Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.02.2014

Самосознание подростков из неполной семьи

Набиуллина Стелла Рустемовна
Факультет психологии Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г.Уфа, Россия
Аннотация: в данной статье рассматривается такое понятие как самосознание, обсуждаются его особенности у детей подросткового возраста, а также влияние института семьи на его  формирование. Говорится о самооценке и самоотношении подростков, а также освещены аспекты жизни, на которых может негативно сказаться отсутствие членов семьи. В заключении отмечается важность семьи для ребенка.
Ключевые слова: самосознание, самооценка, семья, подростковый возрастсамосознание, самооценка, семья, подростковый возраст
Электронная версия
Скачать (612.5 Kb)

Каждый человек на определенном этапе своей жизни, особенно в период подросткового, раннего юношеского возраста начинает задумываться о себе, как о личности. Развитие самосознания в юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в этот период практически едина у исследователей всех направлений и школ. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира.

Становление личности ребенка в семье занимает важное место и представляет собой одну из проблем, находящейся в центре внимания отечественных и зарубежных исследований. Ряд авторов таких как Абрамова Г.С., Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., Хоментаускас Г, Варга А.Я., отмечают, что семейная среда и, в частности, детско-родительские отношения являются фактором эмоционального и психического развития ребенка. Нарушение детско-родительских отношений негативно сказывается на развитии личности ребенка - его представлении о себе, самоотношении, самооценки, образе себя, а, следовательно, и Я-концепции.[2,с.61]

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.[3,с.65]

Самосознание – осознание человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию.[4,с.135]

Самосознание дает возможность человеку относиться к актам своего собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять с внешним. В самосознании происходит осознание самого себя не как что–то абсолютно обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним.

Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов (мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения), целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Исходя их всего вышесказанного, серьезность изучения проблемы самосознания не подлежит сомнению.

Подростковая пора – время второго рождения личности. Подростки страдают от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые – дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны.[1,с.12]

По мнению Д.Б. Эльконина оценка собственных качеств как средств решения стоящих перед подростком задач, существенно для генеза самосознания и понимания особенностей психического развития подростков. В начале подросткового возраста у ребенка начинает формироваться чувство взрослости – отношение подростка к себе, как к взрослому. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Автор считает, что чувство взрослости – специфическая для подросткового возраста форма самосознания, социального по своему содержанию. Прежде всего, оно проявляется в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к подростку не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, учебы. У подростка появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения, которые он отстаивает даже, несмотря на неодобрение окружающих.[2,с.61]

С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.[7,с.37]

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами. В подростковом возрасте происходят большие изменения в организме ребенка. В чем-то его уже начинают признавать взрослым, у него появляется больше прав и обязанностей, ему больше доверяют, но больше и спрашивают.[5,с.224]

Самосознание к концу подросткового возраста представляет собой достаточно сложное образование, характеризующееся такими свойствами, как устойчивость, обоснованность, дифференцированность. Итоговым измерением самосознания является мера самопринятия, положительное или отрицательное отношение к себе, установка за и против себя.[6,с.124]

Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Развивающееся самосознание в определяет духовную работу в отношении определения "внутренней позиции", в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Он сензитивен к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.[10,с.15]

Самоотношение ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, прежде всего родителей. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными качествами и чертами. Вместе с тем по одному только характеру объективно сложившейся ситуации и родительского отношения нельзя однозначно предсказать, как это отразится во внутреннем мире ребенка. Экспериментальные исследования показывают, что данные о восприятии ребенком родительских установок могут более достоверно объяснить развитие самооценки ребенка, чем объективная оценка родительского отношения.

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей - выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, самосознание, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.[3,с.76]

Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненная чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему. Кроме того, установлены достоверные отличия в уровне самооценки между подростками из полных и неполных семей. У подростков из полных семей самооценка выше, чем у подростков из неполных семей [3, c.79].

Выявлена связь между типом семьи, особенностями семейных отношений и характером самоотношения подростков. Установлено, что для подростков из неполных семей характерен высокий уровень самоуничижения, конфликтности, внутренней напряженности и общего негативного эмоционального отношения к себе. При этом эмоциональный климат неполных семей нередко отличается конфликтностью, эмоциональной нестабильностью, недостатком теплых доверительных отношений, а в ряде случаев и враждебностью. Подросткам из полных семей в большей степени присуще позитивное отношение к себе, ощущение ценности собственной личности, положительная оценка себя.[8,с.112]

Доказано наличие связи между типом семьи (полная, неполная) и интенсивностью использования психологических защит. У подростков из неполных семей чаще всего отмечается интенсивное использование таких психологических защит как "деградация", "проекция" и "гиперкомпенсация", тогда как у подростков из полных семей доминирует использование "проекции".[9,с.290]

Подросткам практически без исключений одинаково необходимы оба родителя, дети испытывают сильную потребность в любви со стороны родителей. Это важно с точки воспитания чувств и формирования личности. Отец и мать в процессе воспитания ребенка очень дополняют друг друга. Родители, имея свои индивидуальные личностные особенности, приносят с собой в семью личное многообразие мыслей и чувств, знаний и интересов, поступков и действий. И даже при отсутствие хотя бы одного из родителей этот многогранный мир будет не полон.[3,с.207]

Семейное воспитание - очень важная система. Оно основывается на определённых принципах и имеет необходимое содержание, которое позволит ребенку развивать все стороны личности

С самого рождения опыт семейных отношений закладывается в ребенке и в последствие влияет на социальную адаптацию и формирование собственного «Я» у подростка. Формирование самооценки и самосознания рассматривается как понимание и выполнение ребенком неких правил и параметров отношения к нему родителей.

Список литературы:

  1. Боброва, В. Г., Вахрушев М. Общая характеристика развития личности подростка / В. Г. Боброва, М. Вахрушев Ростов на Дону.: Просвещение 1966.-12 с.
  2. Божович, Е. Д. Психология особенного развития личности подростка./ Е. Д. Божович М.: Мир,- 1969.-61с.
  3. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов.- М.:Просвещение, 2000. - 207 с.
  4. Райгородский, Д. Психология самосознания / Д. Райгородский. – М.: Бахрах, 2007. -135 с
  5. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2006 . - № 2 . - С.224.
  6. Столин, В.В. Самосознание личности /Столин В. В. / М. изд-во МГУ, 2003.- 124 с.
  7. Юрчик, С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в полростково-юношеском возрасте / С.Н. Юрчик //Психологически журнал. - 2008 . - № 11. - С. 37-46.
  8. Михеева, И.Н. Я - концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности/ И.Н. Михеева. – Самара: Дом «Бахрах», 2003. - 112 с.
  9. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. - Л.: Наука, 1979. - 290 с.
  10. Спиркин, А.Г. Самосознание и сознание / А.Г. Спиркин – М.:1972. - 15с.