Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.02.2014

Исследовательское обучение в высшей школе

Ильясова Римма Рашитовна
Химический факультет, Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: Современный этап развития общества требует пересмотра прежних целевых установок, корректировки педагогических методов, приемов, технологий, направленных на формирование у обучающихся универсальных умений самостоятельно и творчески решать проблемы в будущей профессиональной деятельности. Одним из эффективных путей решения этих проблем является использование в образовательной деятельности исследовательских методов обучения.
Ключевые слова: педагогические технологии, методы, исследовательское обучение
Электронная версия
Скачать (518.3 Kb)

Глобальные изменения в жизни современного общества ставят перед российской системой образования целый ряд проблем, среди которых следует отметить необходимость повышения качества и доступности образования, внедрения современных педагогических приемов, технологий в образовательный процесс, основанных на принципах индивидуализации обучения, развития творческой личности, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельно ставить и решать задачи в профессиональной деятельности и повседневной жизни [1].

В последние годы в педагогической литературе описано немало педагогических подходов и принципов, реализация которых влияет на эффективность обучения [2]. Одним из эффективных путей решения вышеуказанных проблем является внедрение в процесс обучения исследовательских методов в средней школе и высшей школе, начиная с младших курсов.

Анализ работ показал, что в педагогической науке проблема формирования исследовательских умений студентов рассматривается с разных позиций. Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности раскрыты в трудах С.И. Архангельского, В.И. Андреева и др. Специфику исследовательской деятельности студентов, формы и виды их сотрудничества с преподавателями рассмотрены в работах Л.И. Аксеновой, Н.В. Сычковой и др. Процесс формирования исследовательских умений студентов анализировался в трудах О.А. Абдуллиной, И.Ю., Кузьминой, О.И., Сластенина и др. [3].

Следует отметить, что исследовательский метод обучения или как называют его просто исследовательским обучением позволяет осуществить в обучении максимальную самостоятельность и творческую активность обучающихся [4].

Исследовательская деятельность при обучении естественным наукам на младших курсах ВУЗов может иметь как теоретический, так и экспериментальный характер. Исследовательские методы обучения студентов младших курсов в высшей школе могут быть основаны на использовании действий поискового характера, приводящих к открытию неизвестных знаний, фактов.

Экспериментальная деятельность младших курсов (1,2) химического факультета может быть связана непосредственно с темами научных работ, проводимых по тому или иному научному направлению, в частности, это могут быть исследования природных объектов, их свойств, структуры, количества.

Исследовательское обучение включает несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. На начальном этапе исследовательской работы студенты работают с библиотечными каталогами, специальной научной и научно-популярной литературой, справочниками, словарями, учатся пользоваться специальной терминологией, работать в сети Интернет.
  2. Постановка целей и задач, включающий формулировку проблемы, выбор способов решения.
  3. Проведение исследования, выполнение экспериментов.
  4. Обработка результатов. Выводы.
  5. Подведение итогов. Оформление результатов исследования в виде реферата, доклада и презентации. Выступление в группе.

Следует отметить, что исследовательская деятельность заключается не только в работе студентов над заданной проблемой, оформлении исследовательской работы в виде курсовой работы, но самое главное, в совместном ис­следовании, проводимым преподавателем и студентами. При этом преподавателю необходимо создать условия, при которых студенты могли бы самостоятельно добывать информацию, проводить эксперименты, анализировать, обобщать и представлять результаты.

На кафедре неорганической химии химического факультета Башкирского государственного университета студенты, начиная с первых дней, привлекаются под руководством научных руководителей – преподавателей кафедры к научно-исследовательской деятельности: работают в научных лабораториях: выполняют эксперименты по научным направлениям кафедры.

В результате студенты младших курсов:

  1. приобретают навыки творческого усвоения знаний (учатся применять систему логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
  2. учатся творчески использовать теоретические знания в новой ситуации и умения решать учебные задачи;
  3. овладевают методами научного исследования, решения практических проблем.

Оформленным результатом исследований является участие студентов младших курсов в научно-исследовательских студенческих конференциях, в том числе, российских и международных.

Исследовательская работа студентов носит творческий характер, и поэтому сопровождается положительным эмоциональным настроем. Такая форма организации обучения позволяет повысить эффективность обучения.

Таким образом, современному преподавателю высшей школы недостаточно владеть предметными знаниями, он должен владеть арсеналом современных методических подходов и педагогических технологий обучения, в том числе, и исследовательских. Умение использовать исследовательский метод – показатель высокой квалификации преподавателя высшей школы. В условиях разноуровневости химического образования умение применять различные педагогические технологии, в том числе исследовательские, позволяют преподавателю добиться высокого качества обучения, способствует формированию собственного педагогического стиля преподавателя.

Список литературы:

  1. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М.: Изд-во «Пять за знания», 2007 г.
  2. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии, М.: МарТ, 2006 г.
  3. Зайцев О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999 г.
  4. Ямщикова А.Г. Реализация стратегий формирования исследовательских умений студентов в учебно-методическом комплексе Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: Сборник докладов Международной научной заочной конференции. Т.1., книга 2, Липецк: ИЦ «Де-факто», 2010 г., с.155 - 160.