Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.02.2014

Роль педагогической практики в профессионально-творческом развитии студента – будущего учителя музыки

Воитлева Нафисет Адалгериевна
кандидат педагогических наук Адыгейский государственный университет г. Майкоп, Россия
Аннотация: В статье затрагивается проблема подготовки будущего учителя музыки к педагогической практике в школе. Автор предлагает конкретные задания для выявления уровня готовности к творческой педагогической деятельности студента.
Ключевые слова: учитель музыки, педагогическая практика, творчество
Электронная версия
Скачать (514.4 Kb)

Сближение учебного процесса с практической деятельностью – одна из важнейших целевых функций обучения студентов. В учебном процессе высшей школы практика проявляется двояко: с одной стороны – в качестве источника знаний, с другой – в качестве проверки их правильности [1]. Совершенно очевидна принципиальная важность вопроса овладения творческими навыками и развития творческих способностей уже в студенческие годы, чтобы будущий учитель стал творческой личностью.

Начальный этап деятельности студента в школе начинается с ознакомительной педагогической практики, которая носит не только созерцательный характер, но и предполагает анализ педагогических явлений, фактов, изучение отношения учащихся к учебе, в частности – к предмету «Музыка». «Барометром», на который должен ориентироваться будущий учитель музыки, является эмоциональное состояние учеников, которое может выражаться в передвижениях, смехе, говоре, сменяющиеся рабочей, внимательной тишиной и наоборот. Ученик «удивился», «огорчился», «обрадовался», «испугался» и т.д., и, в зависимости от того, что его удивило, огорчило, обрадовало, испугало, учитель видит, что ему нравится, а что – нет, что соответствует его интересам и что их не затрагивает, может судить о душевном состоянии ученика, о его вкусе и т.д. [2]. Эти наблюдения и грамотность «чтения поведения» учеников позволит студентам сделать необходимые акценты при подготовке урока, применить те методы, которые оказывают продуктивное воздействие на учащихся, а также способствуют созданию рабочей творческой атмосферы в общении с учащимися.

На ознакомительной («пассивной») педагогической практике студенты чаще выступают объектом педагогического воздействия, хотя имеющиеся у них знания могут позволить в некоторых случаях оказываться в положении субъекта деятельности. Очень важно создать условия для творческого отношения студентов к педагогическому труду, активизировать их мыслительную деятельность. Этому способствуют задания, которые могут быть предложены студентам на этом этапе прохождения педагогической практики. Они носят и репродуктивный, и нормативный, и творческий характер. Выполнение этих заданий позволит судить о сформированности того или иного уровня профессионально-творческого развития студентов на определенном этапе обучения.

Задания репродуктивного уровня

  1. Выбрать два произведения для слушания в младших классах.
  2. Написать аннотацию к этим произведениям, адаптируя ее для учащихся младших классов.
  3. Выбрать соответствующий стиль для сообщения.
  4. Продумать вопросы к учащимся.
  5. Подобрать наглядные средства.

Репродуктивные задания подразумевают монологическую форму выступления, обращенного к воображаемому классу. Следует оценить исполнение музыкальных произведений, выбор информации для устного изложения (познавательный аспект, учет возрастных особенностей); корректность в вопросах, их вспомогательная роль для восприятия того, что говорится и исполняется студентом; насколько созвучны предложенные наглядные средства с исполняемой музыкой.

Задания нормативного уровня

  1. Выбрать два произведения и подготовить их к исполнению в классе.
  2. Собрать информацию о композиторе, его творчестве, исполняемом произведении, выделив то, что на взгляд студента должно быть доведено до учащегося.
  3. Выстроить свое устное выступление таким образом, чтобы усилить яркость представлений учащихся.
  4. Обозначить вопросы, вызывающие на диалог, беседу, обсуждение.
  5. Подобрать к выступлению дополнительный (вспомогательный) материал.

Следует оценить аргументированный выбор музыкального материала и его исполнение; точное обозначение тех или иных акцентов в подаче историко-биографической, музыковедческой информации; выразительность речи, насколько рассказ был занимательным, конкретным, образным и т.д.; умелый подбор вспомогательных средств (картинки, игрушки, четверостишья и т. д.) для подготовки учащихся не только в познавательном, но и образно-эмоциональном плане к восприятию музыкального материала.

Задания творческого уровня

Выступить в аудитории в роли учителя (показать фрагмент урока), выполнив следующее: 1) провести музыкальную разминку для подготовки класса к основному разделу урока – слушанию музыки и беседы о ней; 2) исполнить два музыкальных произведения, объединенных единой темой, жанром и т.д.; 3) подготовить устное выступление, содержащее различные музыковедческие суждения, служащие усилению эмоциональности и интеллектуального восприятия произведений.

Следует оценивать оригинальность в подборе материала, в его подаче, дополнительные находки, способствующие усилению яркости зрительных, слуховых представлений учащихся; умение наладить контакт с аудиторией и вызвать ее активность; умение быстро реагировать на возникающие ситуации и нахождение нестандартных решений; способность к дивергентному мышлению; проявление рефлексивного отношения к своей деятельности.

Задания этого этапа предполагают наличие реального собеседника (слушателя).

Активная практика, следующая за, так называемой, «пассивной», требует от студентов актуализации своих знаний, своего прежнего опыта, осмысления приобретенных теоретических и практических знаний, умений и навыков, переоценки своей деятельности в соответствии с особенностями объективной ситуации.

Студент-практикант должен быть посредником между музыкой и детьми, и его профессионализм заключается, прежде всего, в умении организовать художественное, творческое общение учеников с музыкой, увлечь беседой о музыкальном произведении, не вульгаризируя и не упрощая его содержание.

Список литературы:

  1. Борисенко Н. М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога. – Ставрополь. – 1998.
  2. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Флинта. – 1998.