Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
01.08.2015

Исследование поведения потребителей на региональном рынке детских игрушек

Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в статье проанализированы модели покупательского поведения на региональном рынке игрушек, ценовые ожидания покупателей. На основе данных проведенного исследования составлен портрет покупателей детских игрушек.
Ключевые слова: игрушки, потребительские предпочтения, поведение потребителей, ценовые ожидания, портрет потребителя
Электронная версия
Скачать (457.4 Kb)

Анализ моделей покупательского поведения на региональном рынке игрушек. По результатам проведенного опроса можно сделать вывод, что большинству покупателей присуща экономическая модель поведения, так как наибольшее влияние на них оказывает цена игрушки (79,43), качество обслуживания (50,26), уровень собственного дохода (75,26%), при выборе места покупки и ее совершении они опираются только на свое мнение (54,68% и 65,1%).

Рисунок 1 – Мотивы приобретения детских игрушек
Рисунок 1 – Мотивы приобретения детских игрушек

Чаще всего игрушки покупаются в преддверии, какого – либо праздника (34,88%), по просьбе ребенка (22,34%) или просто так (21,33%).

Анализ ценовых ожиданий покупателей позволяет установить ценовые диапазоны, приемлемые для покупателя. Мы попросили респондентов проанализировать цены на предлагаемую продукцию и отнести их к определенной категории: ниже среднерыночных, среднерыночные, выше среднерыночных. Большинство респондентов определили цены на продукцию регионального производителя игрушек как среднерыночные (326 человек), то есть можно сделать вывод, что ценовая политика предприятия устраивает покупателей. Также опрошенные покупатели сравнили цены на игрушки местного производства и других производителей, большинство (35,68%) сделали вывод, что у кировских игрушек цена на порядок ниже. 

Рисунок 2 – Максимальная сумма, которую готов потратить покупатель на приобретение детских игрушек

Рисунок 2 – Максимальная сумма, которую готов потратить покупатель на приобретение детских игрушек

Максимально возможные суммы, которые готовы потратить покупатели находятся в диапазонах 300 – 500 рублей (52,08%) и 500 – 1000 рублей (20,57%). Большая часть ассортимента ОАО «Весна» находится в данных ценовых сегментах, поэтому многие покупатели смогут приобрести данный товар.

Развернутый портрет покупателя. Большинством покупателей детских игрушек являются люди в возрасте 25 – 35 лет (63,28%), чаще всего это женщины (91,15%), имеющие либо одного (63,28%), либо двух (35,15%) детей. В большинстве семей покупками детских игрушек занимается родители – мама (64,04%) и папа (15,63%).

По частоте покупок можно сделать вывод, что чаще всего игрушки приобретают в выходные дни (59,93%). Это объясняется тем, что в выходные родители свободнее и могут больше времени проводить с детьми. Покупки совершают в дневное и вечернее время, поэтому для удобства покупателей время работы магазина должно быть максимально долгим. Большинство респондентов покупают детские игрушки примерно раз в полгода (39,06%), раз в год (26,3%).

Рисунок 3 – Места приобретения детских игрушек
Рисунок 3 – Места приобретения детских игрушек

Наиболее популярными местами приобретения детских игрушек являются супермаркеты (36,67%) и специализированные магазины (32,64%). В городе Киров работают следующие крупные ритейлеры: ОСП ОАО «Детский мир-Центр», сеть магазинов «Дочки и сыночки», магазины «КЕНГУРУ», сеть магазинов «Клумбамба», гипермаркеты «Бегемот», супермаркет «Детский мир» [2]. Совершенно невостребованным направлением продажи получился Интернет – магазин (0%), возможно, многие покупатели просто никогда не сталкивались с таким вариантом совершения покупок.

Рисунок 4 – Участие ребенка в процессе покупки игрушек

Рисунок 4 – Участие ребенка в процессе покупки игрушек

Большинство родителей (49,74%) совершая покупки детских игрушек, берут с собой детей; 64,8% опрошенных опираются на мнение ребенка при выборе игрушек.

В целом по данным, полученным в результате проведенного маркетингового исследованиям можно сделать вывод, что на региональном рынке игрушки местного производителя достаточно узнаваемы и любимы покупателями - это связано с тем, что данный производитель достаточно давно на рынке, его продукция известна, качественна и востребована.

Наиболее важными факторами, на которые они опираются родители при выборе детских игрушек, являются качество товара, дизайн игрушки, представленный ассортимент, цена.

При проведении политики продвижения необходимо опираться на рекламу и стимулирование сбыта. Предпочтительными местами покупок явились специализированные торговые центры и супермаркеты, поэтому необходимо поставлять продукцию как можно в большее количество таких магазинов.

При дальнейшем развитии местному производителю детских игрушек необходимо опираться на такие важные характеристики как ассортимент игрушек, их стоимость, качество продукции, расположение фирменного магазина. Ориентироваться необходимо на предпочтения и вкусы дошкольников, так именно они являются основными потребителями [1].

Список литературы:

  1. Катаева Н.Н. Анализ конкурентных преимуществ магазина по продаже детских товаров на региональном рынке // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 12-1 (12). С. 12.
  2. Катаева Н.Н. Конкурентная ситуация на региональном рынке детских товаров // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 11 (11). С. 9.