Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
14.10.2015

Коррупция и ее квинтэссенция

Бурмистров Игорь Алексеевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы борьбы с коррупцией в России, раскрывается социальная и уголовно-правовая сущность коррупции.
Ключевые слова: коррупция, причины, противодействие, общество, должностные лица
Электронная версия
Скачать (448.9 Kb)

Сущность коррупции как социально правового явления неоднозначна. Она выражается, с одной стороны, в использовании лицом, осуществляющим те или иные государственные функции, своего официального статуса в целях получения незаконных преимуществ, а с другой – в предоставлении этому лицу таких преимуществ заинтересованных субъектам.

Коррупция охватывает собой как общесоциальное, так и правовое поле жизнедеятельности общества. Признавая важность политических, экономических и других проблем борьбы с коррупцией необходимо обратить внимание и на нравственно-правовой аспект.

Очевидно, что главной причиной, характеризующей этот негативный пласт, является подкуп-продажность государственных и иных служащих и заключается в нравственной деградации служащих, готовых принести в жертву материальной выгоде требования закона, номы морали и профессиональной этики

В связи с тем, что государственная должность, связанная с реализацией властных полномочий, объективно предоставляет широкие возможности для злоупотребления, лица, занимающие такие должности, должны подвергаться правоограничениям в финансовой, профессиональной и личной сферах, препятствующим должностным злоупотреблениям, способствующим максимальной гласности, «прозрачности» их деятельности, облегчающим возможности осуществления контроля за выполнением служащими своих должностных обязанностей [3, c. 247].

Историко-правовые исследования показывают, что коррупция существовала всегда, как только возник управленческий аппарат. По отношению к России истоки коррупции уходят корнями в период так называемого застоя.

За годы существования в СССР командно-административной системы сформировался многочисленный и громоздкий аппарат управления. Тоталитарный характер управления, существование огромного количества ограничений и запретов, многоступенчатость аппарата породили в различных регионах страны бесконтрольность и безответственность власти, ложное понимание и извращение законности, а также бездуховность, приспособленчество, карьеризм и безудержное стремление к обогащению [2, c. 230].

Отрадно отметить, что за последние два-три года сдвиги по уличению должностных лиц в коррумпированных действиях на разных уровнях власти все-таки имеются. Нет необходимости в данной статье их персонифицировать, так как они хорошо известны из средств массовой информации и благодаря кропотливому труду сотрудников Следственного комитета Российской Федерации. Также Президентом России В.В. Путиным утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы [8]. В этом плане даны конкретным органам государственной власти конкретные указания в вопросах противодействия коррупции в сферах макроэкономики.

В тоже время следует говорить и о том, что анализ практики по борьбе с коррупцией в нашей стране показывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной действительностью правоохранительных органов по привлечению к уголовной ответственности; на заметное смещение уголовно-правового контроля от преступной власти, богатства и интеллекта к преступлениям бедных и слабо адаптированных субъектов; от преступлений правящей элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ею народом. Можно констатировать, что величина указанных деформаций свидетельствует о лицемерии и двойных стандартах в масштабах страны [2, c. 231].

За прошедшие четырнадцать лет, в данном аспекте, мало что изменилось. На основе материалов сотрудников правоохранительных органов из средств массовой информации мы узнаем о финансовых нарушениях, о миллионных хищениях в разных учреждениях и предприятиях различных форм собственности, в которых фигурируют руководители этих юридических лиц в связке с должностными лицами министерств. Хватит ли политической воли, чтобы дать надлежащую правовую оценку таким ошалевшим корруптерам и преступникам?

Общественная опасность коррупции проявляется в социально-экономической, политической и правовой сферах.

Политический аспект заключается, прежде всего, в утрате государственным аппаратом управляемости и надежности, возможности проводить через него государственную политику, выраженную в законах и других нормативных актах, а также в фактической зависимости граждан не от законов, а от произвола коррумпированных чиновников.

В экономической сфере опасность коррупции выражается в искажении коррумпированным государственным аппаратом экономической политики государства, что приводит к формированию криминальной рыночной экономики; в утрате возможности интеграции России в мировую экономику; в колоссальном экономическом ущербе, выраженном в миллиардах рублей; от недополучения налогов и т.п.

Правовой - заключается в принятии законодателем нормативных документов, выгодных и удобных криминальным структурам, с предоставлением широких возможностей их произвольного толкования; в пробелах правового регулирования общественных отношений; в преднамеренном искажении содержания законов правоприменителями с целью коррупционного поведения.

Российское общество устало от коррупции. Вызывают озабоченность глубина, масштабы и серьезность проблем, порождаемой коррупцией, которая может поставить под угрозу стабильность и безопасность общества, подорвать демократические и моральные ценности и нанести ущерб социальному, экономическому и политическому развитию любого государства [7].

В новейшей истории Россия на пути к механизму рыночных отношений и интеграции в мировое сообщество проходило и сейчас проходит через такие ее формы, как подкуп, продажность, мздоимство, лоббизм, политическая коррупция, завуалированные хищения и формы взяток, злоупотребления, совершаемые чиновниками разного уровня и мастей и т.п. Миллионы людей вынуждены давать взятки для получения социальных услуг, на которые они имеют право в силу российского законодательства.

На заседании Совбеза ООН 7 сентября 2005 года по выполнению программы «Нефть в обмен на продовольствие» были представлены такие данные [1], что список компаний и лиц, причастных к финансовым махинациям данной программы состоял из более 2 тыс. компаний из 60 государств – членов ООН, а также более 100 фамилий действующих и бывших должностных лиц и бизнесменов со всего мира, в том числе и из России. Общая сумма взяток составила около 1,8 млрд. дол. Профессор И.И. Карпец писал, что преступность изначально беременна рыночными отношениями [4, c. 152].

В Конвенции Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» от 27 января 1999 года 13 норм, раскрывающие коррупционные преступления:

- активный подкуп национальных публичных должностных лиц;

- пассивный подкуп национальных должностных лиц;

- подкуп членов национальных публичных собраний;

-подкуп иностранных публичных собраний;

- активный подкуп в частном секторе;

- пассивный подкуп в частном секторе;

-подкуп должностных лиц международных организаций;

- подкуп членов международных парламентских собраний;

- подкуп судей и должностных лиц международных судов;

- злоупотребление влиянием в корыстных целях;

- отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;

- правонарушения в сфере бухгалтерского учета [5].

Со временем практика коррумпированности приводит к усилению нищеты, поскольку услуги дорожают из-за инфляции и становятся доступными для тех, кто способен их оплатить.

В свое время Ш. Монтескье написал, что «… Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела» [6, c.289]. Вот только жаль, что автор приведенных слов не указал ни суммы, ни размера этого предела.

Список литературы:

1. Independent Inquiry Committee Programme «Oil forFood». http:// www. Iicoffp. Org/ Mgmt_ Report. Htm.

2. Бурмистров И.А. Коррупция: ее сущность и меры предупреждения / Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001.

3. Ведерникова О.Н. Коррупция: нравственно-правовой аспект /Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы. М., 2001.

4. Карпец И.И. Преступность: иллюзии или реальность. М.

5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию // ETS № 173. Страсбург, 1999. 27 января. Данную Конвенцию Российская Федерация ратифицировала Федеральным законом № 125-ФЗ от 25 июля 2006 года «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

6. Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955.

7. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президента РФ № 361 от 4 апреля 1992 г. // Российская газета. 1992. 7 апреля.

8. Правовой портал: http:// www.pravo.qov.ru.