Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.02.2014

Российское высшее образование в контексте глобализации

Авдеев Евгений Александрович
Студент факультета истории, философии и искусств Северо-Кавказский федеральный университет г. Ставрополь, Российская федерация
Аннотация: В статье рассматривается роль высшего образования и университетов в современном глобализирующемся мире. Анализируется государственная программа развития российских вузов. Делается вывод о необходимости повышения качества российского третичного образования в целом.
Ключевые слова: глобализация, образование, экономика знаний, университет мирового класса, российское высшее образование
Электронная версия
Скачать (603.9 Kb)

Глобализация представляет собой процесс расширения, углубления и интенсификации взаимозависимости и взаимосвязанности во всех социальных сферах. Образования как один из базовых социальных институтов, так же может быть рассмотрено в контексте глобализации.

Развитие информационных технологий, информационная революция, заключающаяся в многократном увеличении информационных потоков и появлении электронных средств коммуникации, позволяющих осуществлять мгновенную передачу сообщения, оказывают огромное влияние на социальные процессы. Речь идет о трансформации пространственно-временных характеристик современного общества: во-первых пространство и время становятся стандартизированными и независимыми друг от друга, во-вторых установлении всеобщей взаимозависимости. По выражению М. Маклюэна возникает эффект «имплозии», ощущение сопричастности пространственно удаленным событиям [3, с. 116]. Таким образом, не существует больше объективных границ, обуславливающих в прошлом территориальную ограниченность, локальность и изоляционизм.

Образование является одним из основных факторов развития национальной экономики, а так же её конкурентоспособности на международной арене. В современном мире образование является одной из базовых систем, что общепризнано мировым сообществом и понимается лидерами и элитами национальных государств. Экономика современного постиндустриального общества определяется большинством исследователей как «экономика знаний», в которой не вещи, не природные, в том числе энергетические ресурсы составляют главные богатства общества, приоритетными являются – информация и интеллект. В новом обществе на первый план выходят духовные ценности, создаваемые, прежде всего людьми, функционирующими в сфере науки и образования – научная и образовательная элиты [1, с. 166-170]. Образование в современном мире и продаваемая услуга, и ценная интеллектуальная собственность. Таким образом, знания – один из ключевых факторов экономического роста и глобальной конкурентоспособности.

Адекватная экономическая институциональная система, человеческий капитал, динамичная информационная инфраструктура и эффективная национальная инновационная система – базовые элементы, без которых невозможен переход к экономике знаний. Профессиональное (третичное - по терминологии ЮНЕСКО) образование занимает центральное место в процессе формирования человеческого капитала, генерации инновационных идей.

В современном обществе роль университета существенно расширяется: университет становится не только учебным, но и исследовательским центром. Глобальный рынок образовательных услуг сегодня важная составная часть мировой экономики, соответственно, университеты так же включены в глобальную конкуренцию. Конкуренция Российских вузов и ведущих мировых вузов является на сегодняшний день объективной реальностью. Выпускники ведущих российских вузов, безусловно, пользуются спросом на мировом рынке труда, тем не менее, в целом, качество российского профессионального образования далеко не всегда остается удовлетворительным. Следует заметить, что по качеству системы образования в целом Россия занимает 20-е место (по версии британской компании Пирсон (Pearson)). Лидирующие позиции занимает Финляндия и Южная Корея, на 3-5 месте идет ряд азиатских стран, известных высокой результативностью школьной системы: Гонконг, Япония, Сингапур [4]. В международных рейтингах университетов, российских высшие учебные заведения практически не представлены (за исключением МГУ и нескольких других ведущих вузов страны) [6], [7]. Следует заметить, Российским правительством поставлена задача: превращение ведущих вузов страны в университеты мирового класса, способные успешно конкурировать на мировой рынке образовательных услуг. Предполагается создание 5-10 университетов мирового класса, способных войти в топ-100 лучших вузов в системе международных рейтингов.

Безусловно, любая процедура ранжирования является в той или иной степени субъективной, тем не менее, в основу заложены объективные критерии. Рассмотрим, что подразумевает статус «университет мирового класса». Прежде всего, установка на организацию и поддержка существующих научных школ, где осуществляется непосредственная передача культуры научного мышления. Любая научная школа, прежде всего группа исследователей, разделяющих в своем интеллектуальном творчестве исходные принципы соответствующего стиля научного мышления своего лидера. Таким образом, функционирование вуза мирового класса невозможно без привлечения авторитетных и талантливых ученых. Не менее важной является высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, выдающиеся результаты исследований, качественное преподавание, большие объемы финансирования из государственных и негосударственных источников, наличие иностранных студентов, талантливых студентов, академическая свобода, четко определенные самостоятельные структуры управления и хорошо оснащенные помещения для обучения, исследовательской деятельности, административной работы и жизни обучающихся [5]. Процесс создания университетов мирового класса имеет как внешний аспект – роль государства на национальном, региональном, местном уровне; так и внутренний – преобразования, осуществляемый вузами самостоятельно. В современных условиях создание в сравнительно короткий срок университета мирового класса без государственной поддержи (прежде всего, финансирования) крайне проблематично [4].

Представляется, что добиться качественных преобразований в системе высшего профессионального образования возможно только после выработки и реализации комплекса мер, направленных на изменения существующей ситуации в системе высшего образования в целом, т.е. улучшения качества подготовки во всех высших заведениях страны. Повышение уровня созданных недавно федеральных и национальных исследовательских университетов, всего менее пятидесяти, не решает проблемы повышения качества системы российского профессионального образования в целом.

Тенденция к сокращению бюджетных мест так же представляется неоправданной. Экономика знаний требует от 60 до 80 % работников с высшим образованием, в России же только 22–24 % имеют высшее образование. Работодатели уже сейчас более чем в 80 % случаев требуют работников с высшим образованием [2]. Таким образом, представляется целесообразным увеличения бюджетных мест в ведущих российских вузах, дающих образование высокого качества.

Экономическая глобализация, интеграция России в мировую экономическую систему - объективная реальность. Система образования является одним из решающих условий создания конкурентоспособной национальной экономики. Таким образом, необходимость модернизации системы Профессионального (третичного) образования является безальтернативной. Задача, поставленная перед российской системой высшего образования – повышение качества образовательных услуг, создание нескольких университетов мирового класса представляется необходимой. Успешное развитие российской экономики невозможно без большого числа специалистов получивших качественное среднее и высшее образование. Представляется, что успешная модернизация системы национального образования возможна только при условии согласования с общей государственной стратегией социально-экономического развития; с системой развития вузов других типов. Итогом должно стать создание комплексной системы образовательных, научно-исследовательских и технологически ориентированных учреждений.

Список литературы:

  1. Альтбах В. Дж., Салми Д. Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов / Ф. Дж. Альтбаха, Д. Салми; пер. с англ. – М.: Весь Мир, 2012 – 347 с. 4
  2. Давыдов Ю.С., Давыдов А.Ю. Глобализация и новые тенденции развития российского образования. Международные Лихачевские научные чтения [Электронный ресурс] /Ю.С. Давыдов, А.Ю. Давыдов // Секция 8. Глобализация образования в контексте мирового культурного развития. – Режим доступа: http://www.lihachev.ru/chten/6514/7203/7204/7214/ 10
  3. Кирьянова Л.Г., Мазурина О.А. Теории глобализации в контексте постклассической парадигмы / Л.Г. Кирьянова, О.А. Мазурина // Известия Томского политехнического университета. – 2007. - №7. – с. 116.
  4. Русская служба BBC. В рейтинге лучших систем образования Россия – последняя [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/society/2012/11/121127_best_edication_rating_pearson.shtml 7
  5. Торкунов А. В. Создание университетов мирового уровня: новые тенденции в российском высшем образовании [Электронный ресурс] / А. В. Торкунова // Вестник МГИМО-Университета официальное интернет издание - №2(29) - 2013. – режим доступа: http://www.vestnik.mgimo.ru/arhiv/no229-2013 8
  6. Academic Ranking of World Universities: 2013 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.shanghairanking.com/ARWU2012.html
  7. Top universities by reputation 2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2013/reputation-ranking