Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.08.2015

Плюрализм мнений и многопартийность в рамках квазигосударственных образований

Бердегулова Любовь Алексеевна
Кандидат юридических наук Доцент кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала БашГУ г. Стерлитамак, Россия
Аннотация: Статья посвящена исследованию проблем становления многопартийной политической системы в квазигосударственном образовании.  Многопартийность представляет собой не просто некий количественный состав политических сил в государстве. Существование многопартийности доказывает наличие в субъекте публичного права оппозиционных групп, обладающих реально действующей силой.
Ключевые слова: многопартийность, плюрализм, квазигосударственные образования, самоопределение, международное признание
Электронная версия
Скачать (444.1 Kb)

Многопартийность является неотъемлемой частью правового государства, а также гражданского общества. Фактически, многопартийность раскрывается через категорию равенства, а если быть точнее, то равенства возможностей доступа в представительные органы соответствующего государства. Такие возможности, в первую очередь, предоставляются политическим объединениям, функционирующим в том или ином государстве.

Многопартийность представляет собой не просто некий количественный состав политических сил в государстве, но скорее наличие в субъекте публичного права оппозиционных групп, обладающих реально действующей силой. Такая сила выражается в вероятности избрания как в парламент страны, так и в органы местного самоуправления. Многопартийность отождествляется с политическим плюрализмом в обществе. В обществе всегда проще достигнуть баланса интересов, если слышны голоса всех слоев населения. В то же время для политического плюрализма необходима свобода слова, которая предусматривает открытое выражение политического мнения. Наличие в государстве множества политических партий доказывает факт дозволения в обществе существования социально-политических объединений с абстрактной вероятностью получения в парламенте большинства мандатов в процессе осуществления свободных выборов. Именно такие процессы характеризуют демократическое государство.

Многопартийность присуща прежде всего государствам с демократическим режимом правления. Хотя на сегодняшний день большинство стран мира стремятся к реализации этого конституционного принципа, тем более что регистрация политической партии не представляется трудной задачей.

В современных квазигосударственных образованиях монопартийности не зафиксировано. Практически все квазигосударства в стремлении оправдать свой статус субъекта публичного права, реализуют цель соответствия международным стандартам демократического и правового государства. Недаром в конституционных актах таких образований это лишний раз подчеркивается.

В Южной Осетии зарегистрированы и функционируют следующие политические партии: «Народная партия» Республики Южная Осетия, Юго-Осетинская Республиканская политическая партия «Единство», Коммунистическая партия Республики Южная Осетия, Республиканская политическая социалистическая партия «Фыдыбæстæ», Политическая партия «Рæстаг Ир» (Справедливая Осетия) Республики Южная Осетия, Республиканская политическая партия «Ирыстон – сæрибары фæзуат», Политическая партия «Достоинство и справедливость» Республики Южная Осетия, Политическая партия «Фидæн», Республиканская политическая партия «Новая Осетия», Республиканская политическая партия «Единая Осетия», Политическая партия «Аланы», Политическая партия «Родина», Политическая партия «Ныхас», Социалистическая партия «Единство народа», Политическая партия «Справедливость Труд Развитие» .

Все они основное место расположение приобрели в г.Цхинвал.

В результате выборов в парламент Южной Осетии пятого созыва большинство голосов получила Республиканская политическая партия «Единство» (46,38%). За ней следуют Народная партия Республики Южная Осетия (22,58%), Коммунистическая партия Республики Южная Осетия (22,25%), Республиканская политическая социалистическая партия «Фыдыбæстæ» (6,37%). Депутатские мандаты распределились следующим образом: Республиканская политическая партия «Единство» - 17, Народная партия Республики Южная Осетия - 9, Коммунистическая партия Республики Южная Осетия — 8. Остальные политические партии, участвовавшие в выборах не смогли набрать нужного количества голосов.

В многопартийной политической системе Республики Абхазии существуют 13 политических партий: Общественно-политическое движение «Айдгылара» /Единение/, Движение матерей Абхазии за мир и социальную справедливость, Конгресс русских общин соотечественников России в Абхазии, Коммунистическая партия Абхазии, Народная партия Абхазии, Республиканское общественно-политическое движение «Айтайра» /«Возрождение»/, Абхазская республиканская организация общественно-политического движения «Амцахара» /Родовые огни/, Республиканская партия «Апсны», Республиканское общественно-политическое движение «Единая Абхазия», Социал-демократическая партия Абхазии, Республиканское общественно-политическое движение «Аиааира» (Победа), Партия «Форум народного единства Абхазии», Партия экономического развития Абхазии.

В Косово также присутствует большое количество политических партий, среди которых выделяются парламентские и непарламентские. Большинство депутатских мест в Парламенте страны в настоящее время принадлежит Демократической партии Косово (37 мест). За ней идут Демократическая лига Косово (25), Новый косовский альянс (13) и т.д. Среди непарламентский партий необходимо обозначить Партию справедливости, Реформистскую партию ОРА, Народное движение Косово.

Необходимо обратить внимание на весомый аспект существования полипартийной политической системы, а именно наличие реально действующей конкуренции между политическими партиями. Присутствие в квазигосударственном обществе настоящей оппозиции, а не фиктивной обусловлено возможностью проведения в таком государстве свободных и открытых выборов.

Как правило существование сильной оппозиции в качестве основы имеет факторы свободы слова и свободы средств массовой информации. К сожалению, в основном, в таких государственно-подобных образованиях нет альтернативной точки зрения, свободно излагаемой по центральным теле- и радиоканалам. Возможность открыто высказаться предоставляет лишь информационно-телекоммуникационная система «Интернет», которую не могут контролировать органы государственной власти квазигосударства.

Подтверждением отсутствия в обществе прозрачной системы выборов и свободного к ним доступа является процентное соотношение распределяемых голосов электората в рамках выборов. Так, 46,38% голосов отданных Республиканской политической партии «Единство» на выборах в Парламент Южной Осетии свидетельствует о слабом оппозиционном блоке в этом новообразовании. При принятии важных решений оппозиция не сможет никаким образом противодействовать позиции ведущей политической партии, даже если объединит все свои депутатские мандаты (17 против 17).

Таким образом, демократизация квазигосударственных образований возможна не столько путем провозглашения многопартийности и политического плюрализма, сколько в результате появления жизнеспособных и конкурентных оппозиционных групп.

Список литературы:

1. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009// http://greater_political.academic.ru/38/

2. Конституция Республики Южная Осетия. - Режим доступа:  http://worldconstitutions.ru/?p=121

3. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

4. Конституция Республики Абхазия // http://abkhazia.narod.ru/constitution.html