Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.02.2014

Содержание деятельности федеральных органов исполнительной власти в условиях административной реформы

Козлова Дарья Евгеньевна
кафедра автоматизированных систем управления Уфимский государственный авиационный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрыто содержание деятельности федеральных органов исполнительной власти таких, как Федеральное Министерство, агентство и служба.
Ключевые слова: федеральный орган исполнительной власти, субъект РФ, административная реформафедеральный орган исполнительной власти, субъект РФ, административная реформа
Электронная версия
Скачать (549.5 Kb)

Среди субъектов административного права органы исполнительной власти (государственного управления) занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций – группа субъектов административного права, объединенная единым руководством и подчинением и действующая согласованно и целенаправленно. Эти органы наделены государственной компетенцией, которая охватывает – в практически организующем плане – все области и сферы государственного руководства.

Орган исполнительной власти представляет собой такую организацию, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет компетенцию, структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, пользуется определенным методом в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. [1]

Органы исполнительной власти наделены, в рамках своей компетенции, определенными управленческими полномочиями в отношении иных субъектов административного права. Например, граждан или общественных организаций, чего нельзя сказать о других субъектах.

Федеральная исполнительная власть стала двухступенчатой с 1993 г.: Правительство России и Федеральные органы – министерства и иные органы.

Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. [2]

Особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.

Органы исполнительной власти, составляя часть государственного аппарата, как и другие государственные органы, действуют от имени государства и по его поручению, наделены государственными полномочиями, имеют территориальные масштабы своей деятельности, располагают источниками финансирования, т.е. обладают всеми признаками государственного органа. [4]

В то же время каждое из звеньев государственного аппарата имеет свои признаки, особенности, определяющие основы его организационно-правового статуса. Такими свойствами органов государственного управления являются:

а) содержание деятельности органа государственного управления - это деятельность управленческая, практически – организующая по реализации государственных задач и функций;

б) по своему правовому характеру деятельность органа государственного управления - это деятельность подзаконная, по организации практического исполнения законов и иных предписаний представительной (законодательной) власти, а по организационному положению – деятельность исполнительно-распорядительная: каждый орган управления исполняет предписания вышестоящего органа власти или управления, в то же время он наделен распорядительными полномочиями в отношении других органов управления и других субъектов административного права;

в) органы государственного управления в процессе исполнения полученной им компетенции принимают правовые акты управления, отличающиеся от всех иных правовых актов своим содержанием, юридическими свойствами, порядком принятия и вступления в действие и т.д.;

г) органы государственного управления исполняет свои полномочия постоянно, а многие из них – и непрерывно, что обусловлено природой управления, которое, как известно, должно быть адекватным тем процессам в экономике, социальной среде и других областях жизнедеятельности, которые требуют постоянного или непрерывного воздействия. [1]

Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Структура федеральных органов исполнительной властиэто перечень конкретных органов, входящих в эту систему.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России и федеральные агентства.

Под системой органов исполнительной власти понимается вертикальная власть между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Она обусловлена федеративным устройством государства и состоит из Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. [4]

Правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений определено соответствующими нормативными актами.

Исполнительную власть РФ возглавляет ПравительствоРФ. Струк­тура правительства в России в последние годы периодически пересмат­ривалась при неизменном наличии ряда ключевых фигур, представлен­ных должностями Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначает­ся Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Если канди­датура премьер-министра, представленная Президентом, трижды бу­дет отклонена нижней палатой, то глава государства волен распустить Думу и назначить новые выборы. В сферу полномочий Правительства РФ входит разработка и представление Государственной Думе бюд­жета страны; проведение единой в стране экономической, культурной и социальной политики; управление федеральной собственностью; меры по обеспечению оборонной политики, внутренней и внешней без­опасности, законности и пр. [2]

В состав Правительства РФ входят федеральные министерства, го­сударственные комитеты, федеральные службы, комиссии, агентства, органы надзора. Изнутри каждая категория правительственных орга­нов регулируется своим положением в рамках выделенного бюджетом лимита расходов. Основными внутриорганизационными звеньями органов исполнительной власти являются департаменты, управления, отделы, комиссии.

Работа правительственных ведомств строится главным образом по функциональному признаку и охватывает четыре основных блока:

  1. Экономический — охватывает основные направления в развитии национальной экономики, группирующиеся вокруг базовых от­раслей: топливно-энергетический комплекс, строительство и жи­лищная политика, промышленность, финансы, транспорт и др.
  2. Административно-политический — обеспечивает оптимальные внутренние и внешние условия развития государства, удовлетворяя интересы граждан в безопасности, защите собственных прав и т. д.
  3. Социальный — предполагает разработку специальной политики государства в удовлетворении социальных потребностей людей (образование, здравоохранение, социальная защита, труд, куль­тура и др.), ориентированной на сохранение стабильности в об­ществе на принципах справедливости и приоритета общечелове­ческих ценностей.
  4. Контрольный — представляет перечень существующих в рамках правительственного аппарата контрольных органов, ответственных за адекватное проведение правительственной политики в регио­нах, а также за координацию между хозяйствующими субъекта­ми на территории. Специализированную функцию контроля в сфере исполнительной власти осуществляют специальные депар­таменты и отделы федеральных министерств, а также надзоры и комиссии. [3]

Федеральное правительство назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти. Руководителей органов и организаций при федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Министерство РФ – Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных Федеральными законами, Указами Президента и постановлениями Правительства, деятельность в этой сфере иных Федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр (Федеральный министр).

Министерство стоит во главе отрасли управления. Под министерством понимается руководство и аппарат министерства. Министерство вместе с подчиненными ему органами на местах, предприятиями, учреждениями составляет систему министерства.

Министерство является органом, несущим полную ответственность за руководство соответствующей отраслью. Оно наделяется в этих целях обширными полномочиями. Министерство осуществляет функции как централизованного, так и оперативного управления отраслью, причем функции централизованного управления (такие как техническое нормирование, внутриотраслевое планирование и др.) осуществляются главным образом органами, стоящими между министерством и предприятиями (учреждениями). Министр, в рамках своих полномочий, издает приказы и инструкции; такие же по наименованию акты принимаются руководителями всех организаций, входящих в систему министерства.

Федеральное агентство России – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральное агентство России возглавляет генеральный директор агентства.

Федеральная служба России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы России.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Государственная служба Российской Федерации включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской

Федерации; государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.

Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Она представляет собой профессиональную деятельность лиц, замещающих соответствующие должности в аппаратах федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, для обеспечения государственных задач и функций этих органов либо деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, и финансируемых из федерального бюджета.

Федеральная государственная служба в отдельных государственных органах регулируется также федеральными законами об этих органах .

Перечень государственных должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 и является составной частью Реестра государственных должностей государственной службы.

Все эти должности подразделяются на следующие группы:

  • высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);
  • главные государственные должности государственной службы (4-я группа);
  • ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);
  • старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);
  • младшие государственные должности государственной службы (1-я группа). [3]

К данному Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Исполнительная власть – это такое звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан – защищает их, а порой и нарушает. [3]

Список литературы:

  1. Баглай М. В. . Конституционное право Российской Федерации. Москва: издательство «НОРМА», 2001. с. 570 – 573, 574 – 578.
  2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. - М., 2001. - С. 3. 
  3. Рой О. М.Система государственного и муниципального управления. СПб.: издательство «Питер», 2003. с. 93 – 97, 108 -119.
  4. Чиркин В. Е. . Конституционное право в Российской Федерации. Москва: Издательство «Юрист», 2001. с. 399 – 403.