Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
10.09.2015

Перспективы использования баз знаний в функциональных технологиях управления реализацией проектов и бизнес-процессов инжиниринговых компаний

Кириленко Татьяна Александровна
магистрант кафедры информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Минаков Владимир Федорович
доктор технических наук, профессор кафедры информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Федотова Зоя Константиновна
аспирант, кафедра информатики, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: Показаны перспективы работы с интеллектуальным капиталом компаний инжиниринговой сферы при автоматизации бизнес-процессов, описаны имеющиеся проблемы в данной сфере и выгоды от решения задачи учета имеющегося опыта различных участков деятельности предприятия.
Ключевые слова: информационные технологии, базы знания, эффективность, инжиниринг, управление проектами
Электронная версия
Скачать (552.7 Kb)

1. Введение

Инжиниринг в России – развитая и перспективная отрасль. Отечественные инжиниринговые компании конкурентоспособны не только на отечественном рынке, но и на международной арене [1]. В этом свете важно поддерживать эффективность внутренних процессов организации [2] и делать деятельность внутри компании более прозрачной и очевидной. Перевод бизнес-процессов организации на новые, высокотехнологичные рельсы [3] становится всё более очевидной необходимостью, а регламентация деятельности и контроль исполнительской дисциплины – насущной проблемой, над решением которой бьются многие компании.

Нельзя, конечно же, забывать и о том, что любая крупная компания – это не просто группа людей, работающих вместе, а нечто большее [4]. Это традиции, преемственность, корпоративные знания, стандарты, стили [5]. Сохранение и приумножение всего этого, передача всех накопленных внутри компании знаний [6] – необычайно важная часть тех функций, которые должна реализовать информационные ресурсы [7. 8]. Для инжиниринга это особенно важно ввиду высокой концентрации в данной сфере научных исследований и работ, связанный с инновационными сферами деятельности [9. 10]. Передача и приумножение данных знаний – залог успеха на рынке инжиниринговых услуг.

2. Цель исследования

Показать необходимость использования интеллектуальных систем при автоматизации бизнес-процессов инжиниринговых компаний, актуальность учета и приумножения накопленного опыта при реализации проектной деятельности.

3. Автоматизация деятельности инжиниринговых компаний

При автоматизации основных бизнес-процессов инжиниринговых компаний можно выделить следующие стандартные этапы, на которых необходим учет имеющегося материала и генерация типовых решений, создание баз знаний по сферам деятельности компании [11. 12].

  1. Подписание договора.
  2. Инициализация проекта.
  3. Планирование проекта.
  4. Реализация проекта.
  5. Завершение проекта.
  6. Регистрация корреспонденции, тендеров и юридических документов.

Для повышения эффективности эксплуатации информационных систем инжиниринговыми компаниями предлагается использовать процесс анализа причин провалов на тендерах и конкурсах, длительных согласований проблем и результатов с заказчиками, успехи и недочеты в ходе исполнения проектных работ и пополнять базу типовых решений для учета предыдущего опыта при подходе к аналогичным проектам в будущем [13. 14].

Так при частичной или полной автоматизации бизнес-процессов инжиниринговых компаний схема информационных потоков имеет вид, представленный на рис. 1.

Рис. 1. Схема информационных потоков

Рис. 1. Схема информационных потоков

Отрицательными моментами являются:

  • слабая структурированность корпоративных данных;
  • отсутствие механизма учета имеющегося корпоративного опыта и его предоставление в общем доступе для сотрудников компании;
  • ограниченная осведомленность участников проектных команд об успехах или неудачах коллег в реализации деятельности компании.

В результате данных процессов происходит значительная утеря полезных для деятельности инжиниринговой компании знаний не только в сфере управления проектами, но и в сферах ведения и учета договорной деятельности, проектирования, консалтинга и работы над взаимодействием с клиентами [15. 16].

В Российской действительности число инжиниринговых компаний, использующих автоматизацию работы с собственным интеллектуальным капиталом, невероятно мало [17. 18].

Данная тенденция связана как с дороговизной решений, так и с отсутствием понимания необходимости работ в данном направлении [19. 20].

Для начала работ в данном направлении при автоматизации бизнес-процессов компаний [21. 22] предлагается схема рис. 2.

Рис. 2. Реализация учета корпоративных знаний
Рис. 2. Реализация учета корпоративных знаний

Предложенная схема позволяет перейти от концепции интеллектуализации инжиниринговой компании к практическому созданию систем искусственного интеллекта.

4. Выводы

Главная задача любого предприятия – получение дохода. В такой технологичной сфере, как инжиниринг, невозможно обойтись без столь же технологичного инструментария, а именно интеллектуальных информационных систем. Первым шагом к достижению успеха в такой сложной для предприятия сфере деятельности, как централизация и учет накопленных научных и практических знаний о собственной деятельности, должно стать формирование базы знаний для типовых решений по всем сферам деятельности компании.

Реализации базы знаний для типовых решений в вышеуказанных бизнес-процессах позволит улучшить качество выполняемых сотрудниками компании работ и повысить ключевые показатели эффективности компаний сферы инжиниринга на длительную перспективу.

Список литературы:

1. Мельникова Е.Ф., Костюк Ю.С. Ресурсный менеджмент в проектировании // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2015. – № 1-2 (32). – С. 62-64.

2. Карпова В.С., Мельникова Е.Ф. Планирование и контроль ресурсов в проектах инжиниринговой компании средствами Oracle Primavera // Информационные технологии в бизнесе. Сборник 8-й международной научной конференции. 19–20 июня 2013 г. Санкт-Петербург. Conference of St.-Petersburg State University of Economics and Finance. Information Technology in Business / Под ред. проф. В. В. Трофимова, В. Ф. Минакова. – 2013. – С 68 - 74. ISBN 978-5-94652-426-4

3. Минаков В.Ф., Артемьев А.В., Лобанов О.С. Модель динамики технологических инноваций // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 2-1 (21). – С. 110-111.

4. Радченко М.В., Баша Н.В., Мельникова Е.Ф. Интеграционный механизм хеджирования инновационных проектов // Nauka-Rastudent.ru. – 2015. – № 3 (15). – С. 8.

5. Белоусов И.Н., Королёв В.А. Стратегическое управление в сбалансированной системе показателей в российских компаниях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2014. – № 2 (41). – С. 253-255.

6. Королев В.А., Калашников А.А., Атрощенков Д.Д. Расчет коэффициентов экономической выживаемости региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2011. – № 6 (137). – С. 27-30.

7. Акинин П.В., Королев В.А., Кочергин С.Г., Торопцев Е.Л., Мараховский А.С., Брежнева И.Б., Дьякова Ю.Н. Математические и инструментальные методы экономики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика» и экономическим специальностям. – М.: КноРус. – 2014. – 224 с.

8. Королев В.А., Ламтева Е.Д. Проблемы развития Интернет–банкинга в регионах Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2007. – № 26 (266). – С. 2-4.

9. Королев В.А. Стратегия инновационного центра // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2002. – № 8. – С. 4-17.

10. Минаков В.Ф., Минакова Т.Е., Галстян А.Ш., Шиянова А.А. Обобщенная экономико-математическая модель распространения и замещения инноваций // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 47 (302). – С. 49-54.

11. Королев В.А., Брежнева И.Б., Глазкова И.Ю. Построение стохастической модели анализа риска инвестиций // Экономический анализ: теория и практика. – 2007. – № 1. – С. 6-9.

12. Минаков В.Ф., Паутова В.П., Сафарян А.А. Методика финансового анализа доходности инноваций // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 3 (15). – С. 7.

13. Мельникова Е.Ф. Формирование статистической базы для нормирования труда в российских проектных организациях // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 369.

14. Щербаков В.В. Все флаги в гости в гости к нам. Стратегия развития кафедры «Коммерции и логистики» СПБГУЭФ как учебно-научно-консалтингового комплекса // Российское предпринимательство. – 2005. – № 2. – С. 18-23.

15. Граничин О.Н., Кияев В.И. Информационные технологии и системы в современном менеджменте. – СПб.: Издательство ВВМ. – 2014. – 897 с.

16. Афанасенко И.Д., Щербаков В.В. Экономика и организация коммерции: становление и развитие в России. – СПб.; СПбГУЭФ. – 1998. – 150 с.

17. Galstyan A. Sh., Shiyanova A. A. Features of the life cycle of brands of software // Креативная экономика. – 2009. – № 8. – С. 155-161.

18. Шиянова А.А., Баша Н.В., Лобанов О.С. Импортозамещение на Российском ИТ рынке // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 7-1 (26). – С. 61-62.

19. Минаков В.Ф. Производственная волновая функция // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. – 2014. – № 10-1 (29). – С. 22-25.

20. Минаков В.Ф. Экономическая волнометрика воспроизводства // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – № 2 (14). – С. 5.

21. Бекаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. Самоучитель Microsoft Access 2013. – СПб.: Изд-во БХВ–Санкт-Петербург. – 2014. – 464 с.

22. Бекаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. Облачные веб-приложения для удаленной интерактивной работы пользователей с базами данных в экономической сфере // Проблемы экономики и менеджмента. – Ижевск. – 2014. – № 1 (29). – С. 98-102.