Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
05.08.2015

Факторный анализ покупательских предпочтений на региональном рынке игрушек

Катаева Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент кафедра менеджмента и маркетинга факультет менеджмента и сервиса ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров, Россия
Аннотация: в статье представлен обзор российского рынка игрушек, исследованы предпочтения покупателей на региональном рынке игрушек, выявлены и проанализированы факторы, влияющие на предпочтения покупателей игрушек.
Ключевые слова: игрушки, потребительские предпочтения, поведение потребителей, факторный анализ
Электронная версия
Скачать (529.8 Kb)

Рынок детских игрушек в России динамично развивается. Кризис и санкции не оказали существенного влияния на данный рынок, что обусловлено изменившейся демографической ситуацией в стране: рост рождаемости стимулирует производителей и посредников наращивать объемы производства и продаж детских товаров. 

Рисунок 1 - Рынок товаров для детей, млрд. руб. [1]

Рисунок 1 - Рынок товаров для детей, млрд. руб. [1]


В Россию детские игрушки поставляются более чем из 30 стран, при этом лидером традиционно является Китай. Положительным моментом от введения санкций можно считать то, что российские производители получили возможность активно развивать и наращивать объемы производства игрушек.

Структура рынка игрушек выглядит следующим образом:

  • мягкие игрушки - 26%
  • техника (машинки и др.) - 21%
  • развивающие игры - 15%
  • компьютерные игры - 18%
  • куклы и аксессуары к ним - 12%
  • игрушки для самых маленьких - 6%
  • продажа и доставка шаров - 2%

По данным маркетингового агентства "Step-by-Step", среди российских производителей игрушек ведущие позиции занимают четыре компании: ОАО "Весна", ОАО "Звезда", ЗАО "Кругозор" и завод игрушек "Огонек". Всего в России насчитывается порядка пятидесяти производителей игрушек.

Основные покупатели детских игрушек - родители с детьми дошкольного возраста. Младшим школьникам и подросткам игрушки менее интересны.

Чаще всего родители выбирают игрушки вместе с детьми (40%), либо предоставляют детям возможность самостоятельно сделать выбор (40%), при этом покупка игрушек иногда происходит без присутствия детей (20%), так как игрушки приобретаются в подарок и родители хотят сделать ребенку сюрприз.

Основными факторами выбора игрушек родителями являются экологичность и безопасность, дети же руководствуются своими желаниями и разрекламированностью той или иной игрушки. Также при выборе игрушек родителями важную роль играет функционал (развивающие игры для детей) и разумная цена. Ценовой фактор при этом немаловажен: некоторые родители готовы обойти несколько магазинов в поисках подходящей цены, либо заказать игрушку в интернет-магазине, где цена всегда ниже.

Около 67% покупателей игрушек в России предпочитают покупать проверенные марки, полагая, что фирменные игрушки лучше и надежнее, чем продукция неизвестных производителей. Неоднозначно отношение родителей к игрушкам, производимым в Китае. С одной стороны, китайские игрушки дешевле отечественных, с другой - качество таких игрушек не всегда соответствует российским стандартам.

На мнение родителей реклама практически не оказывает влияния, так как большинство родителей стараются её не смотреть. В отличие от родителей, дети часто смотрят детские канала, на которых и показывают рекламу детских игрушек, а дети больше подвержены рекламному внушению. Наиболее популярные системы поощрения постоянных покупателей детских игрушек — дисконтные накопительные карты (57%), либо карты с фиксированными скидками (48%).

Россияне предпочитают приобретать игрушки в специализированных детских магазинах. В крупных специализированных детских магазинах достаточно большой ассортимент, а также всегда есть возможность найти акционный товар и сэкономить.

В целом можно сделать вывод, что рынок детских игрушек в России динамично развивается. Отрицательным моментом остается небольшая доля российских производителей на этом рынке.

Для изучения факторов, влияющих на покупателей детских игрушек на региональном рынке, проведен опрос покупателей. Цель исследования: изучить покупателей детских игрушек и факторы, от которых зависит их поведение на данном рынке.

Исследованиепозволило выявить отношение потребителей к определенным маркам, осведомленность о них, предъявляемые родителями требования к игрушкам, основных конкурентов, восприятие соотношения качество- цена, потребительским свойствам, имиджевым характеристикам.

При выборе детских игрушек покупатель, так или иначе, обращает внимание на то, кто является их производителем. Большинству из опрошенных знакомы такие производители детских игрушек, как «Весна» (98,95% респондентов), «Lego» (84.37%) и «Радуга» (51,04). Такое положение связано с тем, что ОАО «Весна» на рынке достаточно давно, с 1942 года, на их игрушках выросло уже не одно поколение. Родители, которые помнят, данного производителя с детства и с удовольствием покупают игрушки «Весны» и своим детям. Тем более что игрушки совершенствуются, видоизменяются, постоянно обновляется ассортимент, но неизменно высоким остается качество предлагаемой продукции.

Также для потребителей важно место приобретения игрушек. В городе Киров работают следующие крупные ритейлеры: ОСП ОАО «Детский мир-Центр», сеть магазинов «Дочки и сыночки», магазины «КЕНГУРУ», сеть магазинов «Клумбамба», гипермаркеты «Бегемот», супермаркет «Детский мир» [3].

Приобретают же чаще всего игрушки производства фирмы «Lego» (82.29%) и «Весна» (79,94%). Это связано с тем, что данные производители уже достаточно давно представлены на рынке детских игрушек, продукция знакома покупателям. 

Рисунок 2 – Предпочтения покупателей по видам игрушек

Рисунок 2 – Предпочтения покупателей по видам игрушек

Чаще всего приобретаются куклы (21,9%), мягкие игрушки (19,4%) и развивающие игры (17,99%) – все эти категории игрушек представлены в ассортименте регионального производителя детских игрушек - «Весна».

По частоте покупок можно сделать вывод, что большинство покупателей (80,47%) неоднократно приобретали игрушки местного производителя и они уверены (70,83%), что качество этих игрушек соответствует их цене.

При приобретении товара, покупатель всегда обращает внимание на сопутствующие факторы: цена товара, его качество, предлагаемый ассортимент, внешний вид, качество обслуживания, марка.

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на покупку детских игрушек [2]

Рисунок 3 – Факторы, влияющие на покупку детских игрушек [2]

Качество товара все опрошенные оценили на пять баллов. Мало кому хочется приобретать не качественный товар, тем более что он может не просто быстро сломаться, но и нанести вред здоровью, ведь речь идет о здоровье детей.

Дизайн игрушки – 97,92% опрошенный ответили, что данный фактор очень важен. Игрушки должна развивать ребенка, быть яркой, красочной, вызывать положительные эмоции.

Марка товара – этот показатель оказался не столь важен, большинство поставили четыре балла.

Представленный ассортимент достаточно широк, это отметили 49% респондентов, они поставили данному фактору пять баллов. Обычно у ребенка всегда много игрушек и каждый раз хочется купить что-нибудь новое, интересное, чтобы была возможность выбора для разных возрастных категорий детей.

Цена – большинство опрошенных (52%) оценили данных фактор на три балла. Это может быть связано с тем, что цена играет не столь существенную роль при выборе, так как многие родители не экономят на своих детях, выбор строится по следующему правилу: лучше одна хорошая игрушка по более высокой цене, чем несколько некачественных и дешевых. Современный рынок предоставляет широкий выбор товара по разным ценовым категориям, каждый сможет подобрать по своим материальным возможностям.

Современность товара 52% респондентов оценили на три балла. Покупателю хочется, чтобы товар шел в ногу со временем, но в то же время был прост и понятен.

Проведем факторный анализ с использованием программы Minitab 14 с целью выявления приоритетных факторов, влияющих на поведение покупателей детских игрушек. Используется 5 – бальная шкала, 1 балл – оказывает слабое влияние, 5 баллов – сильное. Все факторы, включенные в модель должны объяснять такую же часть дисперсии, как и «средняя переменная». В нашем примере, 7 переменных, поэтому «средняя переменная» объясняет 1/7 часть или 14,28% дисперсии.

Таблица 1 - Модели факторов для выявления потребительских предпочтений на рынке детских игрушек

Модель факторов

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Общности

Обслуживание в магазине

0,702

0,23

0,197

0,584

Дизайн игрушек

0,539

-0,269

-0,442

0,558

Качество игрушек

0,575

-0,437

-0,181

0,555

Ассортимент

0,162

-0,469

0,626

0,638

Цена

0,678

0,4

0,173

0,65

Современность

-0,013

0,068

0,733

0,543

Марка

0,052

0,767

-0,09

0,6

Дисперсия, объединенная каждым фактором

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

0,229

0,184

0,176


Фактор 1 определяется сочетанием переменных Х1 (обслуживание в магазине) и Х5 (цена) – покупатели для которых является важным помощь при выборе игрушек и доступность цен.

Второй фактор больше всего коррелирует с Х4 (ассортимент) и Х7 (марка игрушек) получается, что для потребителя, относящегося к этой группе имеет значение возможность выбора при приобретении игрушек определенного производителя.

Третий фактор определяется сочетанием переменных Х4 (ассортимент) и Х6 (современность игрушек), таким образом потребителю важна возможность выбора при приобретении современных игрушек.

Таким образом, в ходе исследования выделилось три группы факторов, оказывающих наибольшее влияние на покупателей.

Список литературы:

  1. Исследования по рынкам детских товаров [Электронный ресурс] http://whantink.ucoz.com/news/2014-02-14
  2. Катаева Н.Н. Анализ конкурентных преимуществ магазина по продаже детских товаров на региональном рынке // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 12-1 (12). С. 12.
  3. Катаева Н.Н. Конкурентная ситуация на региональном рынке детских товаров // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 11 (11). С. 9.