Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
28.10.2015

Маркетинговые технологии в сфере информационных услуг

Павлова Мария Павловна
магистрант кафедры Коммерции и сервиса, Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Ралык Динара Владимировна
к.э.н., доцент кафедры коммерции, сервиса и туризма Института коммерции, маркетинга и сервиса Самарского Государственного Экономического Университета, г. Самара, Российская Федерация
Аннотация: В статье приводится определение понятия маркетинговых технологий. Предлагается структура элементов и классификация по принципу функций маркетинговых технологий. Также дается характеристика основных инструментов маркетинговых технологий и способы их применения в сферу информационных услуг.
Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые технологии, сфера услуг, информационные услуги
Электронная версия
Скачать (466.9 Kb)

Прежде чем давать характеристику маркетинговых технологий в сфере информационных услуг следует определить, что же такое вообще маркетинговые технологии и технологии как таковые.

Согласно толковому словарю Ожегова «технологию» можно определить, как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

В то же время Большой энциклопедический словарь через призму греческого слова techne, обозначающего искусство, умение, мастерство, определяет технологию, как набор взаимосвязанных способов обработки, преобразования сырья или полуфабриката, также технология выражает научную дисциплину, исследующую закономерности технологических процессов.

Исходя из приведенных выше определений можно сказать, что технологии – это способы создания продуктов или услуг из имеющихся материалов, ресурсов и использующих определенные алгоритмы действий для этого.

Однако, что же такое маркетинговые технологии?

Пользуясь пониманием маркетинга через концепцию 4P для сферы товарного производства и 7Р для сферы предоставления услуг, а так же тем, что одной из основных функций маркетинга является продвижение продуктов компании с целью получения прибыли и развития информационного обмена между производителем и потребителем, мы можем сказать, что маркетинговые технологии это набор действий направленных на преобразование продукта и информацию о нем в денежный эквивалент.

Однако, маркетинговые технологии это не только преобразование продукта и информации о нем в деньги, но и система научны и гуманитарных знаний, позволяющих воплотить определенные рыночные цели с использованием конкретных методов, ресурсов и среды.

Воспринимая технологии маркетинга не только как инструмент, но и как методологическую базу деятельности в сфере маркетинга, мы можем выявить следующие компоненты:

  • Идеологический – выявление основной мысли и идеи.
  • Элементарная часть (цели работы - общие и конкретные, набор информационных ресурсов);
  • Процедурная часть - проведение маркетинговых мероприятий, формы и способы деятельности на рынке, управленческие методы, анализ и т.п.
  • Этап оценки и контроля [1].

Рассмотрев основные компоненты маркетинговых технологий возникает следующий вопрос, а именно какие конкретно технологии следует использовать в целях продвижения того или иного продукта или услуги? Какими функциями они могут обладать? На какие типы их можно разделить? Для этого надо понять, какими именно маркетинговые технологии могут быть. Помочь в ответе на эти вопросы может классификация по функциональному принципу, которая делит все маркетинговые технологии на группы:

Рассмотрев основные компоненты маркетинговых технологий возникает следующий вопрос, а именно какие конкретно технологии следует использовать в целях продвижения того или иного продукта или услуги? Какими функциями они могут обладать? На какие типы их можно разделить? Для этого надо понять, какими именно маркетинговые технологии могут быть. Помочь в ответе на эти вопросы может классификация по функциональному принципу, которая делит все маркетинговые технологии на группы:

  • Длительность воздействия:
    • краткосрочные,
    • долгосрочные,
    • среднесрочные;
  • Цель использования:
    • прогноз,
    • создание модели,
    • проведение исследования,
    • написание плана,
    • разработка проекта,
    • контроль;
  • Эффективность воздействия:
    • низкая,
    • средняя,
    • высокая;
  • Конечный результат:
    • созидание,
    • разрушение,
    • инновация [1]. 

На подобное деление маркетинговых технологий влияет набор избираемых инструментов. В сфере услуг инструменты стоит выбирать с особым вниманием, потому что каждый обладает определенными плюсами, минусами и характерными особенностями. Рассмотрим наиболее распространенные инструменты.

Рекламная деятельность.

  • Цель – побуждение клиента к покупке.
  • Целевая аудитория – сегменты рынка.
  • Способ распространения – телевидение, печать, радио, наружные средства.
  • Содержание – объяснение по использованию услуги.
  • Оценка воздействия – сравнительно трудно проанализировать.

Стимулирование сбыта.

  • Цель – ускорение продажи товаров.
  • Целевая аудитория – посредники, сотрудники, потребители.
  • Способ распространения – образцы, выставки, ярмарки, конкурсы, сотрудники, брошюры.
  • Содержание – зависит от продвигаемой услуги.
  • Оценка воздействия – есть возможность частичного подсчета.

Директ-маркетинг.

  • Цель – усовершенствование коммуникационных процессов и каналов с клиентом.
  • Целевая аудитория – потенциальные клиенты.
  • Способ распространения – торговые посредники и работники организации.
  • Содержание – информация о преимуществах услуги.
  • Оценка воздействия – есть возможность легко подсчитать эффективность.

Связь с общественностью.

  • Цель – создание образа и формирование общественного мнения.
  • Целевая аудитория – общество в целом.
  • Способ распространения – СМИ, общество.
  • Содержание – информация о компании.
  • Оценка воздействия - практически невозможно [3].

Проанализировав значение понятия технология, и конкретизировав его через состав элементов касающихся сферы маркетинга и в частности маркетинга услуг, следует отметить, что информационные услуги обладают особым положением. Данное положение обусловлено тем, что информационные услуги являются как объектом, так и инструментом маркетинговых технологий. Поэтому необходимо грамотно и четко подбирать комплекс мер и действий по их продвижению.

Так же необходимо разделять информационные услуги по адресанту, то есть представлены ли услуги в сфере В2В или В2С. От этого будет зависеть комплекс элементов маркетинговых технологий. Однако, следует учитывать, что сектор В2С является связующим звеном с сектором В2в и может быть одним из каналов распространения информации. Так же следует учитывать какие именно информационные услуги оказывает компания, если например, компания оказывает услуги сотовой связи то для продвижения и информирования о предложениях вполне подойдет наружная реклама и сообщения в средствах массовой информации. Причина заключается в том, что услугами сотовой связи пользуются все люди, а не только компании.

В то же время информационными услугами справочных служб с целью размещения рекламы и информации о себе будут пользоваться компании и фирмы. В данном случае наружная реклама будет лишь дополнительным напоминанием, в то время как личная беседа во время выставки будет более результативной.

Также следует отметить, что информационная услуга может быть как объектом маркетинговых технологий, так и инструментом в одно и то же время. Например, колл центр может используя, свои же «холодные звонки» использовать для того, чтобы предложить их использование сторонним организациям, заинтересованным в прозвании потенциальных клиентов. Таким образом, маркетинговые технологии по продвижению информационных услуг используют информационные технологии, которые они же используют.

В заключении хочется отметить, что рынок информационных услуг на сегодня разнообразен и требует к себе особого внимания. Развитие форм и методов передачи информации будет оказывать в дальнейшем огромное влияние на изменение маркетинговых технологий в сфере информационных услуг.

Список литературы:

1. Алехина, Е.С. К вопросу о понятии маркетинговых технологий [Текст]: / Е.С. Алехина // Научное пространство Европы.– 2011.

2. Панкрухин, А.П. Маркетинг/ А.П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. – 4.е изд., стер. – М.: Омега.Л, 2006. – 656 с.

3. Тетенькина, О.Л. Маркетинговые технологии продвижения продуктов в сфере услуг [Текст]: / О.Л. Тетенькина // Электронный научный журнал APRIORI. Серия: Гуманитарные науки.– 2015.– №4.