Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.08.2015

Анализ внешних факторов и условий деятельности предприятия

Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в статье представлена характеристика внешних факторов, влияющих на деятельность промышленного предприятия, функционирующего на различных рынках.
Ключевые слова: внешняя среда, поставщики, потребители, деятельность предприятия
Электронная версия
Скачать (470.9 Kb)

Для анализа предприятия необходимо рассмотреть микро и макросреду предприятия, которая непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.

Анализ поставщиков направлен на выявление тех субъектов, снабжающих организацию сырьем, оборудованием энергией, информационными и финансовыми ресурсами, от которых зависит эффективность работы организации, цеха и качество производимой организацией продукции и услуг [1].

Таблица 1 - Основные предприятия-поставщики ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»»

Регион

Предприятие

Материал

Липецкая область,

г. Липецк

Новолипецкий металлургический комбинат

сталь

Липецкая область,

г. Елец

АООТ "Прожекторные угли"

угольные щетки

Курская область,

г. Железногорск

АО "ГОТЭК-ПИФ ВИЗИР"

цветной крой

Тамбовская область,

г. Мичуринск

АО "Прогресс"

сельсин

Тульская область,

г. Северозадонский

Северозадонский конденсаторный завод

конденсаторы

Тульская область,

г. Узловая

АООТ "Пластик"

АБС

Воронежская область,

г. Воронеж

НПО "Электроника"

полупроводники, микросхемы

Пензенская область,

г. Кузнецк

Завод приборов и конденсаторов

конденсаторы

Челябинская область,

г. Магнитогорск

Магнитогорский металлургический комбинат

сталь

Челябинская область,

г. Челябинск

ОАО "Мечел"

сталь

Челябинская область,

г. Магнитогорск

Магнитогорский калибровочный завод

сталь

Свердловская область,

г. Екатеринбург

ОАО "Урал Морган карбон"

угольные щетки

Свердловская область,

г. Екатеринбург

завод ОЦМ

драг. металлы

Свердловская область,

г. Богословск

Богословский алюминиевый завод

сплав АК 12 П 4

Свердловская область,

г. Первоуральск

ОАО "Новотрубный завод"

трубы

Свердловская область,

г. Каменск-Уральский

ОАО "Иесть"

электросоединители

Удмуртия, г. Ижевск

ОАО "Ижевский подшипниковый завод"

подшипники

Удмуртия, г. Ижевск

ОАО "Ижсталь"

сталь

Тюменская область,

г. Тюмень

ОАО "Электротехнический завод"

реле


Анализируемое предприятие имеет развитую сеть поставщиков по всей территории страны [2]. С поставщиками предприятие работает как на основе предоплаты, так и по бартеру. Сроки поставки различны - от одной недели до нескольких месяцев, зависят от расположения поставщика. Основные проблемы в работе с поставщиками:

  • неудовлетворительное состояние целого ряда поставщиков. Это ведет к срыву поставок, невыполнению договорных обязательств из-за несвоевременной поставки, а как следствие, нарушается ритмичность выполнения плана, увеличивается срок оборачиваемости денежных средств, увеличивается производственный цикл, а значит, снижается прибыль;
  • поставка некачественных материалов;
  • увеличение цен на материалы, что приводит к увеличению себестоимости продукции и росту цен.

Поскольку ОАО «Лепсе» выпускает самую разнообразную продукцию, имеющую самые различные сферы применения (авиационная и автомобильная техника, ТНП, ТПН), оно имеет сложную и разветвленную сеть потребителей по всей территории РФ и в ряде зарубежных стран. Потребительская сеть включает в себя предприятия оборонного комплекса, предприятия-производители гражданской авиатехники, многочисленные предприятия иной отраслевой принадлежности, использующие продукцию «Лепсе», а также оптовые и розничные торговые фирмы и частных лиц-потребителей ТНП.

Хотелось бы остановиться на особенностях предприятий-потребителей авиационной техники:

  • данные потребители определены с высокой точностью, а их перспективные потребности и платежеспособность известны;
  • их потребности - исключительно производственного характера;
  • решение о покупке принимается взвешенно;
  • влияние рекламы незначительно;
  • источник информации для покупателя - заводские прейскуранты, коммерческие предложения, личные переговоры.

Как и при работе с поставщиками, одной из наиболее крупных проблем во взаимоотношениях с потребителями является их сложное финансовое положение, а как следствие, задолженность предприятию.

Наибольшую задолженность имеют следующие потребители:

  • Воронежский механический завод;
  • Иркутское авиационное предприятие;
  • ОАО «Авитек»;
  • завод «Вэлконт» (Кирово-Чепецк);
  • ТОО «Валк» (Астрахань);
  • Многоотраслевое ППКП «Факт» (Благовещенск);
  • Украино-российское предприятие «Люлэкс» (Днерпопетровск);
  • ООО ТД «Вятка» (Иркутск);
  • ТТЦ «Волгоград-Вятка»;
  • ТОО «Вятка-сервис»;
  • ОАО «Первый московский приборостроительный».

Сравнительно недавно на предприятии появилось новое направление деятельности – автомобильная тематика. Данное направление является весьма перспективным, в связи с чем оно энергично развивается. В данной сфере уже налажены отношения с потенциальными потребителями:

  • ОАО «АвтоВАЗ
  • ОАО «ГАЗ»

В перспективе планируется налаживать и расширять связи с АЗЛК, ЗАЗ, ИЖ-МАШ, системой «Автосервис»

Важнейшие элементы макроокружающей среды:

Макросреда создает общие условия, в которых действует предприятие и состоит из факторов, независимых от него.

Задачи анализа макросреды:

  • установление и оценка влияющих факторов, представляющих угрозу или способствующих развитию предприятия;
  • изучение изменений, влияющих на текущую деятельность предприятия, и установление тенденций.

Экономика. Кризисное состояние экономики последних лет привело не только к ежегодному снижению объемов продаж дорогих товаров, но и к перегруппировке по специализации и организационному построению, уровню менеджмента ритуальных организаций, а, следовательно, и по перспективам их дальнейшего развития. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги.

Международные факторы. Большинство крупных фирм и тысячи мелких компаний действует на международном рынке. Руководство сегодня должно постепенно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде.

ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»» и его подразделения выпускают продукцию на международный рынок, поэтому зависят от динамики валюты.

Социокультурные факторы.

Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияющие на организацию. Так в ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ»» есть свои ценности и традиции, которые устанавливались в течение долго времени.

Список литературы:

1. Березина Е.А. Маркетинговые исследования факторов конкурентоспособности регионов // В сборнике: Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. г. Киров, 2014. С. 47-50.

2. Официальный сайт ОАО "Лепсе" [Электронный ресурс]: http://www.lepse.com/ (дата обращения 30.08.2015).