Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
27.02.2014

Актуальность кластерного подхода в развитии торговли региона

Шарф Анастасия Аркадьевна
ассистент кафедра «Финансов и экономики» Российский государственный торгово-экономический университет г.Омск, Российская Федерация
Аннотация: рассмотрена сущность кластерного подхода, обоснована необходимость создания кластера в сфере торговли Омской области.
Ключевые слова: торговля, кластер, региональная экономика
Электронная версия
Скачать (521.7 Kb)

В настоящее время повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий является основной целью экономической политики государства. В этой связи в современных условиях хозяйствования теория кластерного управления выступает одной из важнейших.

Ядро данной теории – понятие «кластер», которое было введено западным экономистом Майклом Портером: «кластер – это сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу» [3].

В целом существует три формы функционирования кластеров:

  1. региональная;
  2. вертикальная (например, производитель – потребитель);
  3. отраслевая.

Основными предпосылками для создания кластеров являются: наличие в регионе конкурентных преимуществ, таких как выгодное географическое положение; наличие сырьевых ресурсов, высокий кадровый потенциал, наличие специализированных образовательных учреждений.

Особенностью кластера как такового выступает определенная направленность деятельности предприятий, входящих в него. В одном кластере соединяются и инновации, и работа над качеством продукции и над качеством обслуживания потребителей данной продукции. Благодаря слаженной совместной работе органов управления и субъектов, входящих в кластер, достигаются существенные преимущества для выживания в непростых рыночных условиях. Кроме того, объединение предприятий в кластеры способствует минимизации рисков и более рациональной организации производственно-сбытовых процессов.

Сфера розничной торговли является наиболее динамично развивающейся отраслью Омской области. Оценивая современное состояние розничной торговли в Омском регионе, можно утверждать, что на фоне стабильного социально-экономического положения в ней видны следующие положительные тенденции: устойчивый рост числа действующих хозяйствующих субъектов, ежегодный прирост розничного товарооборота, формирование и рост числа сетевых торговых предприятий, ввод в действие новых форматов торговли, повышение качественного уровня торговли (переход к более цивилизованным формам), стремление к повышению потребительской грамотности.

Особую важность приобретают вопросы обеспечения безопасности товаров и услуг. Особенно это актуально в преддверии проведения в г. Омске празднования 300-летия со дня его основания (2016 год), когда качество предоставляемых услуг гостям города сможет выступать одним из критериев построения имиджа региона.

Обеспечение высокого качества товаров и услуг должно обеспечиваться путем привлечения высококвалифицированного персонала, что подразумевает необходимость проведения целенаправленной работы по повышению квалификации работников торговли.

В связи с этим, в декабре 2013 года Министерством экономики Омской области было инициировано создание кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Омской области. Основной целью создания кластера является установление взаимодействия между учебными заведениями, занимающимися подготовкой кадров, а также непосредственно между предприятиями кластера для повышения их конкурентоспособности и разрешения тех проблем, которые в настоящее время имеют место быть на потребительском рынке региона.

Для решения основных проблем развития потребительского рынка предлагается принятие следующих мер:

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования предприятий на потребительском рынке Омской области (разработка муниципальных программ развития потребительского рынка, формирование прозрачной системы взаимодействия органов государственной власти с субъектами рынка).
  2. Обеспечение формирования конкуренции на потребительском рынке (создание доступной кредитной системы поддержки развития торговых предприятий, проведение исследований, направленных на изучение конкурентной ситуации в регионе).
  3. Создание качественной инфраструктуры потребительского рынка (обеспечение доступности товаров и услуг, упорядочение расположения предприятий торговли на территории региона).
  4. Проведение социальных мероприятий, направленных на поддержку малообеспеченных слоев населения (ярмарки, выставки-продажи, мониторинг динамики уровня цен на товары).
  5. Повышение качества реализуемых товаров.
  6. Совершенствование кадрового состава работников, занятых в отрасли.

Таким образом, создание кластера в сфере торговли, индустрии гостеприимства, сервиса и услуг Омской области должно стать отправной точкой для качественно нового построения системы взаимоотношений на потребительском рынке региона между товаропроизводителями, торговыми предприятиями и потребителями.

Список литературы:

  1. Древинг С. Р. Сущность и основные формы кластеризации экономики // Проблемы со-временной экономики. – 2009. – № 2 (30).
  2. Кластерная политика Омской области: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spb-venchur.ru/regions/94/klasteromsk.htm (дата обращения: 26.02.2014).
  3. Портер М. Конкуренция. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2000. – С. 205-208.
  4. Указ губернатора Омской области от 24.06.2013 № 93 «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года».