Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
01.10.2015

Симулятивный характер социальных сетей: коммуникация без общения

Ханнанов Ильдар Д.
Профессор теории музыки Институт Пибоди в Университете Джона Хопкинса Балтимор, штат Мэрилэнд, США
Аннотация: Социальная сеть призвана принципиально модернизировать коммуникацию. Впрочем, в сравнении с декларациями реальное состояние сетевого пространства и его эффект на антропологическом измерении оказываются не столь радужными. Общение с глазу на глаз отсылает к корпусу феноменологических текстов, от Гуссерля до Подороги. В них подчеркивается необходимость превербальных предпосылок коммуникации как основ конституирования субъекта. Ошибкой было бы рассмотрение ее параметров в терминах реального межличностного общения. В таком качестве, сетевая коммуникация деконструирует Логос и подвергает пересмотру онтологический статус реальности.
Ключевые слова: Социальная сеть, сетевая коммуникация, Логос, онтологический статус
Электронная версия
Скачать (796.8 Kb)

Социальная сеть призвана принципиально модернизировать коммуникацию [1]. Впрочем, в сравнении с декларациями реальное состояние сетевого пространства и его эффект на антропологическом измерении оказываются не столь радужными.

Рассмотрим феноменологические, антропологические и телесные различия в традиционном общении «с глазу на глаз» и в модернизированной переписке в социальных компьютерных сетях.

В этой метафоре—с глазу на глаз—выражено нечто весьма существенное, то, из чего состоит реальное общение. Согласно феноменологическим представлениям [2,3], человек обретает лицо только под взором Другого. Глаза—свет глаз—в данной сцене перестают быть органами зрения и становятся агентом конституирования субъекта. Да, тот самый старый добрый субъект, которым озаботилась философия в начале XX века, все еще доставляет и нам хлопоты. Ведь без него не складывается картина общения. Кроме глаз, для общения необходимо и касание. «Le toucher»—книга Деррида, посвященная своему ученику Жану-Люку Нанси. Прикосновение, близость—составляющие успешной коммуникации между людьми. Хайдеггеровский «близкий, подручный»—еще одна метафора, описывающая сцену присутствия. Общение невозможно без присутствия. При этом то, что передается от одного к другому, из рук в руки, с глазу на глаз, гораздо богаче и разнообразнее, чем может позволить Логос. Общение включает в себя много чего и за пределами Логоса, например, превербитум, иллокутивные речевые акты, нарративные функции, модальности, énoncé.

Вследствие такой сложности и гетерогенности аспектов, существует и экономия реального общения. Ее можно рассматривать как когнитивные барьеры (англ. cognitive constraints). Впрочем, часто и разрыв в коммуникации, вызванный перегрузкой каналов, становится одним из важнейших ее аспектов. Люди общаются друг с другом и через разрыв в связи. Как хорошо, что никто меня не понимает! (Лозунг 1990х).

Для рождения мысли необходимо одиночество. Отсутствие коммуникации. Блокирование айстесиса, каталепсия. Мысли рождаются в дУше, в автобусе, во время пересечения городской пустыни пешком. Потом человек привносит, инвестирует эти мыслительные продукты в общение, с целью, с надеждой на то, что они прирастут и разовьются структурно в результате обмена. Очевидно, что обмен этот должен быть полным и честным—со всеми особенностями, описанными выше.

В общение всегда вмешивается человек, обуянный технологией. Техне—уловка, обман, искушение. Классический пример технической подмены общения—симулякр. Хрестоматийный пример симулякра—эпифания, явление Бога, невозможный акт, предательство по определению. Человек не может видеть Бога, но многие свидетельствуют о том, что видели Его. Симулякр—это знак, который полностью скрывает означаемое. Так, в пересказе Пьера Клоссовского, в книге «Диана в ванной», юноша Актеон увидел Диану, входящую в воды ручья после охоты. Он ее увидел, но не смог никому сообщить об этом, так как под взглядом Дианы превратился в оленя и собаки Дианы разорвали его в клочья. Видел, но не смог предоставить свидетельство. Для того, чтобы знак не был симулякром, человек должен видеть и его, и то, что он означает, и нужно и то, и другое, показать другому человеку.

Пост в Фейсбуке и есть симулякр. Он фиктивно объединяет людей, которые разделены океанами и никогда не общались лично, в присутствии, с глазу на глаз, касаясь друг друга, ощущая присутствие. В фейсбучную мнимую реальность попадают и те, кто ранее реально общался—даже близкие родственники. Все участники трансформируются под воздействием нового, симулятивного пространства сцены общения. Авторы постов говорят «не своим голосом». Вернее, их культура превращается в речевую культуру, сходную с традицией плаката и митинга в СССР в 30е годы. Субъект превращается в речь, речепроизводство происходит ради речепроизводства. За речевым высказыванием ничего более не скрывается. За ним—пустота. Логос становится орудием, что позволило Михаилу Рыклину назвать свою книгу о такой культуре «Террорологики». Лозунг, пост, коммент—аспекты темного мира без Другого. То, что стояло за знаком и молчаливо свидетельствовало о присутствии субъекта—сжимается, трансформируется, трансфигурируется в грамматический смысл чистого речевого высказывания. Уже не люди (как бы мы не определяли человека—дзоон политикон, дипус аптерос, и т.д.), а речевые акты связываются в сообщества и кластеры. Социальная сеть деконструирует Логос, делает его вторичным, зависимым от других правил, новых правил игры в коммуникацию.

Сеть—покрывало.

Список литературы:

1. Бреслер М,Г, Предпосылки использования стиля фэнтази в социальной коммуникации //Nauka-rastudent № 11(11), 2014

2. Бубер,М Два образа веры. .Сборник работ/Мартин Бубер:пер. с нем В.В.Рынкевич, М.:Республика,1995, 300с.

3. Гуссерль Э. Философия, как строгая наука //Электронная библиотека Royallib.com, [Электронный ресурс] режим доступа http://royallib.com/book/gusserl_e/filosofiya_kak_strogaya_nauka.html, дата доступа 1.05.2015