Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.08.2015

Особенности и перспективы социально-экономического развития региона в условиях макроэкономической нестабильности (на примере г. Москвы)

Кандаурова Виктория Павловна
Студент Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация
Лебедева Екатерина Алексеевна
Студент Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация
Коваленко Анастасия Николаевна
Студент Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация
Дорошин Александр Алексеевич
Студент Инженерно-экономического института, Национальный исследовательский университет «МЭИ» г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе проведен анализ социально-экономического положения г. Москвы за 2013-2014 гг. Показано, что в  ближайшей перспективе приоритетными направлениями для бюджетного инвестирования и государственно-частного партнерства сохранятся развитие транспортной инфраструктуры,  повышение комфорта городской среды, создание высокотехнологичных производств и модернизация традиционных отраслей промышленности. Дана прогнозная оценка ключевых макроэкономических показателей города на 2015-2017 гг.
Ключевые слова: Социально-экономическое развитие, регион, государственная поддержка, региональная экономика, социально-экономическая политика, макроэкономическая нестабильность
Электронная версия
Скачать (532.5 Kb)

Изменение макроэкономической ситуации в 2014 году, затруднение доступа к заемному финансированию на мировых финансовых рынках, ограничения импорта и экспорта продукции, ускорение инфляции, сокращение инвестиций и потребительского спроса, безусловно, оказали и продолжают оказывать влияние на экономику Москвы.

Вместе с тем, за последние два года Правительством Москвы была выработана система мер, позволяющих обеспечивать стабильность экономики и социальной сферы Москвы. Это, прежде всего, эффективная система мер социальной поддержки населения и предоставления городских услуг, расширение возможностей для частного инвестирования, сдерживание роста издержек ведения бизнеса и развитие современной городской инфраструктуры [1]. В результате в 2013 году и январе-августе 2014 года наблюдается положительная динамика по большинству показателей социально-экономического развития города.

Валовой региональный продукт города Москвы (далее - ВРП) – основной показатель, характеризующий развитие экономики города Москвы - в 2013 году по оценкам вырос на 0,2% в сопоставимых основных ценах и составил более 11 трлн. руб. или около 913 тыс. руб. в расчете на душу населения, что почти в 2 раза превышает среднероссийский уровень – 465,2 тыс. руб.

По итогам восьми месяцев 2014 года рост промышленного производства составил 1,2% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 2,8 процента. На долю промышленности приходится 16% ВРП.

Увеличение производства отмечалось в химической промышленности – на 11,1%, в производстве нефтепродуктов – на 10,9%, машин и оборудования – на 6,3%, транспортных средств – на 5,5%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 4,4 процента.

В последние годы ведется перестройка московской промышленности. Имеющиеся в Москве избыточные мощности в электроэнергетике и теплоснабжении, удобная логистика, а также развитый рынок труда способствуют развитию новых наукоемких производств.

Такая динамика позволяет оценивать завершение 2014 года с темпами роста в промышленности не менее 101,8%.

Стабильный потребительский спрос, обусловленный увеличением заработной платы, доходов населения, гарантированными социальными выплатами и пенсиями являлся в 2013 - 2014 гг. одним из факторов роста розничной торговли, доля которой в ВРП Москвы составляет 7,1%.

В 2013 году оборот розничной торговли вырос в сопоставимых ценах на 3,5% по сравнению с 2012 годом и составил 4 017,0 млрд. рублей; по результатам восьми месяцев 2014 года – на 2,2% (2 739,7 млрд. рублей).

На фоне быстро меняющейся конъюнктуры происходит изменение потребительских предпочтений населения, наблюдается сжатие спроса на товары и услуги. При этом на фоне девальвации рубля и инфляционных процессов растут объемы вложений населения в покупку валюты и недвижимости.

Наблюдаемые в 2014 году тенденции обусловливают некоторое замедление роста оборота розничной торговли, по оценкам, по итогам года он вырастет на 2,0%.

Тенденции, сложившиеся на потребительском рынке, отразились и на динамике платных услуг населению. Объем платных услуг, оказанных населению, в январе-августе 2014 года снизился на 0,5% относительно аналогичного периода 2013 года, по итогам прошлого года отмечался рост на 2,0 процента. В целом окончание 2014 года ожидается с ростом объема платных услуг на уровне 0,2 процента.

В 2013 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах вырос на 9,2% по сравнению с 2012 годом и составил 1,4 трлн. рублей. В первом полугодии 2014 года объем инвестиций увеличился на 2,5%, составив 401,8 млрд. рублей.

Инвестиции за счет средств бюджета города, доля которых в общем объеме инвестиций стабильно составляет свыше 25%, а также инвестиции естественных монополий остаются фактором поддержания роста экономики города. Бюджетные инвестиции в объекты транспортной и социальной инфраструктуры обеспечивают развитие городской среды, стимулируя рост частных капиталовложений в экономику города.

В ближайшей перспективе приоритетными направлениями для бюджетного инвестирования и государственно-частного партнерства останется развитие транспортной инфраструктуры столицы, повышение комфорта городской среды, создание высокотехнологичных производств и модернизация традиционной промышленности. В 2014 году объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах превысит уровень предыдущего года на 2,0%.

Вместе с тем, общая макроэкономическая ситуация и изменения на мировых финансовых рынках служат сдерживающим фактором для развития инвестиционной деятельности набранными темпами в среднесрочной перспективе [5].

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в 2013 году в сопоставимых ценах вырос на 8,1% по сравнению с 2012 годом и составил 647,9 млрд.; в январе-августе 2014 г. рост составил 5,9% в сопоставимых ценах по сравнению с январем-августом 2013 года (397,8 млрд. рублей).

За восемь месяцев 2014 г. введено в эксплуатацию 1 991,5 тыс. кв. м общей площади жилья за счет всех источников финансирования (132,5% к январю-августу 2013 г.).

В социальной сфере введено в эксплуатацию 14 дошкольных учреждений на 2355 мест, 6 общеобразовательных школ и 3 блока начальных классов на 5425 ученических мест, 2 амбулаторно-поликлинических учреждения на 830 посещений в смену, 1 больница на 91 койку, 5 спортивных сооружений, здание социального приюта для детей и подростков, два детских досуговых центра.

В 2014 году прирост объемов строительства оценивается на уровне 7%. Сдерживание роста инвестиционной деятельности и изменение потребительских предпочтений населения во многом связано с достаточно высоким уровнем инфляции. В январе-августе 2014 года потребительские цены выросли на 7,2%, в 2013 году рост составил 6,7%. Усиление инфляции в 2014 году в основном связано с удорожанием продовольственных товаров, доля которых в структуре индекса потребительских цен составляет более одной трети. Основными факторами такого роста стало ослабление курса рубля и введение внешнеторговых ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции. По оценкам влияние этих факторов продолжится до конца 2014 года, в Москве рост инфляции ожидается на уровне 8%. Вместе с тем на фоне общих инфляционных процессов в российской экономике в Москве ситуация остается стабильной, во многом обеспеченная стабильностью рынка труда и гарантированными мерами адресной социальной поддержки.

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда сохраняется в Москве в пределах, не превышающих 1,5% от общей численности экономически активного населения. Численность занятых в экономике Москвы остается высокой и составляет более 9% общей занятости населения в Российской Федерации. В текущем году число занятых относительно прошлого года увеличится (по оценке) на 34 тысячи человек В конце 2014 года рост занятости в экономике города ожидается на уровне 0,5%. Безработица останется самой низкой на фоне общероссийского рынка труда и, по оценкам, не превысит 0,4% в 2014 году.

Ёмкий рынок труда в Москве обеспечивает стабильность заработной платы как основного источника доходов населения. В 2013 г. и в истекшем периоде 2014 года темпы роста заработной платы опережали рост инфляции: в 2013 году средняя начисленная заработная плата в сопоставимых ценах выросла на 13,7%, в январе-августе 2014 года – на 10,2%. По оценкам в 2014 году среднегодовой рост заработной платы составит 9%.

В связи с инфляционными процессами в 2014 году наблюдается замедление роста реальной заработной платы в сопоставимых ценах: в 2013 году на фоне более низкой инфляции реальная заработная плата выросла на 6,6%, в январе-августе 2014 года при более высоком уровне инфляции отмечается замедление темпов роста реальной заработной платы на уровне 2,8%. По итогам 2014 года увеличение реальной заработной платы оценивается на уровне 0,9%.

Косвенным подтверждением стабильности доходов населения города Москвы является рост расходов москвичей. В январе-августе 2014 года население потратило на 4,3% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом отмечаются сдвиги в структуре потребительских расходов. В частности, в 2014 году на фоне девальвации рубля и неопределенности в банковском секторе наблюдалось снятие населением в большем объеме средств со счетов, активная скупка иностранной валюты, рост вложений в недвижимость. Также отмечалась положительная динамика ипотечного и потребительского кредитования с тенденцией замедления в ближайшей перспективе роста объемов выдачи новых потребительских кредитов.

Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов разработан в двух вариантах на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования российской экономики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, одобренных Правительством Российской Федерации.

Консервативный вариант 1 (базовый) предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в предшествующий период и вызванных действием неблагоприятных внешних факторов, быстроменяющейся конъюнктурой, сдерживанием инвестиционных расходов и инвестиционной активности частных компаний, применение мер государственного регулирования, направленных на снижение негативных последствий, и создание условий для более устойчивого экономического роста. Умеренно-оптимистичный вариант 2 отражает развитие экономики в условиях влияния имеющихся санкций.

В качестве основного варианта для прогноза социально-экономического развития Москвы на 2015-2017 гг. применен консервативный (базовый) вариант 1 (таблица 1).

Таблица 1. Прогноз ключевых макроэкономических показателей по городу Москве (консервативный (базовый) вариант), (% прироста к предыдущему году) [30]

2012 г.

2013 г.

2014 г.

(оценка)

прогноз

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Валовой региональный продукт, %

3,0

0,2

(оценка)

0,1

0,1

0,5

1,0

Промышленность, %

0,4

-3,4

1,8

2,0

2,0

2,0

Оборот розничной торговли, %

1,7

3,5

2,0

0,5

1,3

2,0

Инвестиции в основной капитал, %

33,1

9,2

2,0

1,5

3,0

3,7

Реальная заработная плата, %

2,5

6,6

0,9

0,5

1,5

2,0

Индекс потребительских цен - инфляция, %

6,0

6,7

8,0

7,5

6,3

6,0


Общее замедление экономической динамики страны, неопределенность внешней и макроэкономической ситуации приведут к некоторому замедлению экономики города Москвы в 2015 году. Вместе с тем, благодаря применению мер государственного регулирования, направленных на снижение негативных последствий, а также накопленному потенциалу роста экономики города, в 2016 году ожидается выход на новые параметры роста.

В среднесрочной перспективе прогнозируется умеренный рост валового регионального продукта на уровне от 0,1% в 2015 году до 1,0% в 2017 году, обеспечиваемый во многом структурными изменениями в предшествующие годы в ключевых отраслях экономики города, которые позволили повысить эффективность производственной инфраструктуры и использования ресурсов. Избыточные мощности в электроэнергетике, теплоснабжении, удобная логистика, ёмкий рынок труда делают город перспективной производственной площадкой. Модернизация и перестройка московской промышленности, набранная динамика развития обеспечивают в перспективе стабильность и рост экономики города.

Однако темпы роста во многом будут определяться ситуацией на мировых рынках, стабилизацией конъюнктурных изменений, доступностью финансовых ресурсов, мерами государственной денежно-кредитной политики и будут сдерживаться, прежде всего, фактором неопределенности в среднесрочной перспективе макроэкономической ситуации и конъюнктуры рынка капиталов.

ВРП Москвы будет обеспечен за счет дальнейшего развития традиционных секторов экономики города и реализации начатых инфраструктурных проектов. Кроме того, определенный вклад в экономику ожидается от роста объема операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг, доля этого сектора составляет около 22% в ВРП города. Дальнейшие структурные изменения в образовании и здравоохранении, направленные на повышение эффективности социальной инфраструктуры, призваны привести к росту валовой добавленной стоимости в секторе социальных услуг, их доля в структуре ВРП занимает около 6%.

Вместе с тем, изменение потребительского спроса, обусловленное девальвацией курса рубля и ростом инфляции, скажется на динамике развития в потребительских секторах (торговля, финансы, услуги), которые в структуре ВРП составляют около 32%, и повлияет на замедление роста ВРП.

Негативный прогноз по рынку углеводородов дает основания прогнозировать некоторое сокращение вклада в ВРП сектора оптовой торговли топливом, который составляет 10,9% ВРП.

В 2015-2017 гг. прогнозируется ежегодный рост промышленного производства на уровне 2%.

Прогнозируемый рост промышленного производства в Москве обусловлен продолжением наблюдаемых с 2013 года структурных изменений в части оптимизации численности работников и роста производительности труда, реализацией программ развития ведущих высокотехнологичных отраслей промышленности, использованием конъюнктурных возможностей.

Прогнозируется стабильность динамики производства нефтепродуктов. Проводимая модернизация производственных мощностей ОАО «Газпромнефть-Московский НПЗ» позволила увеличить глубину переработки нефти и получить дополнительный объем светлых нефтепродуктов. Ослабление курса рубля в течение 2014 года дает предприятию дополнительные возможности по наращиванию в дальнейшем экспорта готовой продукции и получению прибыли.

Химическое производство в среднесрочном периоде сохранит тенденцию роста, обусловленную, в том числе, развитием производства фармацевтической продукции.

Продолжится рост в оборонной промышленности в рамках государственных программ Российской Федерации, обусловленный увеличением финансирования производства авиационной и космической техники, а также мерами стимулирования отечественного производства продукции радиоэлектронного комплекса. Ожидаются дополнительные заказы для ОАО «Росатом», ОАО «Ростехнологии», ОАО «Роскосмос», ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и др.

Низкая энергоемкость ВРП Москвы, реализация программ по техническому перевооружению городских ТЭЦ, на долю которых приходится 96% потребления газа, дает предпосылки для дальнейшего сокращения потребления энергии.

В среднесрочной перспективе будут сокращаться объемы потребления электроэнергии в промышленности, при этом незначительно вырастут объемы потребления населением (около 24%-25% объемов потребления). Существенный рост потребления ожидается в секторе «прочих потребителей» за счет увеличения торговых площадей, офисов, инженерной инфраструктуры, в том числе при застройке присоединенных территорий.

В целом по городу в прогнозируемом периоде ожидается небольшой рост потребления электроэнергии на уровне 0,2%-0,8%.

Отмечаемые в 2014 году макроэкономические условия и тенденции создают новые возможности для развития производств и сбыта продукции, в частности, в рамках федеральных программ импортозамещения [28]. Введение ограничений на импорт продукции европейских сельхозпроизводителей может дать новый импульс развитию отечественного производства, в частности пищевой промышленности. Однако реализация этих возможностей во многом будет зависеть от определенности дополнительных мер импортозамещения в рамках значимых федеральных программ «Развитие фармацевтической промышленности», «Развитие электронной и радиоэлектронной базы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».

Рост оборота розничной торговли прогнозируется в параметрах от 0,5% в 2015 году до 2,0% в 2017 году.

Сфера торговли оказалась наиболее подверженной влиянию внешнеэкономической конъюнктуры и изменениям потребительского спроса. В структуре оборота розничной торговли соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в 2013 году было относительно сбалансировано – 51,2% и 48,8% соответственно. Однако девальвация курса рубля и инфляционные процессы являются стимулирующим фактором для увеличения расходов населения на приобретение иностранной валюты и вложений в недвижимость, что в свою очередь сказывается на сокращении объемов потребления в целом.

Вместе с тем происходящая перестройка логистических цепочек, изменение состава поставщиков позволяет прогнозировать в краткосрочной перспективе нормализацию ситуации [26].

В результате объемы потребления продовольственных товаров в прогнозируемом периоде останутся на стабильном уровне.

Вследствие проводимых мер по легализации розницы в Москве (устранение объектов неорганизованной торговли) в структуре оборота розничной торговли продолжится рост доли организованной торговли.

Рост объемов платных услуг населению прогнозируется на уровне от 0,5% в 2015 году до 2,0% в 2017 году.

В среднесрочной перспективе Москва продолжит оставаться городом, привлекательным для инвестиций. Основным фактором поддержания динамики инвестиций будет доступ бизнеса к долгосрочному финансированию по приемлемым процентным ставкам. Перспективы дальнейшего развития инвестиционного потенциала города во многом будут определяться мерами денежно-кредитной политики Центрального Банка России, реализацией программ рефинансирования долговых обязательств крупнейших корпораций, стимулирующими мерами государственной налоговой политики и компенсацией затрат по инфраструктурным проектам. Определяющим фактором роста инвестиций будет государственная поддержка ценовой стабильности и укрепление покупательной способности национальной валюты.

На привлечение инвестиций ориентированы все направления экономической политики города – и бюджетная, и налоговая, и тарифная. Значимыми инструментами этой политики будет дальнейшая реализация мер по улучшению общих условий ведения бизнеса в Москве. Бюджетные инвестиции продолжат стимулирующую функцию роста инвестиций, обеспечивая дальнейшее развитие современной городской инфраструктуры и доступность подключения к ней. Приоритетными направлениями бюджетных инвестиций по-прежнему будут являться развитие транспортной инфраструктуры, формирование удобной городской среды, стимулирование развития высокотехнологичных производств и модернизации традиционных секторов промышленности. Кроме того, планируется активное привлечение в социальную сферу частных инвестиций через механизмы государственно-частного партнерства [15]. Городом уже активно используются разные формы и инструменты привлечения частных инвестиций: концессии, контракты жизненного цикла, льготная аренда, налоговые льготы и др. Объем заключенных долгосрочных контрактов с инвестиционной компонентой в 2013-2014 годах составил порядка 10 млрд. долларов.

В 2015 году рост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 1,5%, в 2017 году – 3,7%.

Сохранится динамика инвестирования в транспортную инфраструктуру города. В числе ключевых инвестиционных проектов – обновление подвижного состава метрополитена, запуск пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги, строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, развитие транспортно-пересадочных узлов, платных автомобильных путепроводов (мостов) через железные дороги.

Объем средств Адресной инвестиционной программы города Москвы в 2015-2017 гг. составит более 1,1 трлн. рублей.

В 2015-2017 гг. будет построено не менее 68,7 км линий метро и введено 35 новых станций, в том числе на третьем пересадочном контуре, ежегодно будет обновляться более 940 вагонов метро.

Планируется продолжить развитие улично-дорожной сети, в том числе за счет государственно-частного партнерства. В период 2015-2017 гг. предполагается построить более 303,7 км дорог и 52 пешеходных перехода, провести модернизацию около 80,7 км трамвайных путей, построить 6,5 км новых трамвайных линий, а также модернизировать вылетные магистрали для сокращения интервалов движения пригородных пассажирских поездов.

Будет продолжена работа по созданию сети транспортно-пересадочных узлов, по интеграции железнодорожного транспорта в инфраструктуру городского скоростного транспорта.

Продолжится обновление подвижного состава на всех видах пассажирского транспорта города Москвы.

В 2015-2017 годах за счет средств городского бюджета планируется ввести в эксплуатацию 193 объекта, в том числе: 76 объектов образования, 42 объекта здравоохранения, 48 спортивных сооружений, 20 объектов культуры, 7 объектов социальной и молодежной поддержки населения.

На период до 2017 года предполагается ежегодный ввод с 2014 года не менее 3 млн. кв. м жилой площади, в том числе за счет бюджета города Москвы порядка 0,6 млн. кв. м жилья ежегодно. Всего в период 2014-2017 гг. планируется ввести около 12 млн. кв. м жилой площади.

На территории города в 2015-2017 гг. за счет всех источников финансирования предполагается построить 100 дошкольных учреждений на 17,9 тыс. мест, 57 школ и пристроек к школам на 28 тыс. мест, 25 поликлиник, 8 подстанций скорой медицинской помощи и 26 больничных корпусов.

Вместе с тем, прогнозируемые темпы роста инвестиций во многом будут определяться темпами роста инфляции, отклонением от заложенного в федеральном прогнозе курса доллара, мерами финансового регулирования.

Список литературы:

1. Аверин А.В., Рязанов А.А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2015. – № 1-1. – С. 24-31.

2. Архипова Н.И., Поморцева И.М. Опрос как инструмент оценки лояльности персонала российских вузов (опыт социологического анализа) // Социологические исследования. – 2014. – № 4 (360). – С. 143-148.

3. Дохолян С.Б. Анализ социальной ответственности бизнеса в России // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 4 (42). – С. 41-46.

4. Дядунов Д.В. Финансы общественного сектора экономики Российской Федерации // Экономические науки. – 2012. – № 93. – С. 43-47.

5. Егорова Т.Н., Шманёв С.В. Институциональные преобразования и их влияние на экономическое развитие // Транспортное дело России. – 2013. – № 4. – С. 20–21.

6. Еремеева Л.Н., Плисецкий Е.Л. Региональная политика в современной России: особенности формирования и реализации // Экономика. Налоги. Право. – 2013. – № 6. – С. 4–11.

7. Миндлин Ю.Б. Проблемы микропредпринимательства в России // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – №3. – С. 122–124.

8. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 1. – С. 48-53.

9. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

10. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

11. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга): дисс. … канд. экономических наук. Москва, 2011. - 162 с.

12. Морковкин Д.Е. Методика оценки эффективности функционирования промышленного комплекса региона // Экономика. Налоги. Право. – 2011. – № 6. – С. 81-94.

13. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.

14. Морковкин Д.Е. О методах регулирования развития промышленных комплексов регионов // Образование. Наука. Научные кадры. – 2011. – №1. – С. 114–118.

15. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

16. Незамайкин В.Н. Стратегия устойчивого развития Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2005. – № 17 (185). – С. 31-35.

17. Незамайкин В.Н., Демченко Н.Л. Современные технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 1. – С. 50-53.

18. Незамайкин В.Н, Морковкин Д.Е. Инфраструктурное обеспечение модернизации и инновационного преобразования реального сектора экономики России как фактор национальной экономической безопасности // Актуальные проблемы управления: Сборник статей международной научной конференции. Москва, 31 марта 2015 г. / Отв. ред. Н.И. Архипова. – М.: РГГУ, 2015. (Гуманитарные чтения РГГУ - 2015). – С. 222-228.

19. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

20. Растворцева С.Н. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий в условиях глобализации / С.Н. Растворцева, В.В. Фаузер, В.Н. Задорожный, В.А. Залевский. - СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2011. -116 с.

21. Система государственного и муниципального управления: учебник для бакалавров / Ю.Н. Шедько, Ю.Б. Миндлин и др. / Под ред. Ю.Н. Шедько. - М.: ЮРАЙТ, 2013. - 570 с.

22. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

23. Сорокин Д.Е. Роль предпринимателя-новатора в реиндустриализации // Экономическое возрождение России. – 2015. – № 2 (44). – С. 32-33.

24. Фаузер В.В. Социально-трудовые отношения: отраслевая и региональная специфика: монография / В.В. Фаузер, И.Г. Назарова, Вл.В. Фаузер. - М.: Экон-Информ, 2010. -175 с.

25. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. - 503 с.

26. Шумаев В.А. Логистика в теории и практике современной экономики. Монография. - М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2014. - 212 с.

27. Шумаев В.А. Модернизация промышленности и логистики на основе кластерного подхода // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2015. – № 2. – С. 174-181.

28. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономки России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2014. – № 4. – С. 123–126.

29. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

30. http://economy.gov.ru - Официальный сайт Минэкономразвития России.