Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
01.10.2015

Генезис парламентаризма в квазигосударственном образовании на примере Республики Южная Осетия

Бердегулова Любовь Алексеевна
Кандидат юридических наук Доцент кафедры гражданского права и процесса Стерлитамакского филиала БашГУ г. Стерлитамак, Россия
Аннотация: Статья посвящена исследованию генезиса парламентаризма в квазигосударственных образованиях на примере Республики Южная Осетия. Идеи гражданского общества могут быть воплощены в жизнь при условии реализации принципа представительной демократии в соответствующем государстве. Такой принцип находит отражение  не только в присутствии в обществе какого-либо парламента, но и в проведении открытых и прозрачных выборов.
Ключевые слова: парламентаризм, квазигосударства, международное признание, самоопределение, материнское государство, суверенитет
Электронная версия
Скачать (449.7 Kb)

Квазигосударственные образования в целях обеспечить для себя нормальное функционирование в вопросах государственного устройства также следуют принципам разделения государственной власти.

Разделение власти в Республике Южной Осетия выстроено следующим образом: исполнительная власть, которую возглавляет президент, законодательная и судебная власть.

Пристальное внимание в этой статье уделим законодательной власти.

Законодательная власть в Республике Южная Осетия реализуется однопалатным парламентом, получившим наименование Народное собрание.

С исторической точки зрения рассматривая этот вопрос, правильно будет вспомнить следующие предпосылки южно-осетинского парламентаризма.

Начало противоборства между грузинской и южно-осетинской нациями ознаменовал акт о преобразовании Юго-Осетинской АО Грузинской ССР в автономную республику. Случилось это решение 10 ноября 1989 года.

Фактом остается то обстоятельство, что Верховный Совет Грузинской ССР не воспринял такую автономию и более того, признал само решение неконституционным. Мы не будем в деталях описывать вооруженные столкновения, последовавшие после официальных заявлений. Однако, как мы помним жертв среди юго-осетинского народа было достаточно.

20 сентября 1990 года состоялось рождение квазигосударственное образование, поскольку именно в этот день советом народных депутатов провозглашено решение о создании Республики Южная Осетия. Таким образом, 20 сентября по праву считается нем рождения юго-осетинской государственности. Более того, 20 сентября 2015 года Южная Осетия отметила 25 лет с этого момента.

Узнав об этом, Верховный Совет Грузии принял кардинальные меры. Он просто упразднил Юго-Осетинскую автономную область. В таких условиях результативные переговоры не могли состояться.

Итак, возвращаясь к парламентаризму в Южной Осетии, обращают на себя внимание следующие нюансы становления этого явления.

Первый парламентарный орган был учрежден посредством всенародного голосования, которое провели в Южной Осетии 9 декабря 1990 года. Таким образом, в новом государственно-подобном образовании появился Верховный Совет Республики Южная Осетия.

Казалось, осуществление внутреннего юридического действия легализации власти снимет все притязания со стороны оппонирующего материнского государства — Грузии. Однако, иллюзиям суждено было разбиться о реальность международного противостояния.

Как показала история, само сформирование органа представительной демократии не отразилось на разрешении конфликта между противоборствующими сторонами. Скорее, лишний раз подтвердило сепаратистские настроения. Грузинская же сторона заняла принципиальную позицию, не подразумевающую компромиссных решений. А ведь тогда можно было всё решить миром, предоставив чуть более автономной свободы.

«Ни шагу назад!», - вот основной лозунг грузинского правительства в дипломатическом регулировании этого этнического конфликта. Соответственно, успешного результата при таком раскладе просто не могло получиться. Конфликт в перманентном виде зрел еще очень долго, пока в 2008 году гнойник не взорвался.

В состав Верховного совета Республики Южная Осетия образца 1990 года вошли 64 депутата, преимущественно энтузиасты того времени. Основная часть мандатов принадлежала членам партийной группировки «Адаемон Ныхас». «Адаемон Ныхас» явилась своего рода флагманом сепаратного движения и благодаря активным действиям членов этой организации стала вероятной возможность появления нового квазигосударственного образования на постсоветском пространстве.

Само проведение всенародного плебисцита представлялось крайне важной победой для маленького публично-правового субъекта.

Возглавил Верховный Совет Республики Южная Осетия председатель Торез Кулумбегов, немало впоследствии пострадавший за свои идеалы. В частности, грузинские спецслужбы похитили его и год держали в плену, подвергая также и пыткам. Однако, подобные манипуляции уже не могли остановить народ Южной Осетии, который утвердился в стремлении к независимости и самостоятельности.

Полномочиями Парламента Южной Осетии как высшего законодательного органа государства в соответствии со статьей 61 Конституции РЮО являются следующие:

«Парламент Республики Южная Осетия:

  1. вносит изменения и дополнения в Конституция Республики Южная Осетия;
  2. принимает конституционные законы, законы Республики Южная Осетия и осуществляет контроль за их исполнением; осуществляет толкование конституционных законов и законов Республики Южная Осетия;
  3. рассматривает и утверждает Государственный бюджет Республики Южная Осетия и контролирует ход его исполнения;
  4. устанавливает, отменяет республиканские налоги и другие обязательные платежи и сборы;
  5. принимает решение об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия;
  6. утверждает изменение границ между административно-территориальными единицами Республики Южная Осетия;
  7. образует Центральную Избирательную комиссию Республики Южная Осетия;
  8. назначает половину членов Центральной Избирательной комиссией Республики Южная Осетия;
  9. назначает Председателя Центральной Избирательной комиссией Республики Южная Осетия по представлению Президента Республики Южная Осетия;
  10. назначает выборы Президента Республики Южная Осетия;
  11. дает согласие Президенту Республики Южная Осетия на назначение Председателя Правительства Республики Южная Осетия;
  12. назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента Республики Южная Осетия Прокурора Республики Южная Осетия;
  13. назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента Республики Южная Осетия Председателя Национального Банка Республики Южная Осетия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Южная Осетия [2, С.50-51].

Выборы в Парламент Республики Южная Осетия проходили в 1990г., 1994г., 1999г., 2004г., 2009г., 2014г. Следующие очередные выборы назначены на 2019 год, поскольку парламент избирается раз в пять лет.

Выборы в Парламент Южной Осетии осуществляются по пропорциональной схеме. Отмечается положительная тенденция повышения качества реализации выборного процесса.

По результатам выборов 2014 года не было зафиксировано серьезных нарушений. Наблюдатели, в том числе и иностранные, подтверждали высокий уровень прозрачности в проведенных выборах. Позитивным аспектом является возрастание уровня конкуренции в доступе к депутатским мандатам.

Хотя международное сообщество в основном не признало состоявшиеся выборы легитимными, это в целом не умаляет высокую степень соответствия международным нормам и стандартам указанного избирательного действия.

Нужно помнить о том, что качественно проведенные выборы не решают всех проблем квазигосударственных образований.

Список литературы:

1. Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009// http://greater_political.academic.ru/38/

2. Догузова А.Т. Парламент Республики Южная Осетия//Общество и право. 2011. №5(37). С.50-51.

3. Конституция Республики Южная Осетия // http://worldconstitutions.ru/?p=121

4. http://cominf.org/node/1166488810