Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
31.10.2015

Двигательная активность детей старшего дошкольного возраста как фактор их успешного физического развития

Баскаев Борис Алиханович
старший преподаватель кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Владикавказ, Россия
Бузоев Александр Сергеевич
старший преподаватель кафедры физического воспитания факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Владикавказ, Россия
Хубецов Алан Михайлович
старший преподаватель кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры и спорта Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова Владикавказ, Россия
Аннотация: : Общеизвестно, что успех в любой деятельности, и тем более в физическом развитии ребенка, во многом определяется характером и интенсивностью его двигательной активности. Физическое воспитание в любом возрастном периоде жизнедеятельности детей является основой их всестороннего и гармоничного развития. Фундамент здоровья каждого человека закладывается в детстве, тогда же формируются большинство важных черт личности. Детский организм чутко реагирует даже на небольшие отклонения от нормы в окружающей его среде, что связано с недостаточной функциональной сформированностью отдельных систем и органов. Связи между физическими, психофизиологическими и соматическими процессами у детей более коррелирующие, чем у взрослых. Поэтому разрешение многих педагогических проблем должно осуществляться с учетом состояния ребенка и имеющихся физических возможностей.
Ключевые слова: физическое воспитание, физтческое развитие, двигательная активность, здоровый образ жизни, физическое развитие детей дошкольного возраста.
Электронная версия
Скачать (476.7 Kb)

Одним из важнейших источников постижения окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста является активная двигательная деятельность. Здоровые и развитые дети обладают устойчивостью к переутомлению, хорошей сопротивляемостью организма к вредным условиям окружающей среды, физиологически адаптированы. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья детей, происходит их интенсивное развитие и личностное становление, формируются основные двигательные навыки и действия, осанка, а также необходимые способности и потребности, приобретаются базовые физические и психофизиологические качества, вырабатываются личностные характеристики, без которых невозможно формирование здорового образа жизни. Чем большим количеством многообразных действий и движений овладеют дети в этом возрасте, тем обширнее будут их контакты с реальной действительностью, а, следовательно, и более эффективнее условия для психического развития каждого ребенка.

К моменту устройства в школу, дети должны обладать таким набором навыков и умений физических действий, которые позволят им приспособиться к новым обстоятельствам и требованиям, предъявляемым к учебно-познавательной деятельности в современной общеобразовательной школе, помогут более успешно осваивать образовательную программу не только на первых этапах, но и на протяжении всего периода обучения, проявлять интерес к самостоятельным физическим упражнениям и, в частности, всей физкультурно-оздоровительной деятельности. Чем более хорошими физическими данными и крепким здоровьем мы наделим наших детей в детстве, тем проще им будет адаптироваться в новых социальных условиях. Немаловажно с помощью целенаправленного физического воспитания, пишет О.В. Головин, организовать процесс формирования моторики так, чтобы сгладить период беспорядочных, бессистемных движений ребенка в первые месяцы, а тем более, годы жизни и подготовить его постепенно к последующим, более координированным действиям, таким как ходить, бегать, прыгать, метать различные спортивные снаряды, плавать и т.д. [3].

Мы солидарны с мнением Ю.Ф. Курамшина, что все это подтверждает неопровержимый факт того, что физическое воспитание в русле общего развития детей старшего дошкольного возраста является одним из основных условий формирования у них ценностного отношения к своему здоровью, полноценного физического развития. Ведущее место в двигательной активности детей, как известно, принадлежит игровой деятельности [5].

Игра – это многостороннее и во многом до конца не исследованное явление, относящееся к сфере духовной, интеллектуальной, образовательной, повседневной жизни человека. Своим личностным становлением в современном обществе человек в огромной мере обязан игровой деятельности. Под игрой большинство ученых (В.М. Ведмич, Н.Н. Колесникова, И.В. Навалихина) понимают осмысленную деятельность, направленную на достижение конкретных целей [4].

В игровой деятельности зачастую выражена присущая людям потребность в творчестве и искусстве. Многообразие игровых обстоятельств ставит перед участниками игры самые разнообразные проблемы, требующие точного решения. Сам процесс решения, и непосредственно результат, приносят играющим внутреннее наслаждение и удовлетворение, вызывающие стремление вновь и вновь испытывать его.

Таким образом, игра представляет собой творческий процесс удовлетворения потребностей человека в психической, физической, духовной активности, в познавательной деятельности.

В контексте рассматриваемого подхода одним из основных средств физического развития детей, наряду с упрощенными видами спортивных упражнений и легкой гимнастикой, выступают подвижные игры, которым в структуре и содержании физического воспитания школьников должно отводиться центральное место. Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Необходимо, чтобы подвижные игры соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям детей. Посредством систематически проводимых подвижных игр развиваются способности и навыки к основным движениям, воспитываются сноровка, ловкость, быстрота реакций, легкость движений, ориентировка в пространстве и времени, выносливость и т.д. Подвижные игры создают у детей, и особенно дошкольного возраста, отличное, жизнерадостное настроение, оказывают благотворное влияние на их поведение и взаимоотношения в группе.

В жизнь ребенка разнообразные игры входят очень рано, и, как правило, остаются их ведущей деятельностью в течении долгого времени. Так, уже в первом полугодии жизни ребенка забавы с игрушками используются для совершенствования движений руками. Формы и содержание игр усложняются по мере накопления детьми двигательного опыта и развития у них двигательных способностей, и примерно до полутора лет игры приобретают обычно индивидуальный характер.

Основой стимулирования к игре на первых порах является подбор специальных пособий (мячей, обручей и т.п.) и организация соответствующих внешних условий. На данной стадии игры используются различные упражнения для обучения определенным движениям. Для развития произвольного внимания, по справедливому замечанию И.Е. Авериной [1], Ю.Ф. Никоновой [6], Е.И. Панкратьева [7] и др., необходимы игры с правилами, различными сюжетами, подвижные игры в коллективе, когда дети дошкольного возраста приобретают устойчивую привычку следовать слову взрослого и координировать свои действия в соответствии с действиями других участников игры. Формы движений в подвижных играх дошкольников первоначально несложны: элементарные варианты бега с поворотами, быстрой ходьбы, преодолением препятствий, передачей соответствующих предметов и т.д. Сюжет игр соответствует элементарным представлениям детей дошкольного возраста. Игры с более сложным сюжетом, дифференциацией ролей, переменными игровыми условиями, значительным числом правил, более многообразным кругом движений (броски в фиксированную или подвижную цель, передачи мяча, прыжки в длину, и др.), соревновательными элементами между группами, вводятся постепенно с возрастом.

В перечень средств физического развития детей старшего дошкольного возраста постепенно включают элементы упражнения, аналогичные используемым в детском спорте. Дошкольники с помощью таких упражнений получают опыт усвоения приемлемых форм движений, а в последующем втягиваются в орбиту более серьезной спортивной деятельности. Таким образом, до поступления в школу ребенок овладевает вначале упрощенными способами действий, а далее постепенно овладевает навыками начальной спортивной деятельности.

Использование перечисленных упражнений в этом возрасте подвластно, в первую очередь, оздоровительной направленности всего процесса физического воспитания, и не преследуют цели непременного подведения к будущей спортивной специализации. Тем не менее (Б.А. Баскаев, М.О. Ревазов, А.М. Хубецов), начальное освоение спортивной техники в дальнейшем может быть приложено для целенаправленной спортивной деятельности [2].

Действия играющих определяются ее сюжетом и выражают сознательные акты поведения, определенные сложившейся игровой обстановкой и избранными способами ее разрешения [8]. Деятельность играющих носит соревновательный характер и выражается в стремлении одержать достойную победу.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность творческой соревновательной деятельности между отдельными участниками игры или командами. Для разрешения той или иной игровой ситуации, играющие используют конкретные действия, получившие название игровые приемы. В зависимости от характера игры (командная или индивидуальная), эти приемы могут быть коллективными или индивидуальными. Каждый участник игры должен обладать всем многообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые игровые ситуации, с которыми в ходе игры сталкивается играющий. В часто повторяющихся ситуациях используются игровые навыки, которые представляют собой закрепленные умения выполнять безупречно игровые приемы.

Действия участников игры отличаются большим разнообразием, но в каждом из них всегда можно обнаружить две взаимосвязанные аспекты: внешний и внутренний. Под внешним аспектом следует понимать избранный способ решения игровой задачи, который имеет определенную двигательную структуру. Другим аспектом выступает комплекс психических процессов, связанных с выбором правильного разрешения игровой ситуации.

Непостоянство и широкая вариативность приемов игры – одна из самых характерных особенностей игровой деятельности старших дошкольников. Для игровой деятельности характерны многообразные взаимоотношения между участниками игры [5]. Достижение целей неизбежно предполагает сотрудничество между играющими. Следование данному условию основано на соблюдении общепринятых, нравственных норм поведения. Каждое игровое действие носит ответный характер и является результатом отражения изменений в окружающих условиях в его сознании. Стало быть, постоянный выбор оптимального решения является основным содержанием игровой деятельности.

Таким образом, игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста представляет собой особый вид творческой деятельности, который развивается и совершенствуется прежде всего в процессе взаимодействия между детьми. Его использование педагогически оправдано той ролью, которую выполняет игровая деятельность в жизни каждого человека в отдельности, и образовательного процесса в целом. Это говорит о том, что в формировании игровой деятельности, как дидактического приема, важное место принадлежит методически организованному педагогическому процессу. При этом важно, что в результате проведения игры в дошкольных группах воспитатель не только координирует действия и ход игры, но и сам активно участвует в игровой деятельности, берет на себя ответственную роль до завершения игры. Постепенно необходимость в этом снижается, и дети сами успешно начинают справляться с игровыми приемами, проявляют самостоятельность и активность.

Список литературы:

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. – M: Айрис-пресс, 2011. – 112 с.

2. Баскаев Б.А., Ревазов М.О., Хубецов А.М. Моделирование процесса формирования у подростков мотивационно-ценностного отношения к здоровому образу жизни //Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 876.

3. Головин О.В. Двигательная активность дошкольников: учебное пособие. – Новосибирск: ГЦРО, 2009. – 304 с.

4. Колесникова Н.Н. Организация развивающей оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие /Н.Н. Колесникова, В.М. Ведмич, И.В. Навалихина. – Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет. 2006. 134 с.

5. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. – М.: «Советский спорт», 2007. – 312 с.

6. Никонова Ю.Ф. Двигательная активность – средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни http://festival.1september.ru/articles/571592/ (дата обращения 20.10. 2015)

7. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста //Теория и практика физической культуры. 2005. – № 11. – С.13 - 15.

8. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть 1. – М. «Советский спорт», 2004. – 259 с.