Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
21.10.2015

Система «Антиплагиат.ВУЗ» - действенный и эффективный инструмент повышения качества учебного процесса

Петькиева Татьяна Анатольевна
Главный специалист Калмыцкий государственный университет г. Элиста, Российская Федерация
Укурчинова Герел Викторовна
Главный специалист Калмыцкий государственный университет г. Элиста, Российская Федерация
Васляев Семен Манджиевич
Начальник отдела Калмыцкий государственный университет г. Элиста, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы применения программы «Антиплагиат.ВУЗ» в университете. Получены вероятностные распределения процентов оригинального (незаимствованного) текста в выпускных квалификационных работах (ВКР) студентов (бакалавров), а также баллы итоговой аттестации. Проанализировав характер распределения этих показателей, указаны аномальные области их отклонения на отдельных кафедрах, установлена особая (условная) точка, определяющая различные задачи.
Ключевые слова: антиплагиат, выпускные квалификационные работы, вероятностное распределение
Электронная версия
Скачать (891.2 Kb)

В нашем университете все выпускные квалификационные работы (ВКР), научные статьи и диссертации проходят проверку на объем неправомерных заимствований по программе «Антиплагиат.ВУЗ» [2]. Это является превентивным действием, носящим опережающий характер, направленное на то, чтобы в вузе создавалась творческая обстановка при организации учебного процесса.

В итоге убедились, что не обойтись без применения обыкновенного рерайтинга, литературного переписывания и научной переработки текста своими словами до уровня уникального. Данный способ и его алгоритм описаны в справочниках, рассматривались на рабочих совещаниях и в университетской газете. Еще раз напомнили студентам - дипломникам, что интернет технически упростил копирование, заимствование чужих текстов, обезличил авторов многих первоисточников, сделал, на первый взгляд, почти все содержание глобальной сети ничейным, анонимным. И породил великий соблазн для той части студенческой молодежи, кто желает несколькими нажатиями кнопки мыши создать документы, за которые выдаются удостоверения, сертификаты и дипломы.

Система «Антиплагиат.ВУЗ» стала доступна на уровне кафедр и факультетов. Назначены 38 менеджеров, вся ответственность за качество ВКР возложена на зав. кафедрами.

На рис. 1а, б, в показано вероятное распределение ВКР по среднему проценту оригинального текста. Уравнения прямых y=f(x) свидетельствуют о закономерности такого представления. Цифры 69, 65, 67% как средний процент, определенные на основе обработки большего числа данных, дают возможность принять их показателями для всех кафедр и служат ответом на многочисленные предложения кафедр о необходимости установления более низкого процента оригинального текста с учетом особенностей той или иной специальности. Несимметричность коленообразной кривой слева (рис.1а) указывает на недостаточную работу кафедр, дающих 40-60% оригинального текста, или на некоторую завышенность этого показателя у кафедр, расположенных справа с процентом оригинального текста 70-80%. Более симметричная кривая (рис.1б) получена при условиях, когда были сняты жесткие требования наличия ВКР с высокими процентами оригинального текста.

Рис. 1. Определение среднего процента оригинального текста за 2014 г.  (а), 2015 г. (б), среднее за 2014/2015 уч.год (в)
Рис. 1. Определение среднего процента оригинального текста
за 2014 г. (а), 2015 г. (б), среднее за 2014/2015 уч.год (в)

На рис.2а при сравнительном анализе среднего балла итоговой аттестации и среднего процента оригинального текста выделены пять областей (А, Б, В, Г, Д), в которых имеет место аномальное отклонение изучаемых показателей отдельных кафедр, что и стало предметом обсуждения при подведении итогов. Были построены линейные линии трендов (аппроксимации и сглаживание кривых) по методу наименьших квадратов [1].

Рис. 2а. Сравнительный анализ среднего балла и среднего % оригинального текста
Рис. 2а. Сравнительный анализ среднего балла
и среднего % оригинального текста

Получены уравнения прямых y1 и y2, соответствующие линиям тренда , R2= 0,940; y2=0,113x+70,61, R2=0,017, где R2 – величина достоверности аппроксимации; k1, k2 - угловые коэффициенты прямой; b1,b2- свободные члены уравнений.

Значение R-квадрат показывает, насколько близко линия тренда придерживается наших данных; чем ближе его значение к единице, тем выше точность расчета.

При целенаправленной работе на кафедрах в обозначенных областях и последующем получении новых данных при определении оригинального текста на кафедрах, может измениться разброс данных в лучшую сторону и прямая, описываемая уравнением y2=f(x) приобретет другие характеристики, величина R-квадрат приблизится к единице.

Наша задача состоит в том, чтобы эти прямые y1 (линия тренда среднего % оригинального текста) и y2 (линия тренда среднего балла ВКР) были параллельными и в идеале, совпадали. Необходимо стремиться к тому, чтобы между средним баллом итоговой аттестации и величиной среднего % оригинального текста была некоторая функциональная зависимость.

Если прямые заданы уравнениями с угловым коэффициентом, как в нашем случае, то необходимое и достаточное условие их параллельности состоит в равенстве их угловых коэффициентов, т.е. k1=k2. а для того, чтобы они совпадали необходимо еще, чтобы свободные члены также были равны, т.е. b1=b2.

С учетом этого условия, для прямой y1, нужно уменьшить угол наклонаa к оси абсцисс, либо для прямой y2, наоборот, увеличить, тем самым добиться равенства или приближения значений угловых коэффициентов. Нами просчитано несколько числовых вариантов, получены соответствующие линии тренда и коэффициенты достоверности аппроксимации.

Рис. 2б. Сравнительный анализ среднего балла
Рис. 2б. Сравнительный анализ среднего балла и среднего % оригинального текста

Переводя язык цифр на конкретные организационные действия в области управления качеством ВКР, можно констатировать, что точка O (рис.2б) разделяет все выпускающие кафедры на две части. У каждой кафедры, в зависимости от ее расположения (слева или справа), различные задачи для дальнейшего управления процессом создания прогностической модели 4.png(% оригинального текста). Этим процессом можно эффективно управлять, используя базу данных ежегодно получаемой информации.  

Список литературы:

1. Катальников В.В., Шапарь Ю.В. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 72 с.

2. Как пользоваться системой Антиплагиат. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» http://www.hse.ru/org/hse/antiplagiat_info/antiplagiat.