5. Пациент [Электронный ресурс] // Wikipedia. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82 (дата обращения: 30.11.2013).
  6. Пресуппозиция [Электронный ресурс] // Wikipedia. – URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 30.11.2013).
  7. Хронотоп [Электронный ресурс] // Wikipedia. – URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF(дата обращения: 30.11.2013).