Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
08.11.2015

Товаровед – гарант качества и безопасности пищевой продукции на потребительском рынке

Егорова Рита Рифовна
старший преподаватель кафедры коммерции и предпринимательства Институт управления и безопасности предпринимательства, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет» г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы безопасности и качества пищевой продукции, повышения роли товароведов как специалистов, предотвращающих попадание фальсифицированной пищевой продукции на потребительский рынок страны.
Ключевые слова: безопасность пищевой продукции, качество пищевой продукции, товаровед
Электронная версия
Скачать (478.5 Kb)

СФЕРА РЫНКА – ЭТО СФЕРА СОВЕСТИ,
О КОТОРОЙ ЗАБЫВАЮТ, ЕСЛИ РЕЧЬ
ИДЕТ О НАЖИВЕ
А. СМИТ

На встрече Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), состоявшейся в августе нынешнего года, рассматривались вопросы механизмов системного взаимодействия Роспотребнадзора и АКОРТ для обеспечения населения качественной и безопасной продукцией в рамках создания национальной системы управления качеством пищевой продукции [6].

Эффективная работа такой системы зависит от государственного регулирования вопросов обеспечения безопасности и качества пищевой продукции, наличия грамотных специалистов на всем пути товародвижения, начиная от производства и заканчивая реализацией.

Основой такой системы являются законы и подзаконные акты. В 1992 году был принят закон «О защите прав потребителей», который до настоящего времени является одним из самых эффективных не только в России, но и в Европе, поскольку большая часть статей имеют прямое действие [3, с. 2].

Поэтому каждый год потребители в судах выигрывают десятки тысяч дел. Но каждый судебный процесс требует затрат и времени, душевных сил, переживаний, не говоря об оплате судебного процесса. Может, есть другой путь, который позволяет ликвидировать не последствия попадания фальсификатов на потребительский рынок, но саму эту вероятность. Были времена, когда некачественные потребительские товары (речь идет о пищевых продуктах) были редкостью в торговле. Возникает впечатление, что в большей части оптовых и розничных торговых предприятий «потерялись» товароведы.

Товаровед – специалист, одной из обязательных функций которого является идентификация и оценка качества поступающих в торговое предприятие продовольственных товаров. В ходе приемки товаровед использует указанную в товарно-сопроводительной документации (товарно-транспортной накладной, сертификате соответствия или декларации о соответствии, удостоверении качества) информацию о товарах, соотносит ее с требованиями нормативно-технических документов: технических регламентов, ГОСТов, ТУ, заключенных договоров и других документов.

В сущности, никто эту функцию не отменял, но в условиях, когда каждый участник экономических отношений старается получить максимальную прибыль с минимальными затратами, товаровед, особенно в частных торговых предприятиях, превратился в приемщика товаров, которого интересует только количественное соответствие партии товара товарно-сопроводительному документу. Попробуй предъяви претензию поставщику, как возникнут проблемы с владельцем торгового предприятия, которого интересуют в основном закупочные цены, как следствие – поиск новой работы.

Отсюда обилие некачественных или фальсифицированных, иногда и опасных пищевых товаров на потребительском рынке. По результатам исследований, проведенных специалистами «Ростеста», более 80 % взятых на тестирование продуктов питания вместо тарелки должны попасть в мусорное ведро. Закупки проводились в 30 магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. До 70 % продукта, маркированного производителями как коровье сливочное масло, на самом деле является фальсификатом, поскольку наполовину состоит из растительных жиров [7].

Конечно, в некоторых случаях обнаружить некачественный или фальсифицированный товар товароведу магазина не представляется возможным, требуются специальные анализы для идентификации жировой фазы масла коровьего сливочного. Но в рассмотренных выше случаях присутствовала и документальная фальсификация:

  • в 70 % случаев отсутствовали сертификаты соответствия или декларации о соответствии;
  • в 80 % случаев отсутствовали санитарно-эпидемиологические заключения на скоропортящуюся продукцию;
  • неоднократно производилась приемка по подложным документам [7].

Любой торговый работник знает, что при поступлении товаров первой проводится документальная приемка. Причиной документальной фальсификации пищевых продуктов может быть отсутствие квалификации у товароведа или заведомое нарушение правил торговли этим же товароведом по принципу «авось, пройдет!». По своему потребительскому опыту вынуждена сказать: «Проходит!» И тому примеров множество. Почти у каждого ритейлера или несетевого розничного продавца Уфы можно купить фальсифицированное масло коровье сливочное. Как правило, подделка в глаза не бросается, обнаруживаешь ее уже дома.

По ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» консистенция и внешний вид на срезе должна быть плотной, пластичной, однородной [1, с. 22].

Стоит вскрыть и разделить брикет масла, на срезе видны вкрапления другого цвета. Что подмешано производителем или фасовщиком, может установить только анализ фальсификации жировой фазы масла из коровьего молока жирами немолочного происхождения.

Помимо качественной фальсификации, встречается и информационная – истек срок годности, или указан популярный у населения производитель продукта.

Интересный случай пришлось наблюдать в одном из гипермаркетов Уфы. На охлаждаемой горке среди различных брикетов масла были выложены два наименования сливочного масла одного производителя, одной массы, одного состава, с одинаковой массовой долей молочного жира. Различались они цветом упаковочной фольги и ценой. Для разрешения этой загадки были куплены образцы сливочного масла и проведено небольшое исследование. Прежде чем изложить его результаты, следует обратиться к нормативным документам, регламентирующим качество, безопасность и информацию по пищевым продуктам.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона «О защите прав потребителей» указывается: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора» [3, с.5].

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (гл.1, ст. 5, п. 1) содержит аналогичное требование:

«Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг» [4].

Согласно Закону «О защите прав потребителей» «информация… доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг)», [3, с. 7].

Масло коровье сливочное, расфасованное в потребительскую тару и реализуемое на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должно иметь маркировку, соответствующую требованиям Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» и Технического регламента таможенного Союза ТР ТС 022/2011.

Технический регламент на молоко и молочную продукцию допускает «идентификацию с целью установления соответствия данной продукции сведениям, содержащимся в информации для потребителей» [5, с. 46].

Идентификацию молока и продуктов его переработки проводят…юридические или физические лица в инициативном порядке при необходимости установления соответствия этих продуктов предоставленной о них информации, а также при возникновении сомнений в достоверности такой информации…

«В качестве описаний молока и продуктов его переработки могут быть использованы …национальные стандарты, …информация на этикетках потребительских упаковок…».

«При необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки проводятся их исследования (испытания):

- жирнокислотный состав жировой фазы (ст. 25) [5].

При проведении идентификации продуктов переработки молока применяются …органолептические показатели (ст. 26) [5].

Молоко и продукты его переработки в случае, если содержащаяся в сопровождающих их документах и на этикетках информация о них не соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным настоящим Федеральным законом, или является недостоверной, признаются фальсифицированными и подлежат принудительному отзыву» (ст. 24).

Изучение маркировки не дало ответа на вопрос, как при совершенно одинаковых потребительских характеристиках масло имеет разную цену. Невозможно, чтобы оформление упаковки в синий или желтый цвет дало разницу в 60%.

При сравнении характеристик органолептических показателей масла, указанных в ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия», с характеристиками органолептических показателей приобретенных образцов, оказалось, что образец масла коровьего сливочного, упакованного в фольгу синего цвета, не соответствует требованиям стандарта по консистенции и цвету. Можно предположить, что производитель предложил фальсификат.

В данном случае уместно вспомнить положения стандартов на масло коровье сливочное и маргарины. По пункту 7.3. ГОСТ Р 52253-2004 «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия» показатели масла определяют органолептически и визуально при температуре продукта (12±2) ºС. В пункте 5.2.4 ГОСТ Р52178-2003 «Маргарины. Общие технические условия» консистенцию и внешний вид твердого маргарина определяют при температуре (20±2) ºС [2, с. 7]. Косвенное доказательство, возможное в бытовых условиях – сравнение плавления приобретенных образцов масла при комнатной температуре. Предварительно образцы были помещены в холодильник с температурой +4ºС. Конечно, быстрее начал таять образец масла в фольге с желто-серебристым фоном. Время до начала его плавления – 25 минут, у первого образца грани брикета оставались четкими, не подтаявшими. Потребовалось 45 минут, чтобы появились первые признаки плавления у образца № 1.

К сожалению, провести определение термоустойчивости или фальсификации жировой фазы масла жирами немолочного происхождения (п.7.4 и п. 5.1.7 ГОСТ Р 52253) в условиях лаборатории нашего учебного заведения не было.

Суть не в том, чтобы, определив и эти физико-химические показатели, далее обратиться в суд или в орган по защите прав потребителей. И то, и другое, как отмечалось выше, требует затрат различного характера. Давайте восстановим работу товароведов в полном объеме. Ведь именно так можно избежать большого количества неприятных ситуаций, связанных с вопросами качества и безопасности потребительских товаров и услуг.

В 2007 году был утвержден и введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции». Во введении к стандарту к участникам цепи создания пищевой продукции отнесены организации, занимающиеся производством кормов, первичным производством, непосредственным производством пищевой продукции, транспортированием и хранением, а также субподрядчики, осуществляющие розничную торговлю пищевой продукцией и обслуживание торговых точек [5, с.2].

Остается надеяться, что этот стандарт поднимет статус товароведов и положит конец длительному периоду времени, когда их роль в торговых организациях была сведена к нулю.

Список литературы:

1. «Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия. ГОСТ Р 52253-2004» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.03.2004 № 165-ст) (ред. от 25.12.2008)

2. «Маргарины. Общие технические условия. ГОСТ Р 52178-2003» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29.12.2003 № 408-ст) (ред. от 18.12.2008)

3. Федеральный Закон от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 13.07.2015) «О защите прав потребителей».

4. Федеральный Закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

5. Федеральный Закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».

6. http://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=4093

7. http://www.rostest.ru/publish/detail.php?ELEMENT_ID=8995