Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.02.2014

Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности в дошкольном возрасте

Амирова Ильфира Ильфировна
Педагог-психолог Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад №1 с. Бураево» Бураевский район, Республика Башкортостан, Российская Федерация
Аннотация: Проблема формирования у детей самостоятельности была и остаётся на сегодняшний день одной из самых актуальных. При введении ФГОС дошкольного образования данная проблема стала ещё более актуальной, так как самостоятельность личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьёзное внимание. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.
Ключевые слова: самостоятельность, детско-родительские отношения, инициативность
Электронная версия
Скачать (769.4 Kb)

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остаётся на сегодняшний день одной из самых актуальных. При введении ФГОС дошкольного образования данная проблема будет еще актуальнее, так как в педагогике ранее такую проблему не исследовали. Самостоятельность личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьёзное внимание.

Целесообразность формирования на стадии дошкольного детства личности, не пассивно созерцает действительность, а активно преобразует её, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные положения по формированию не просто социального индивида, а социально активной личности.

Изучение проблемы самостоятельности в педагогике на сегодняшний день ведётся в различных аспектах. Исследуется сущность самостоятельности дошкольника, её природа (А.Г. Хрипкова, П.И. Пидкасистый, Г.А. Балл); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Н.А. Цыркун, Д.В. Ольшанский, Т.И. Горбатенко); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Т.Г. Гуськова, Г.Н. Година, Ю.Н. Дмитриева); условия, этапы и методы развития самостоятельности дошкольника (Н.С. Кривова, З.В. Елисеева, К.П. Кузовкова, А.А. Люблинская).

Но взаимосвязь детско – родительских отношений с появлением самостоятельности в дошкольном возрасте пока не изучена, это проблема нова в современной педагогике и психологии.

Целью исследования быловыявленеи влияние детско - родительских отношений на появление самостоятельности детей в дошкольном возрасте.

Большой вклад в развитие представлений о специфике отношений между детьми и родителями внесла теория классического психоанализа. «Как известно, - пишут Быкова М.В. и Смирнова Е.О. [4, с.8], психоанализ был первой теорией, в которой отношения между ребенком и родителем рассматривались в качестве главного фактора детского развития. Согласно А. Фрейду и З. Фрейду, мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой - как первый законодатель и «контролер». З. Фрейд придавал значение отделению ребенка от родителей, утверждая, что отход ребенка от родителем должен быть неизбежным для его социального благополучия [5, с.145]. Теория психоанализа дала начало многим основным современным концепциям детского развития, разработавшим новые подходы к проблеме детско-родительских отношений, к числу которых относятся концепции Д. Боулби, Э. Эриксона, К. Роджерса, Э. Фромма и других.

Так, эпигенетическая концепция Э. Эриксона подчеркивает, что в отношениях между родителем и ребенком существует двойственная интенция, которая совмещает в себе чувственную забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребёнка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой» [7, с.24].

Эрик Фромм, рассматривает родительские отношения как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями отцовского и материнского отношения к ребёнку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям:

а. условность – безусловность

б. контролируемость – неконтролируемость [6, с.16].

Детская самостоятельность в последние годы всё чаще вызывает повышенное внимания учёных, психологов, педагогов и преподавателей. Это связано и с реализацией личностно-ориентированного, деятельностного подходов к развитию, обучению и воспитанию детей, и с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе обучения и воспитания в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, формулировать проблемы, гипотезы и предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, анализировать условия работы, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

А.А. Люблинская говорит, что самостоятельность не возникает вдруг, она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших привычек и навыков [2, с.125].

В.Д. Иванов в своей работе пишет, что самостоятельность не может быть абсолютной, так как жить в социуме (в семье) и быть свободным, независимым от общества нельзя [1, с.76].

М. Монтессори изучала независимость и самостоятельность как биологические качества человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, овладения знаниями, реализации способностей. Все шаги развития ребёнка – от приобретаемой умелости в движениях, научения сидеть, ползать, переворачиваться, ходить до формируемых социально-коммуникативных умений и реакций (речь, жесты, поведенческие аспекты, интонации) – это шаг ребёнка к независимости от взрослых [3, с.98].

Данное исследование проводилось в МБДОУ «ЦРР-детский сад №1 с. Бураево». В исследовании участвовали 15 детей и 15 родителей средней группы. При проведении исследования мы учитывали то, что развитие самостоятельности зависит от уровня сформированности эмоционального отношения ребёнка к нравственным нормам, потому что самостоятельность формируется как нравственное качество, которое связано с воспитанием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении результата и цели деятельности, уровня мышления, отвечающее за умение решать новые задачи, ориентироваться в новой ситуации, который влияет на сформированность уровня самостоятельности.

Методики подбирались таким образом, чтобы их выполнение не занимало много времени и, чтобы материал был наглядным и интересным для ребёнка. Мы изучили детско – родительские отношения по методике «Опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столиным и определили критерии и уровни сформированности самостоятельности по методике «Конструирование» С. Забрамной и анкете исследования уровня бытовой самостоятельности.

По результатам исследования детско-родительских отношений по шкале «Принятие - отвержение» получилось, что из 15 родителей высокие показатели у 8 (53%), это значит у них выраженное положительное отношение к своему ребёнку, уважают и понимают, принимают таким какой он есть; у одного (7%) родителя низкий показатель, это значит, этот родитель относится отрицательно к своему ребёнку, испытывает негативное отношение; и у 6 (40%) – хорошее отношение к детям, средний показатель (табл.1, приложение 5).

Рисунок 1. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Принятие  - отвержение». 

Рисунок 1. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Принятие - отвержение».

По шкале «Кооперация» получилось, что из 15 родителей высокие показатели у 7 (47%), средние – у 6 (40%), низкие – у 2 (13 %).

Высокие показатели яв­ляются признаком того, что взрослый проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребёнка, высоко оценивает способ­ности ребёнка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных. Низкие говорят о том, что взрослый по отношению к ребёнку ведёт себя противополож­ным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. 

Рисунок 2. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Кооперация».

Рисунок 2. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Кооперация».

По шкале «Симбиоз» из 15 родителей у 7 (47%) высокие показатели, у 7 (47%) средние показатели, у 1 (6 %) низкие показатели. Высокие показатели говорят о том, чтобы сделать вывод о том, что данный взрос­лый человек не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребёнком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей. Низкие баллы по шкале являются при­знаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребёнком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребёнка.

Рисунок 3. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Симбиоз»

Рисунок 3. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Симбиоз» 

По шкале «Авторитарная гиперсоциализация» из 15 родителей у 6 (40%) родителей высокие показатели по данной шкале, говорят о том, что взрослый человек ведёт себя слишком авторитар­но по отношению к ребёнку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки; у 1 (7 %) – низкие показатели, это значит, что контроль за действиями ребёнка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует, у 8 (53%) средние показатели.

Рисунок 4. Данные по опроснику родительского отношения по шкале«Авторитарная гиперсоциализация» 

Рисунок 4. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Авторитарная гиперсоциализация».

По шкале «Маленький неудачник» из 15 родителей у 7 (47%) высокие показатели, у 6 (40%) средние показатели, у 2 (13%) низкие показатели.

Высокие баллы по шкале являются признаком того, что взрослый человек считает ребёнка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, мысли, увлечения и чув­ства ребёнка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учи­телем и воспитателем для ребёнка. Низкие баллы по шкале — 1-2 балла, напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребёнка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Рисунок 5. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Маленький неудачник»

Рисунок 5. Данные по опроснику родительского отношения по шкале «Маленький неудачник»

Результаты методики «Конструирование» показали результаты, что из 15 детей у одного (7 %) ребёнка очень низкий показатель, который говорит о непринятии задание, в условиях обучения действует неадекватно. У 4 (26 %) детей низкие уровень - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую - либо постройку, но данный образец не строит. 5 (33%) детей принимают задание, по образцу самостоятельно задание выполнять не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи. У 5 (33%) детей высокий уровень, они принимают задание и самостоятельно выполняют его по образцу. 

Рисунок 6. Данные по методике «Конструирование»

Рисунок 6. Данные по методике «Конструирование»

 Результаты анкеты на определение уровня развития бытовой самостоятельности получились такими: из 15 детей у 8 (53%) высокий уровень самостоятельности, у 6 (40%) – средние показатели, у 1 (7 %) – низкие показатели.

 Рисунок 7. Данные анкеты уровня бытовой самостоятельности

Рисунок 7. Данные анкеты уровня бытовой самостоятельности 

Таблица 1. Процентное соотношение по тесту родительского отношения в данной выборке 

Таблица 1. Процентное соотношение по тесту родительского отношения в данной выборке

По шкале «принятие - отвержение» больше половины родителей имеют высокие показатели, и только у одного родителя низкий уровень, значит в данной выборке родители уважают выбор своего ребенка, принимают его таким какой он есть, значит дают больше самостоятельности, ребенок сам может принимать решения и упрекать его в этом не могу, у таких детей раньше других появляется самостоятельность и доверие к родителям в отношении своих действий.

Очень хорошими показателями для развития самостоятельности являются высокие баллы по шкале «кооперация» опросника родительского отношения, потому что родители таких детей поощряют самостоятельность и инициативу ребенка и значит, самостоятельность формируется быстрее, чем у других детей.

Показатели по шкале «симбиоз» близки больше к эмоциональной близости, доверию между ребенком и родителем, а высокие баллы по шкале «авторитарная гиперсоциализация» наоборот, уменьшают уровень самостоятельности и инициативности ребёнка, потому что авторитарность и безоговорочное послушание вызывают в раннем дошкольном возрасте отрицательные результаты, так как сформировано уже самосознание и образ себя.

А высокие показатели по шкале «маленький неудачник» вообще отрицательно воздействуют на появление самостоятельности, так как интересы, мысли, увлечения и чув­ства ребёнка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их.

В заключении можно сказать, что в развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребёнок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам убирает после игры строительный материал; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребёнок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф.

На третьей ступени возможен уже более далёкий перенос. Освоенное правило приобретает обобщённый характер и становится критерием для определения ребёнком своего поведения в любых условиях.
Значит, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребёнка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребёнок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Главную роль в формировании самостоятельности ребёнка занимает семья. Но то, насколько благополучно и полноценно будет развиваться ребёнок, зависит от того, как он будет воспитываться родителями, в какой атмосфере он будет расти: в атмосфере ненависти и страха, или же, в любви, доброте и заботе.

Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать самостоятельность и на её основе активное отношение к жизни, взрослые члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую родительскую позицию, взаимоуважение, единство воспитательных подходов, интерес к событиям семейной жизни.

Список литературы:

  1. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. / В.Д. Иванов. М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
  2. Люблинская, А.А.. Детская психология. / А.А. Люблинская. М.: Просвещение, 1971. – 416 с.
  3. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.
  4. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии, 1994, № 6. - С. 5–16.
  5. Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд. СПб., Алетейя СПб, 1999. – 416 с.
  6. Фромм, Э. Человек для себя. / Э. Фромм. Перевод с английского Л.А. Чернышевой. Минск.: Коллегиум, 1992. - 242 с.
  7. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. М.: Речь, 2008. - 142 с.