Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.11.2015

Перспективные направления бюджетной политики как фактор стабилизации социально-экономического развития России

Титоренко Алина Александровна
студентка финансово-экономический факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье выделены основные цели и задачи,  перспективные направления бюджетной политики Российской Федерации, рассмотрены основные подходы к формированию федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на плановый период 2015-2016 гг.
Ключевые слова: бюджетная политика, доходы бюджета, расходы бюджета, проект федерального бюджета, социально-экономическое развитие
Электронная версия
Скачать (511.7 Kb)

Бюджетная политика – главный инструмент проведения социально-экономической политики государства. Это рычаг, с помощью которого правительство оказывает воздействие на весь процесс производства и распределения финансовых и производственных ресурсов в стране.

Бюджетная политика призвана способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны. Таким образом, под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Экономика России в 2014 – 2015гг. столкнулась с серьезными испытаниями. Единовременно действуют такие факторы, как высокая инфляция, стагнация, сильнейшая девальвация, отток капитала, падение цен на нефть, резкое снижение привлекательности фондового рынка. Слабость современной бюджетной системы Российской Федерации очевидна, в условиях экономического кризиса.

Выделим основные направления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2014-2016 гг. К данным направлениям относятся: сохранение макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация действующих расходных обязательств, перераспределение бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений государственной политики, переход к формированию и исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе государственных (муниципальных) программ, проведение структурных реформ. [1]

Эти направления являются базовыми для создания условий повышения темпов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

В соответствии с прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2015 и 2016 гг. ожидается замедление темпов роста экономики по сравнению с прогнозами на 2013-2015 гг. Риски доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, непосредственно могут быть связаны с финансово-экономической нестабильностью в России и ухудшением финансового положения стран Евросоюза.

Бюджетное послание выделяет важную задачу - повышение роли бюджетной политики для поддержки экономического роста, включая увеличение доли расходов, которая дает наибольший экономический эффект для роста экономики и социального развития. [2]

В соответствии с проектом федерального бюджета и оценками показателей других проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2014-2016 гг. расходы на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт, социальную политику составляют более 57% суммарных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поддерживать экономический рост обеспечивает совершенствование налоговой системы. В 2014-2016 годах планируется реализовать ряд мер налогового стимулирования, в том числе направленных на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала, упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях, а также общее совершенствование налогового администрирования.

В целях повышения влияния бюджетной и налоговой политики на стимулирование экономического роста в 2014-2016 гг. планируется инвестировать часть средств Фонда национального благосостояния (на возвратной основе) в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов.

При формировании проекта федерального бюджета реализован «бюджетный маневр», предусматривающий оптимизацию действующих расходных обязательств и перераспределению высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики.

В 2014 – 2016 гг. в рамках оптимизации действующих расходных обязательств будет реализован комплекс мер по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета Пенсионного фонда и сокращению его зависимости от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

В проекте федерального бюджета в полном объеме обеспечивается реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в том числе за счет дополнительных бюджетных ассигнований на:

- повышение оплаты труда в сфере образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, науки, с учетом дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации;

- повышение размера стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов;

- увеличение объемов финансирования государственных научных фондов;

- сохранение и развитие российской культуры;

- внесение имущественного взноса в Фонд ЖКХ, включая средства на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов;

- ускорение социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока;

- софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

- ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции;

- увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Особое внимание будет уделено совершенствованию оплаты труда в бюджетном секторе, в том числе с использованием государственных заданий и нормативов их финансового обеспечения.

Таким образом, при формировании проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» реализованы основные положения Бюджетного послания, определяющие задачи бюджетной политики, на среднесрочную перспективу.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на плановый период 2015 – 2016 гг. характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП (таблица 1). 

Таблица 1. Прогноз основных параметров бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации [5]

Показатель

2013

2014

2015

2016

млрд. рублей

в % ВВП

млрд. рублей

в % ВВП

млрд. рублей

в % ВВП

млрд. рублей

в % ВВП

бюджетная система, всего

доходы*

24 147,8

35,7

26 190,2

35,7

28 268,1

35,5

30 945,8

35,6

расходы*

24 927,3

36,9

26 928,6

36,7

29 146,5

36,6

31 230,0

36,0

дефицит/профицит

-779,4

-1,2

-738,4

-1,0

-878,5

-1,1

-284,2

-0,3

федеральный бюджет

доходы

12 898,1

19,1

13 570,5

18,5

14 564,9

18,3

15 905,7

18,3

расходы

13 455,9

19,9

13 960,1

19,0

15 361,5

19,3

16 392,2

18,9

дефицит/профицит

-557,8

-0,8

-389,6

-0,5

-796,6

-1,0

-486,5

-0,6

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

доходы

8 209,3

12,1

8 892,7

12,1

9 570,8

12,0

10 383,0

12,0

расходы

8 669,4

12,8

9 115,2

12,4

9 766,6

12,3

10 483,8

12,1

дефицит/профицит

-460,1

-0,7

-222,5

-0,3

-195,8

-0,2

-100,8

-0,1

бюджеты государственных внебюджетных фондов

доходы

7 973,9

11,8

8 076,1

11,0

9 132,0

11,5

9 891,9

11,4

расходы

7 735,5

11,4

8 202,4

11,2

9 018,1

11,3

9 588,8

11,0

дефицит/профицит

238,4

0,4

-126,3

-0,2

113,9

0,1

303,1

0,3

*без учета межбюджетных трансфертов

В первую очередь, эти изменения связаны с сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации при повышении доли собственных доходов соответствующих бюджетов.

Как говорилось ранее, в целом доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг (то есть, социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт), составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации. Наибольший объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (более 1/3 от общего объема расходов) будет направляться на цели социальной политики. Динамика расходов на социальную политику в период с 2014 – 2016 гг. в значительной мере определяется мерами по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Второе место по объему расходов занимает раздел «Национальная экономика», который включает, в том числе расходы на развитие инфраструктуры и поддержку экономического роста. При этом расходы на дорожное хозяйство, включенные в состав данного раздела, 2014-2016 гг. будут превышать 4% от общего объема расходов. Необходимость решения задач по модернизации Вооруженных Сил и укреплению обороноспособности страны обусловливает рост доли раздела «Национальная оборона». Суммарные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» не претерпят существенных изменений. Претерпит уменьшение расходов федерального бюджета в общем объеме бюджетных расходов раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство». В 2014-2016 гг. совокупные расходы бюджетов бюджетной системы на образование будут составлять 4,1-4,2% ВВП, при прогнозируемом их росте в реальном выражении. Уменьшение доли расходов федерального бюджета на образование вызвано тем, что основные полномочия по образованию сосредоточены на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Общий объем расходов бюджетов бюджетной системы по разделу «Культура и кинематография» за период с 2013-2016 гг. существенно не изменяется. Основной тенденцией по разделу «Здравоохранение» является увеличение общего объема расходов на здравоохранение за счет всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с одновременным повышением роли системы обязательного медицинского страхования.

В целом в условиях относительной стабильности структуры расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации возрастает значение структурных реформ, обеспечивающих повышение эффективности бюджетных расходов. [5]

Основные подходы к формированию федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов зависят от нескольких показателей.

Цена на нефть марки «Юралс» в 2014 году предполагалась 101 долл./барр., однако превысила ожидания и составила 108,3 долл./барр., в 2015-2016 годах планировалась 100 долл./барр., однако на момент 2015 года цена на нефть практически в 2 раза меньше прогнозов.

Объем ВВП по оценкам Минэкономразвития России в 2014-2016гг. темпы прироста ВВП должны были увеличиться незначительно и составить от 3,0 до 3,3%, однако в 2015 году экономика России испытала проблемы: низкие цены на нефть и сохранение экономических санкций. За январь-март 2015 года ВВП страны снизился на 1,9 %. [6]

В 2014-2016гг. по прогнозам темпы прироста инвестиций в основной капитал в среднем составят 5,2% в год, что также ниже параметров прогноза, положенного в основу формирования федерального бюджета на 2013-2015 годы. Однако обвал инвестиций в 2015 году произошел почти в 25%. [7]

Из-за снижения цен на нефть экспорт товаров в 2014-2015 гг. ниже, чем в 2013 году, и только в 2016 году намечается превышение показателя. Импорт товаров так же снизится приблизительно на 40%, под влиянием санкций и ответных мер от России. [8]

Рост потребительских цен в 2015 году по сравнению с 2014 годом значителен, однако на данный момент индекс потребительских цен стабильно держится отметки в пределах 100,4. [9]

Прибыль организаций по сравнению с прошлыми годами значительно уменьшилась, но в 2014 году и 2015 году относительно стабильна. И такой же прогноз намечается на 2016-2017гг. [10]

Фонд заработной платы в соответствии с базовым вариантом прогноза в 2014 году составит 1,4%, в 2015 году - 1,9%, в 2016 году - 2,9%. [11]

Таким образом, в целом макроэкономические параметры ухудшают условия сбалансированности федерального бюджета по сравнению с показателями, принятыми за основу при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014-2015гг.

В условиях сокращения доходов федерального бюджета по сравнению с ранее утвержденными объемами применение «бюджетных правил» обеспечивает поддержание в 2014-2015гг. утвержденного объема расходов за счет использования дополнительных нефтегазовых доходов при их направлении в 2016 году в полном объеме в Резервный фонд и сокращении не нефтегазового дефицита до 8,4%.

Несмотря на сокращение доходов федерального бюджета по сравнению с ранее утвержденными параметрами, прирост объема расходов федерального бюджета в 2015 году по сравнению с предыдущим годом 1 401,4 млрд. рублей (10,0%), в 2016 году – 1 030,7 млрд. рублей (6,7%). В реальном выражении расходы федерального бюджета в 2015 и 2016 годах вырастут на 5,3% и 2,1% соответственно. [5]

В условиях объективно обусловленного снижения общего объема расходов по отношению к ВВП, в 2016 году общий объем расходов федерального бюджета превысит объем расходов 2013 года на 3 004,9 млрд. рублей, на 22,4%. [5]

Возобновление роста Резервного фонда прогнозируется только в 2016 году, однако это позволит лишь восстановить накопленный объем Фонда по отношению к ВВП, прогнозируемый на конец 2013 года.

Соответственно, в 2014-2016 гг. не прогнозируется пополнение Фонда национального благосостояния, что приведет к сокращению его объема по отношению к ВВП.

«Чистое» привлечение денежных средств на мировом финансовом рынке в 2015 году предполагается на уровне 109,6 млрд. рублей, в 2016 году – 194,2 млрд. рублей. Соответственно, прогнозируется некоторый рост государственного долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание.

Как отмечено в Бюджетном послании, одной из ключевых государственных задач в сфере бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.

Формирование бюджетной политики Российской Федерации на 2015-2016 гг. построено на результатах, достигнутых государством по итогам реализации бюджетной политики страны до 2014 года. Основными приоритетами государства до 2014 года являлись вопросы оптимального распределения бюджетных средств; обеспечения сбалансированности бюджетов; создания и функционирования "Бюджета для граждан", Единого портала бюджетной системы Российской Федерации; построения бюджетов на среднесрочной основе с учетом приоритетных государственных программ; оптимизации налоговой системы; повышения качества и результативности процессов управления государственными ресурсами; введения ряда мер, способствующих увеличению ликвидности и улучшению инфраструктуры российского долгового рынка [4].

Бюджетная политика Российской Федерации, формируемая на период 2014-2016 гг., была основана на объективных факторах: неустойчивой внешней конъюнктуре и серьезных внутренних дисбалансирующих факторах, что вызвало снижение устойчивости бюджета государства, и было отражено в менее позитивных прогнозах бюджетных показателей, чем в предыдущие периоды [3]. Реализация бюджетной политики в 2015 – 2016гг. также осуществляется в сложных экономических условиях.[4]

К основным макроэкономическим и бюджетным рискам следует отнести всесторонние последствия геополитической напряженности; риски недополучения выгод в различных секторах экономики в связи с введением ряда санкций в отношении отдельных отраслей экономики государства; продолжающийся отток капитала, способствующий росту инфляции, снижению курса национальной валюты, сокращению инвестиций. [12]

Основные цели бюджетной политики России неизменны: обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых в данном временном периоде обязательств.

Экономическое положение России в 2014 – 2015 гг. можно охарактеризовать как неустойчивое. Возможно, формирование бюджетной политики на очередной плановый период, 2016-2017 гг., будет сопряжено с еще более жесткими экономическими условиями, и потребуется формирование совершенно нового механизма функционирования государственных финансов, процессов формирования и использования бюджетных ресурсов. [13].

В 2014 году и периоде 2015 – 2016гг. стали реализовываться меры, направленные на повышение эффективности и прозрачности бюджетной политики. Формирование федерального бюджета осуществляется на основе государственных программ Российской Федерации, позволяющих на качественно новом уровне планировать соответствующие расходы, и «увязать» соответствующие расходы и иные государственные ресурсы с конкретными планируемыми к достижению показателями (индикаторами). Решение указанных задач создает необходимые условия для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ, усиления роли бюджетной политики для поддержки экономического роста.

Список литературы:

1. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minfin.ru/ (дата обращения: 27.10.2015)

2. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник – М.: ТК Велби, 2004.

3. Евдокимова Ю.В. Анализ основных направлений и параметров бюджетной политики РФ на 2014-2016 гг. Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Экономика. 2013. № 3 (24). С. 83-90.

4. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. Информационно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165592/?frame=5 (дата обращения 15.10.2015).

5. Информация Минфина России от 18 июля 2013 г. "Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".

6. Экономика России. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_России (дата обращения: 27.10.2015).

7. Обвал инвестиций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/15/01/2015/54b7f2379a794711daacc12a (дата обращения: 27.10.2015)

8. Россия снизит импорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150305/1051068114.html (дата обращения: 27.10.2015).

9. Информационно-правовое обеспечение. Гарант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/149900/ (дата обращения: 27.10.2015).

10. Показатели для расчета прогноза социально-экономического развития России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mykizner.ru/city/economies/files/prognoz_SER_2015_2017.pdf (дата обращения: 27.10.2015)

11. Темпы роста заработной платы в Российской Федерации и США. Сравнительный анализ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/16155 (дата обращения: 27.10.2015)

12. Ковалева Т. М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. Учебное пособие / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин. – М.: КноРус, 2006 г.

13. Евдокимова Ю.В. Обзор основных направлений бюджетной политики Российской Федерации на 2015-2017 годы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2015/04/7622 (дата обращения: 15.10.2015).

14. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.

15. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

16. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

17. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

18. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

19. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

20. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

21. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

22. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

23. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

24. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

25. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.

26. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

27. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54. 

Подготовлено с учетом рекомендаций научного руководителя: к.э.н., доц. кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ Морковкин Д.Е.