Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
17.08.2015

Оценка конкурентоспособности розничного торгового предприятия на рынке строительных материалов г. Кирова

Сысолятин Алексей Витальевич
кандидат экономических наук, доцент кафедра Маркетинга и стратегического планирования экономический факультет ФГБОУ ВО Вятская государственная сельскохозяйственная академия г. Киров, Россия
Аннотация: в статье рассматривается понятие, а также экспертная оценка конкурентоспособности розничного торгового предприятия, функционирующего на рынке строительных материалов.
Ключевые слова: маркетинг, строительные материалы, конкурентоспособность
Электронная версия
Скачать (474.3 Kb)

В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособность». Множественность трактовок данного термина объясняется различными исходными позициями экономистов, а также тем, что в качестве предмета может выступать отдельное предприятие, отрасль экономики региона или страна.

Конкурентоспособность предприятия можно определить как преимущество по отношению к другим предприятиям одной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Под конкурентоспособностью розничного предприятия нами понимается степень реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами данного товарного рынка [1]

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

- потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

- общество, акционеры, партнеры не имеют претензий к фирме;

- работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании [3].

ООО ТД «Стройбат») работает на рынке строительных материалов и инструмента с 2003 года. Рынок строительных материалов и инструмента достаточно емкий и привлекательный, чем и обуславливается высокая степень конкуренции среди его операторов. В недалеком будущем конкуренция на рынке Кирова обострится еще сильнее [2].

Для оценки конкурентоспособности предприятия использован экспертный метод. В группу экспертов были включены 9 человек из числа руководителей предприятия или отделов, которые проработали долгое время в этой должности. Также был приглашен независимый эксперт. В результате оценки пяти магазинов по продаже строительных материалов и инструментов получили соответствующие оценки в баллах. Перечень критериев и пояснение к шкале представлены в таблице 1.

Основными конкурентами магазина ТД «Стройбат» являются, магазины «Лес-дом-сад», «Стройпоставка», «Стройремо», «Инструмент». Все предприятия функционируют на строительном рынке уж длительное время.

Таблица 1 - Критерии оценки конкурентоспособности предприятия

Критерии оценки

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

Ассортимент товара

Низкий ассортимент продаваемых товаров

Небольшой выбор ассортиментных групп товара

Средний выбор ассортимента

Видов товаров много, большой выбор

Широкий ассортимент, разнообразные товарные группы

Внешний вид магазина

Плохой

В целом

неплохой

Удовлетворительный

Хороший

Отличный

Уровень обслуживания

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Качество товаров и услуг

Низкое качество товаров

Низкое качество товаров, минимальный набор услуг

Удовлетворительное качество товаров

Хорошее качество товаров

Высокое качество товаров

Акции, распродажи

Такие умения отсутствуют

Такие умения практически не используются

Умения используются не в полном объеме

Умения используются достаточно хорошо

Умения используются в полной мере

Безналичный расчет

Отсутствует

Отсутствует

Осуществляется

Осуществляется по картам Сбербанка

Осуществляется безналичный расчет по всем картам банка

Проведение рекламных мероприятий

Отсутствует

Очень слабая

Умеренная

Хорошая

Очень хорошая

Цены в магазине

Высокие

Выше средних

Средние

Нормальные

Низкие


На основании выбранных критериев была проведена оценка конкурентных преимуществ магазина ТД «Стройбат» группой экспертов. Оценка конкурентов проводилась в бальной системе, размер баллов от 1 до 5. Результаты оценки показаны в таблице 2.

Таблица 2 - Оценка уровня конкурентоспособности ООО ТД «Стройбат» по сравнению с конкурентами

Показатели

Коэффициент значимсти

«Лес-дом-сад»

ТД «Стройбат»

«Стройпоставка»

«Стройремо»

«Инструмент»

баллы

С учетом к-та веса

баллы

С учетом к-та веса

баллы

С учетом к-та веса

баллы

С учетом к-та веса

баллы

С учетом к-та веса

1.Ассортимент товара

0,15

5

0,75

3

0,45

4

0,6

3

0,45

4

0,6

2.Внешний вид магазина

0,17

3

0,51

5

0,85

4

0,68

4

0,68

5

0,85

3.Уровень обслуживания

0,14

5

0,7

3

0,42

4

0,56

4

0,56

5

0,7

4.Качество товаров и услуг

0,09

5

0,45

4

0,36

3

0,27

3

0,27

4

0,36

5.Акции, распродажи

0,1

4

0,4

3

0,3

5

0,5

4

0,4

4

0,4

6.Безналичный расчет

0,06

5

0,3

3

0,18

3

0,18

3

0,18

3

0,18

7.Проведение рекламных мероприятий

0,17

1

0,17

1

0,17

1

0,17

1

0,17

2

0,34

8.Цены в магазине

0,12

4

0,48

5

0,6

5

0,6

4

0,48

4

0,48

Итого

1

32

3,76

27

3,33

29

3,56

26

3,19

31

3,91


Радиальные диаграммы конкурентных преимуществ рассматриваемых фирм относительно ООО ТД «Стройбат» представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности ООО ТД «Стройбат»

Рисунок 1 – Многоугольник конкурентоспособности ООО ТД «Стройбат»

На основании проведенного анализа выявлено, что ассортимент товаров ООО ТД «Стройбат» низкий, по сравнению с основными конкурентами, качество товаров невысокое и редко применяются скидки на товары.

Основными конкурентными преимуществами магазина ООО ТД «Стройбат» являются: фирменный стиль, невысокие цены в магазине, хорошее качество товаров.

В процессе исследования конкурентоспособности ООО ТД «Стройбат» пришли к выводу, что к слабым сторонам в деятельности магазина относятся: неэффективная рекламная поддержка, отсутствие в торговом зале банкомата, низкий уровень мерчендайзинга представленного товара, отсутствие бонусных карт, небольшие скидки. Для сохранения конкурентных позиций и устранения обнаруженных недочетов в организации маркетинговой работы в магазине ТД «Стройбат» необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение ее эффективности.

Список литературы:

  1. Игольников Г.Н., Патрушев Е.А. Что понимать под конкурентоспособностью и экономичностью производства //Российский экономический журнал. - 1995. - N 1. - С.16–18.
  2. Сысолятин А. В. Состояние и развитие рынка гостиничных услуг г. Кирова // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 12-1 (12). С. 21.
  3. Фасхиев, Х. А. Как измерить конкурентоспобность предприятия? / X. А. Фасхиев, Е.В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №4.