Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
18.09.2015

IPO как инфраструктурный элемент развития фондового рынка

Арешкина Мария Владимировна
студентка экономического факультета Направления «Финансы и Кредит» Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Российская Федерация
Аннотация: Рассматриваются цели проведения IPO и его структура. Анализируются основные итоги  публичных размещений как на мировых, так   на российских фондовых рынках. Выделены проблемы IPO в России и предложены рекомендации по совершенствованию данного сегмента.
Ключевые слова: первичное публичное размещение, фондовые биржи, компания-эмитент, инвестор, андеррайтинг
Электронная версия
Скачать (578.6 Kb)

Институт IPO один из механизмов, позволяющих компаниям развивать свой бизнес, привлекать капитал как национальных, так и международных инвесторов. Процесс выхода компании на рынок IPO представляет собой взаимосвязь эмитента, андеррайтера и инвестора. Главная цель компании в IPO- получение дополнительного источника фондирования. Так, высокая рыночная стоимость компании может привлечь внимание к ее продукции, став стимулом к повышению конкурентоспособности. Цель инвестора сводится к получению высокого дохода в будущем, а также диверсификация инвестиционного портфеля. Основной посредник между компанией и инвестором – андеррайтер, целью которого является успешное проведение IPO при соблюдении интересов инвестора и эмитента. Хотя каждый участник имеет свою цель на рынке IPO, объединяет их все же одна - реализация данного процесса.

Ежегодно множество компаний во всем мире осуществляют IPO. На рынок первичного публичного размещения выходят компании из самых разных отраслей экономики: на один отдельно взятый экономически сектор не приходится более 16% от всех проведенных глобальных IPO. В тройку лидеров по количеству сделок вошли компании сектора здравоохранения (193 IPO, 16% всех глобальных сделок), отрасли высоких технологий (167 IPO, 14% всех глобальных сделок) и промышленного производства (142 IPO, 12% всех глобальных сделок) [2].

Можно сказать, что 2014 год стал удачным для мирового IPO, так как компании стремились воспользоваться ростом фондового рынка и растущим спросом инвесторов. Настоящий фурор вызвал китайского гиганта Alibaba Group, которому размещение акций принесло компании $25,0 млрд. на Нью-Йоркской фондовой бирже. Это IPO стало крупнейшим в 2014 году и рекордным за всю историю.

Российский рынок IPO в 2014 год оказался кризисным для данной индустрии. Всего две компании смогли реализовать себя на рынке публичных размещений, где в общей сложности, по итогам 2014 года, было привлечено 1.271 млрд. долл., а в 2013 году было совершенно 15 сделок IPO/SPO совокупный объем, которых составил 8,94 млрд. долл. Стоит отметить, что за последний год представители финансового сектора воздержались от выхода на рынок IPO [1].

Таблица 1-Публичные размещения (IPO/SPO)Российских компаний в 2014 г.

Эмитент

Сектор

Тип размещения

Площадка для размещения

Объем привлеченных средств, млн. долл.

Лента

Потребительский

IPO

London Stock Exchange/Московская Биржа

952

QWI Plc

Телекоммуникационный

SPO

NASDAQ

319


Данное ухудшение было вызвано как экономическими причинами, так и политическими. Активный отток капитала из страны ,снижение темпа роста экономики, уменьшение привлекательности банковского сектора среди инвесторов и введение экономических санкций способствовало снижению привлекатель­ности российского рынка. В России, скорее всего, значительное количество компаний запланируют проведение IPO на 2016 год, где успех во многом будет определяться геополитической и экономической обстановкой.

Еще одно проблемой является и то, что российские компании выбирают преимущественно иностранные биржи для реализации IPO, а именно Лондонская фондовая биржа (LSE) остается основной площадкой российских IPO. Проблема оттока средств из российских фондовых площадок на зарубежные обостряется с каждым годом. Это связано с рядом причин, в числе которых более качественный сервис по проведению публичных размещений, ко­торый предоставляют западные площад­ки, гораздо более широкая инвесторская база, высокая ликвидность и возможности по привлечению финансирования. Так в 2014 г. более 90% стоимостного объема сделок IPO/SPO пришлось на иностранные биржи LSE и NASDAQ. При этом российские площадки, и в первую очередь - Московская Биржа, ис­пользовались преимущественно в целях выполнения формальных требований по осуществлению «параллельного листинга».

Пока России удается размещение облигаций, так за 2014 г. корпоративным эмитентам удалось привлечь более 1 трлн. руб., разместив 239 выпусков облигаций. С декабря 2014 г. был создан упрошенный порядок эмиссии на Московской бирже, где банк «Открытие» провел крупную эмиссию(100 млрд. руб.) в марте 2015 года. Лидерами среди андеррайтеров облигаций России за первое полугодие 2015 являются: Газпромбанк, выпуск объемом 114 353 млн.руб., Sberbank CIB (83 040 млн.руб.) , Банк «ФК Открытие»( 68 950 млн.руб.) [3 ].

Выход российских компаний на рынок IPO является способом привлечения дополнительных фондов и повышает их ликвидность, а также способствует оживлению предпринимательской деятельности. Следует усовершенствовать механизм андеррайтинга и IPO в России. Можно выделить следующие ключевые направления совершенствования:

1) Нацеленность на законодательные проекты, которые будут способствовать предотвращению оттока российских эмитентов за рубеж, упрощению схем проведения IPO, что в итоге будет стимулировать спрос эмитентов, заинтересованных проводить IPO на российском рынке.

2) Использование опыта западных стран, но с учетом особенностей национальной экономики, что позволит достичь повышения эффективности привлечения инвестиций через механизм андеррайтинга.

3) Создать альтернативные площадки для небольших компаний. Например, развивать отдельный сектор для инновационных и растущих компаний с небольшой капитализацией, что приведет к значительному росту активности на рынке IPO. Разработать торговую площадку с минимальными требованиями к раскрытию информации, аналогичную лондонской AIM, где андеррайтером выступает специальный консультант –NOMAND.

4) Взаимодействие российских эмитентов с крупными инвестиционными банками при планировании размещения, что даст возможность доступа к широкой базе крупных зарубежных инвесторов.

Как показал 2014 г., российским компаниям следует рассматривать не только IPO, но и сделки слияний и поглощений, сравнивать доступные фондовые биржи для обеспечения оптимальных для акционеров цен при IPO.

Список литературы:

1. Обзор российского рынка IPO[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.offerings.ru (дата обращения 10.12.14)

2. Пресс-релиз компании EY [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ey.com (дата обращения 24.12.2014)

3. Рэнкинги организаторов и андеррайтеров облигаций России [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.cbonds.info (дата обращения 01.03.2015)