Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.02.2014

Информационные технологии обучения в высшей школе

Ильясова Римма Рашитовна
Химический факультет, Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В настоящее время во всем мире широко используются информационные технологии. Очень важным является внедрение информационных технологий (использование компьютеров, аудио-, видеоаппаратуры и т.д.)  в учебный процесс, т.к. способствует  формированию личности информационного общества, а также исследовательских навыков и умений, умений самостоятельно ставить и принимать решения. Автором использовано проведение практических занятий с использованием компьютерных технологий (представление презентаций студентами по заданию преподавателя) на химическом факультете Башкирского государственного университета.
Ключевые слова: информационные технологии, компьютерные технологии, профессиональное становление
Электронная версия
Скачать (516.4 Kb)

Одна из основных целей образования, в том числе, высшего образования, формирование таких качеств, как способность к дальнейшему саморазвитию, ответственность, способность проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять оптимальное решение [1].

Исследования в области использования компьютерных технологий имеют более чем 30-летнюю историю. В США, России, Японии и других странах разработаны и используются компьютерные технологии на крупных промышленных предприятий, военных организациях и т.д. Использование информационных технологий считается дорогостоящим вследствие высокой наукоемкости. Однако, несмотря на это, зарубежные компании широко финансируют проекты создания и применения компьютерных технологий в образовательном процессе [1].

Широкое распространение и внедрение информационных технологий в образовательный процесс способствует развитию личности, будущего профессионального становления.

Любая педагогическая технология может называться информационной, т.к. основу технологического процесса обучения составляет информация и ее преобразование. В практике же информационными называются те технологии, которые подразумевают применение технических средств: компьютера, аудио-, видеоаппаратуры [2].

При использовании информационных технологий преподавателю необходимо создавать условия для реализации всестороннего развития личности обучающихся: познавательного интереса, творческого мышления, коммуникативных умений, эстетического аспекта. Поэтому важным является не только высокая профессиональная компетентность самого преподавателя в области информационных технологий, но и умение применять данные технологии в своей работе.

Современные компьютеры можно использовать в следующих случаях [3]:

  1. Обучение с помощью специальных программ,
  2. Организация контроля знаний и умений,
  3. Компьютерное моделирование,
  4. Организация процесса обучения,
  5. Использование компьютера для решения прикладных задач.

Компьютерные технологии, предназначенные для интенсификации познавательной деятельности обучения, а также использования игрового решения проблем обучения, достаточно широко используются на химическом факультете Башкирского государственного университета.

Так, представление подготовленных заранее студентами презентаций как наглядный материал к подготовленному сообщению по какой-либо теме используется на первом курсе, а именно, на практических занятиях, в том числе, при подготовке курсовых работ по общей и неорганической химии на первом курсе химического факультета, а также на первом курсе географического факультета.

Важный аспект использования компьютерных технологий в преподавании химии – это моделирование явлений и процессов, представление тех экспериментов, которые невозможно осуществить в реальных условиях, например, вследствие высокой стоимости реактивов, какой-либо опасности при проведении эксперимента, невозможности показать явление, процесс в реальности (в частности, модели атомов, молекул и т.д.).

Однако полная замена лабораторных работ презентациями нежелательна, т.к. химическая наука предполагает овладение студентами экспериментальных умений и навыков, использования их в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Как правило, использование презентаций на занятиях применяется как по основному материалу занятий (в соответствии с учебной программой), так и для дополнения знаний. Интересным в данном случае является поиск информации по практическому применению достижений химической науки. При этом предполагаются конкретные задания с дальнейшим поиском в сети Интернет необходимого материала студентами самостоятельно. В результате студенты учатся творчески подходить к выбору способов поиска информации, учатся систематизировать, выделять главное, включать информацию из сети Интернет в систему знаний, получаемых в ВУЗе, учатся четко формулировать, анализировать полученные знания, делать выводы, сообщать новые знания, понимать визуальную информацию.

Таким образом, использование презентаций на практических занятиях на химическом факультете способствует индивидуализации процесса обучения, студенты самостоятельно в индивидуальном темпе готовят и представляют информацию с помощью компьютера, в том числе, показывают наглядно те реакции и процессы, которые невозможно осуществить или представить в реальных условиях (модели атомов, молекул).

Список литературы:

  1. Буланова - Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С.,Сучков Г.В., Педагогические технологии. М.: МарТ, 2006 г.
  2. Дендебер С.В., Ключникова С.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М.: «Пять за знания», 2006 г.
  3. Беспалов П.И., Боровских Т.А., Трухина М.Д., Чернобельская Г.М. Практикум по методике обучения химии в средней школе, М.: Дрофа, 2007 г.