Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
30.08.2015

Проблема автаркического государства в геополитической концепции И.И. Дусинского

Абдуразаков Руслан Абдуразакович
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Дагестанского государственного университета, г. Махачкала, Российская Федерация
Аннотация: Статья посвящена отечественному взгляду на концепцию автаркического государства в начале XX века в научном наследии выдающегося русского учёного-геополитика И.И. Дусинского. Автором проведён сравнительный анализ работ И.И. Дусинского и Р.Челлена к рассматриваемой проблеме, выявлены сходства и различия в подходах к формированию и целях автаркии в геополитике сквозь призму противостояния талассократии и теллурократии. Сделан вывод о необходимости глубокого и пристального изучения наследия отечественных учёных в современных непростых международных условиях.
Ключевые слова: автаркия, Дусинский, геополитический дуализм, теллурократия, талассократия
Электронная версия
Скачать (459 Kb)

В отечественной и зарубежной науке принято считать, что основные постулаты, концепты и дефиниции геополитики были заложены в конце XIX – первой половине XX вв. такими выдающимися зарубежными классиками, как А. Мэхэн, Х. Макиндер, Ф. Ратцель, Р.Челлен, К. Хаусхофер и др. Между тем, внимательное прочтение российских книжных «залежей» начала XX века позволяет утверждать, что это далеко не так. Сегодня оказалось, что такие важные проблемы геополитической науки, как геополитический дуализм, пан-идеи и пан-региональное развитие, концепция континентального блока и другие разрабатывались в России Н.Ф. Фёдоровым, М.Ф. фон Таубе, К.А. Чхеидзе и др. одновременно с их зарубежными коллегами или даже значительно раньше.

Представляется, что в рамках обозначенной исследовательской ситуации стоит также обратить внимание на вклад отечественных учёных, в частности И.И. Дусинского (1879 - 1919), в изучении такого важного в геополитике вопроса, как концепция автаркического государства. Одним из признанных учёных, занимавшихся в XX веке этой проблемой являлся Р.Челлен, внесший неоценимый вклад в развитии геополитики как науки. В 1916 году в своей работе «Der Staat als Lebensform» - «Государство как форма жизни» - он обозначил автаркию, как необходимое условие для успешной борьбы государства за существование и для расширения своего жизненного пространства [7. с. 216-225].

Автаркия понималась им как равновесие между крайностями аграрного и индустриального производства, которое позволило бы ведущему агрессивную политику государству не нуждаться в мирных отношениях с соседями для обеспечения потребностей своей экономики. Образцом такого автаркического государства для Р. Челлена была Германия [6. с. 66]. Проблема автаркии у него органически вытекала из противодействия англо-саксонской политике «открытых дверей» и по сути являлась своего рода одной из сторон стратегии антиталассократической борьбы. Примерно в таком же ключе, но с упором на российскую проблематику и раньше Р.Челлена обратился к рассматриваемой проблеме И.И. Дусинский в 1910 году в своей книге «Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики» [1].

И. И. Дусинского часто называют «геополитическим изгоем». Научное наследие этого блестящего отечественного публициста и панслависта, сегодня становится предметом пристального внимания, что нашло отражение в работах Ковтуненко М.А. [3], Самодуровой В.В. [4], Смолина М.Б. [5] и др. Однако в перечисленных исследованиях основное внимание авторов сосредоточено на панславистских убеждениях русского учёного и его интерпретации основных задач внешней политики России в начале XX века. Что касается вклада И.И. Дусинского в исследовании проблемы автаркии в геополитике государств, то он пока изучен слабо.

И.И. Дусинский под автаркией понимал внутреннее свойство народно-государственного и народно-хозяйственного организма, которое зависит от его внутренних условий и состояния. По его мнению, автаркия - это высшее проявление независимой хозяйственной жизни народа. Отвергая однобокое определении автаркии, как независимости народного хозяйства от других стран, русский учёный считал, что идеалом автаркии является отнюдь не полный отказ от сношений с внешним миром, не экономическое затворничество от каких бы то ни было сношений с заграницей, а лишь возможность удовлетворения всех потребностей страны собственными силами и средствами [1. с. 161].

Важным также, на наш взгляд, является замечание И.И. Дусинского о том, что возможность автаркии - завидный удел лишь весьма и весьма немногих национальных хозяйств, которые, по обширности и разнообразию своей территории, приближаются к мировому хозяйству: «Уже из самой сущности понятия автаркии неизбежно вытекает, что она может стать целью стремлений далеко не для всякого народно-государственного организма. В силу непреодолимых географических и естественных условий далеко не всякая страна может обойтись в достаточно широких размерах без экономической зависимости от других стран. Одно из первых мест в этой немногочисленной группы занимает Россия, в распоряжении которой имеется потенциально почти все, что необходимо для самой интенсивной экономической жизни» [1. с. 160].

Обретение Россией экономической и политической автаркии у него неразрывно связано как с панславистской проблематикой, так и с фундаментальным геополитическим дуализмом, заключающимся в противостоянии «геополитики Суши» и «геополитики Моря». Торжество теллурократии у русского учёного во многом зависит от того, сможет ли Россия упрочить своё положение на морях, не дать себя изолировать от торговых океанических магистралей. В принципе такая тактика является частью общей стратегии, как бы мы сегодня сказали, борьбы Хартленда с «силами Моря»: «…великая задача национальной внешней политики России состоит в следующем: мы должны сохранить и использовать надлежащим образом имеющиеся у нас непосредственные выходы в океан... Наша задача… сводится к обеспечению неприкосновенности суши от влияния господствующих на морях сил» [1. С.153]. Обеспечение автаркии без решения этой задачи, по его мнению, невозможно.

Итак, стремление к автаркии вызвано гегемонией на море таласократических государств. Причём, «принцип открытых дверей» и «принцип свободного моря» являются взаимосвязанными факторами, обеспечивающими странам, обладающим морской гегемонией, и гегемонию экономическую: «В параллель к известному фритредерскому принципу "открытых дверей" теорию "свободного моря" можно бы по справедливости назвать принципом "открытых окон". Тут повторяется то же, что происходит с принципом морской свободы: уничтожая право отдельных стран на обладание частями мирового моря, он отдает все мировое море во власть наиболее сильной морской державы, которая становится на деле полновластной царицей океана. Так и результатом фритредерства может, при известных условиях, стать на деле экономическая гегемония одной или нескольких наций над всеми прочими, увековечивая или надолго затягивая благоприятный для первых и неблагоприятный для последних экономический status quo» [1. с. 143, 162].

Таким образом, важнейшим условием автаркии является эффективное противодействие политике «свободных морей» и «открытых дверей», которая на практике оказывается, как бы мы сегодня сказали, «игрой в одни ворота», и в выигрыше оказывается страна, господствующая на морских просторах. Одним из методов преодоления такого положения вещей, по И.И. Дусинскому является не только отстаивание прибрежных зон России, но и развитие собственного торгового флота: «Для успешного и прочного развития морской торговли страны нужно, чтобы… эта страна обладала собственным торговым флотом. Пользоваться для своего экспорта иностранными судами - это значит отдавать иностранцам почти все выгоды, получаемые от этого экспорта. Без торгового флота нет национальной торговли» [1. с. 176]. Таким образом, национальный торговый флот – это необходимы атрибут экономической автаркии российского государства.

Для И.И. Дусинского автаркия не является конечной целью, это необходимый шаг, необходимое условие достижения и сохранения суверенитета страны: «Общегосударственные интересы страны требуют прежде всего сохранения и упрочения ее независимости, принципиальной и фактической неприкосновенности ее территориального и нравственного суверенитета. Так как экономическая независимость и самостоятельность составляют один из важных и необходимых элементов фактической общей независимости, то, естественно, постоянной целью экономической политики страны должна, принципиально, считаться автаркия» [1. с. 161].

Для русского учёного достижение экономической автаркии должно было не только к освобождению от чужеземной эксплуатации, но и к экономическому подчинению России всего бассейна Черного моря с одновременным созданием всеславянского таможенного союза. Основными путями к тому должны быть: интенсивное развитие всех производительных сил и средств страны с настойчивым стремлением к национализации призываемых из-за границы капиталов, активное и созидательное покровительство отечественному производству с одновременным всесторонним (количественным и качественным) его усилением, создание достаточного национального торгового флота, вполне соответствующего потребностям постоянного русского экспорта [1. с. 177].

Таким образом, можно констатировать, что русская версия автаркии, как элемента борьбы талассократии и теллурократии, появилась раньше, чем её сформулировал Р.Челлен. Сравнивая русский (И.И. Дусинский) и германо-шведский (Р. Челлен) подходы к этой проблеме, необходимо подчеркнуть их сходства и различия. Оба учёных видели в автаркии эффективный способ противостояния гегемонии англосаксонского мира и дали толчок дальнейшим разработкам в этом направлении у себя дома (Р.Челлен – классической школе немецкой геополитики, И.И. Дусинский – евразийской концепции континентального хозяйства). Налицо и принципиальное различие между ними: для Р.Челлена, автаркия – необходимое условие борьбы за «жизненное пространство», важный фактор в захватнической политике, для И.И. Дусинского автаркия – это часть оборонительной стратегии, позволяющая добиться экономической независимости и процветания, а не господства над другими народами: «наша цель - вывести Россию из положения эксплуатируемой иностранцами страны и превратить ее в экономически независимое государство» [1. с. 176].

В заключении хочется надеяться, что интерес к отечественной геополитической науке, особенно к заново открываемым сегодня русским учёным начала XX века, позволит не только по-новому посмотреть на их вклад в развитие мировой геополитической мысли, но и выработать, соответствующую историческим корням и адекватную национально-государственным интересам геополитическую стратегию нашего государства.

Список литературы:

  1. Дусинский И.И. Геополитика России. М.: Москва, 2003. 320 с.
  2. Дусинский И.И. Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики [Электронный ресурс]. URL: http://dugward.ru/library/dusinskiy/dusinskiy_osnovnye_voprosy.html (дата обращения: 20.08.2015).
  3. Ковтуненко М.А. Концепция политического панславизма И.И. Дусинского // Социально-гуманитарные знания. М., 2015. №3. С.222-227.
  4. Самодурова В.В. Геополитический изгой: жизнь и смерть И.И. Дусинского // Вісн. Одес. нац. ун-ту. Сер. : Бібліотекознавство, бібліографознавство, книгознавство. Одесса, 2013. Т. 18, вип. 2/10. С. 9-18.
  5. Смолин М. Б. Дусинский Иван Иванович — русский геополитик, политический публицист, панславист [Электронный ресурс]. URL: http://www.fondiv.ru/articles/6/169/ (дата обращения: 19.08.2015).
  6. Тихонравов Ю. В. Геополитика: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 269 с.
  7. Челлен Р. Государство как форма жизни: пер. со швед. М.: РОССПЭН, 2008. 319 с.