Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
24.10.2015

Мобилизация приложений электронной торговли на основе текущего спроса в секторе B2C

Кот Екатерина Васильевна
магистрант Институт магистратуры Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербург, Российская Федерация
Аннотация: автор рассматривает перспективы использования мобильных устройств и мобильных приложений в секторе B2C Интернет-торговли. Приведены данные, характеризующие процесс мобилизации сектора B2C Интернет-торговли и степень использования мобильных устройств на всех этапах процесса покупки товара в Интернет-магазине. Рассмотрена роль мобильных приложений в упрощении процедуры поиска (выбора) товара и становления его более персонализированным.
Ключевые слова: мобильная Интернет-торговля, мобильные приложения, B2C, маркетинг
Электронная версия
Скачать (493.9 Kb)

Мобильная Интернет-торговля – рынок, где есть глобализация, внедрение Интернет-технологий и конкуренция [1], являющаяся одним из ключевых драйверов развития данного направления Интернет-торговли. При этом, именно мобилизация рынка розничной Интернет-торговли (сектора B2C) имеющая тенденцию к прогрессивному росту в России, предоставляет широкие возможности тем предприятиям, которые стремятся адаптировать свои Интернет-магазины под мобильные устройства.


Рис. 1 Темпы роста показателей, характеризующих процесс мобилизации розничной Интернет-торговли в России

Рис. 1 Темпы роста показателей, характеризующих
процесс мобилизации розничной Интернет-торговли в России 

Темпы прироста онлайн-покупателей, использующих мобильное устройство для всего процесса покупки, значительно превышают как темп прироста числа Интернет-магазинов (на 54,6% в 2014г.), так и темп прироста продаж в розничной Интернет-торговле (на 31,6% в 2014г.) (рисунок 1). В результате чего, роль мобильных устройств в удовлетворении растущего текущего спроса в секторе B2C значительно возрастает.

Процесс покупки товара условно можно разделить на три этапа: поиск (выбор), заказ и оплата. 50% онлайн-пользователей используют мобильное устройство для поиска (выбора) товара, 30% – для последующего заказа и 18% – для оплаты товара. [2] Таким образом, мобильное устройство в основном используется в качестве первого, стартового этапа в процессе покупки, которое на 2 и 3 этапах заменяется ноутбуками и настольными компьютерами для дополнительного изучения товара и его выбора, при этом финальный этап в большинстве случаем завершается с помощью настольных компьютеров (89%) (рисунок 2).

Рис. 2 Использование устройств на различных этапах процесса покупки товара в Интернет-магазине

Рис. 2 Использование устройств на различных этапах
процесса покупки товара в Интернет-магазине

Изменения, происходящие в покупательском поведении из-за большой вариативности предлагаемого товара (уменьшение доли онлайн-покупателей, использующих мобильное устройство на 2 и 3 этапе процесса покупки товара), диктуют необходимость упрощения 1 этапа – процедуры поиска и выбора с помощью мобильных устройств, путем обеспечения наибольшей персонализации данного процесса. Особое внимание при решении данной проблемы необходимо уделять информационным технологиям, которые в значительной степени упрощают весь процесс покупки товара. Одной из таких технологий является мобильное приложение, которое в 2014г. для всего процесса покупки товара использовал лишь 1% онлайн-покупателей. [3]

Основной функциональной характеристикой мобильных приложений должны стать «умные» фильтры, которые смогут в максимальной степени, по заданным критериям онлайн-покупателями, обеспечить предложение целевого товара и освободить их от обязанности выбора и дополнительной оценки всех предложенных товаров. При этом, критерии, выбираемые (задаваемые) онлайн-покупателями, можно разделить на две группы: базисные (характерные для всех товаров, вне зависимости от его назначения) и универсальные (характерные для определенного типа товара). Так, к базисным критериям выбора товара относится цена, производитель, страна производства, гарантийный срок и рейтинг товара, а установление универсальных должно происходить в зависимости от типа товара. При этом, максимально наибольшее количество доступных для выбора универсальных критериев и обеспечит предложение целевого товара. Например, для выбора телефона можно установить следующие универсальные критерии: тип корпуса, платформа, диагональ экрана, количество sim-карт, емкость аккумулятора, поддержка 3G/4G, объем оперативной памяти, наличие встроенного модуля Wi-Fi/Bluetooth.

Если по заданным критериям целевой товар будет отсутствовать, фильтр на основе заданных критериев, должен предложить альтернативно-целевой товар, максимально приближенный к исходному.

Мобильное приложение должно быть оснащено цифровыми активами, для наиболее привлекательного взаимодействия с пользователями. Важным, для покупателя явилось бы возможность загрузив фотографию желаемого товара, определить доступен ли он для заказа. Вследствие этого, необходима не просто разработка мобильного интерфейса, а полноценного мобильного приложения, интегрированного с Интернет-магазином, функционал которых достаточно расширен и выходит за рамки того, что в настоящее время предлагает браузер мобильного устройства.

В целом, внедрение мобильных приложений, позволит увеличить продажи и повысить интерес онлайн-покупателей к мобильным технологиям в розничной Интернет-торговле, так как повышение удобства для онлайн-покупателей – главный критерий увеличения коэффициентов конверсии. В 2014г. коэффициент «мобильной» конверсии Интернет-магазинов составил 0,92%, в то время как «компьютерной» – 2,85%. [4] Наряду с этим, мобильный трафик Интернет-магазинов в 2014г. увеличился на 81% по сравнению с 2013г. и составляет 30% от общего объема трафика Интернет-магазинов, в то время как общий Интернет-трафик Интернет-магазинов увечился в 2014г. лишь на 35% по сравнению с 2013г. [5]

Опрос 300 компаний США, занятых в мобильной Интернет-торговле, показал, что использование мобильных приложений в маркетинге помогает опережать конкурентов – 61%, повышает осведомленность клиентов о коммерческих предложениях – 53%. О положительных результатах использования запуска мобильных приложений сообщает 71% компаний. При этом 43% отметили, что результаты оправдали ожидания, а 28% сообщили, что результаты превзошли ожидания. [6]

Резюмируя вышесказанное отметим, что мобильное приложение Интернет-магазина должно представлять собой структурированную систему, на базе единой платформы, с контентом, изображениями, цифровыми активами, позволяющая оптимизировать каждый элемент взаимодействия с онлайн-покупателями. Разработка, внедрение и использование мобильных приложений в деятельности Интернет-магазинов позволит:

  • увеличить объем заказов и продаж благодаря индивидуальному подбору товаров и рекомендациям;
  • производить сегментацию клиентской базы, создавая правила отдельных сегментов для определения их индивидуальных особенностей в выборе целевых товаров;
  • повысить коэффициент «мобильной» конверсии с помощью многофункциональных систем поиска и навигации.

Список литературы:

1. Интернет-торговля: мир без границ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forumspb.com/ru/sections/50/materials/260/sessions/1101 (дата обращения: 1.10.2015).

2. Интернет-торговля в России в 2014г. Итоговый отчет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/files/DI_InSales_PayU-Ecommerce2014.pdf (дата обращения: 23.10.2015).

3. Интернет-торговля в России в 2014г. Итоговый отчет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.datainsight.ru/files/DI_InSales_PayU-Ecommerce2014.pdf (дата обращения: 23.10.2015).

4. Конверсия восстанавливается после долгого спада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oborot.ru/news/16595/23 (дата обращения: 24.10.2015).

5. Мобильный трафик: тенденции роста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oborot.ru/news/15681/24 (дата обращения: 5.10.2015).

6. Андреева О.Д. Роль маркетинга в решении проблем развития мобильной электронной коммерции // Российский внешнеэкономический вестник. – 2014. – №.3. – С. 16-17.