Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
15.11.2015

Новый курс в российской переселенческой политике (закон 6 июня 1904 г.)

Крайнова Анна Евгеньевна
аспирант 1 курса кафедры права Института управления и безопасности предпринимательства, Башкирский государственный университет г. Уфа, Российская Федерация
Аннотация: В статье раскрывается проблематика реализации аграрной реформы в начале XX в. Особое внимание уделяется рассмотрению закона, принятого 6 июня 1904 г., ознаменовавшего собой начало нового этапа в переселенческой политике Российской империи, известного в истории под названием столыпинская аграрная реформа.
Ключевые слова: аграрная реформа, переселенческая политика, разрушение общины
Электронная версия
Скачать (442.9 Kb)

Аграрная реформа П.А. Столыпина – комплекс мер российского правительства в области сельского хозяйства в 1906-1911 гг. для решения аграрного вопроса. Реформа предполагала оптимизацию крестьянских хозяйств за счет ликвидации чересполосицы, передачу наделов в собственность крестьян, упразднение общины как коллективного собственника земли.

Реализация столыпинской аграрной реформы была невозможна без решения вопроса о порядке переселения крестьян. Следует сказать, что миграционная политика царского правительства вплоть до начала XX в. была последовательной. Власти то разрешали, то запрещало переселение крестьян. Во многом это объяснялось проблемами устройства на новых территориях. Противоречия в действиях правительства оказали влияние на количество перемещавшихся: мощность переселенческих потоков то увеличивалась, то уменьшалась. Так, по официальным данным, через Челябинский переселенческий пункт прошло: в 1897 г. –
67653 человека, 1898 г. – 14423, 1899 – 163596, 1900 – 161457, 1901 – 83319
[2, с. 27].

Основным направлением переселенческой политики российских властей до начала подготовки столыпинской аграрной реформы оставались районы Сибири. Эта особенность отражалась в действовавших в тот период законодательных актах.

В соответствии с законом от 8 июня 1901 г. «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири», продажа земли предполагалась лицам разных сословий. Также предусматривалась льготная аренда, но разрешалась она только дворянам на срок 99 лет с последующим выкупом земельных участков с рассрочкой платежей на 37 лет. Для дворянских хозяйств предполагалось использование запасных участков, которые должны были чередоваться с переселенческими и старожильческими наделами.

В начале 1902 г. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте было созвано «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Итогом его работы стало опубликование нового закона о переселенцах от 6 июня 1904 г. под названием «Временные правила о добровольном переселении сельских обывателей и мещан-земледельцев». Этот законодательный акт в корне отличался от предыдущих своими положениями: отменялась круговая порука и разрешалась продажа земельных наделов на местах выхода. Также в законе говорится о добровольном переселении. М. Никитин в своей работе «Основные моменты колонизации Башкирии» отмечал, что в 1904 г. переселение признавалось юридически свободным, но закон еще подразделял самих переселенцев на поощряемых и не поощряемых, относя к первым только малоземельных или вовсе безземельных [3, с. 81].

После принятия закона от 6 июня 1904 г. упростился механизм получения разрешения на переселение, вводились дополнительные поощрительные меры. Так, например, предоставлялась льгота на передвижение на железнодорожном и водном транспортах. Ходоки предварительно высылались в места возможного заселения для оформления проходного свидетельства и должны были предъявить в старое общество приемный приговор, в котором указывались закрепленные за ними участки на новом месте жительства. Оставленным участком распоряжалось общество, но только с согласия семьи, при этом отъезжающей семье предусматривалась компенсация в виде вознаграждения, размер которой определялся по обоюдному согласию. Крестьяне-переселенцы, как отдельные домохозяева, имели право затребовать причитающуюся им часть земли и заняться как индивидуальной, так и хуторской формами землевладения. Это отвечало стремлениям С.Ю. Витте ликвидировать крестьянскую общину, и было важной составной частью его аграрной программы. Он писал: «Общинное владение – есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм – в индивидуальную собственность; если же этот процесс задерживается, и в особенности искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреют» [1, с. 492-493]. Кроме того, в законе предусматривалось списание с переселенцев недоимки в казенных сборах, на новом месте они освобождались от государственных и земских платежей на пятилетний срок, а в последующие 5 лет пользовались 50%-ми льготами. Также переселенцам выдавались ссуды как путевые, так и на домообзаведение, а для хозяйственных нужд строительный лес отпускался безвозмездно.

Итогом работы «Особого совещания» также стало опубликование Правил образования переселенческих участков в юго-восточных губерниях Европейской России от 7 июня 1904 г. В них указывалось, что создаваемые переселенческие участки в первые два года предназначались только для переселения местных безземельных и малоземельных крестьян, а в последующие – для переселенцев из других губерний. В Оренбургской губернии было создан 131 переселенческий участок, а в Уфимской губернии образование переселенческих участков развития не получило. Созданные комиссии, по итогам размежевания башкирских земель в 1905 г., определили в Уфимской и Оренбургской губерниях излишние, выделенные в запас, свободные башкирские земли в количестве 1 млн. 300 тыс. десятин. Помимо этого, создавался фонд казенных земель, в основном в Челябинском и Оренбургском уездах Оренбургской губернии, где выделялось 72530 десятин [4, с. 126-136].

Таким образом, закон от 6 июня 1904 г., а также Правила образования переселенческих участков в юго-восточных губерниях Европейской России от 7 июня 1904 г. обозначили новую веху в переселенческом вопросе. В них были сосредоточены положения с учетом новых экономических и внутриполитических изменений в государстве. Практическое претворение вышеназванных законодательных актов началось в 1906 г.

Список литературы:

1. Витте С.Ю. Воспоминания: в 3 т. / С.Ю. Витте. – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1960. – Т. 2: Царствование Николая II. – 1960. – 638 С.

2. Молощенков А.Н. Миграция украинского населения на Южный Урал в первой четверти XX в. // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009.– № 23 (161). – История.

Выпуск 33. – С.26-32.

3. Никитин Н. Основные моменты колонизации Башкирии // Хозяйство Башкирии. – 1928. – № 6-7. – С. 73-85.

4. Утягулов М.М. Переселенческая политика царизма в Башкирии во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. … канд. ист. наук. – Уфа, 2005. – 209 С.