Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.11.2015

Начальное изучение наречия как части речи

Баскаева Жанна Хасанбековна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования, психолого-педагогический факультет, Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова, г. Владикавказ, Россия
Малдзигова Теона Автандиловна
Студентка 2 курса психолого-педагогического факультета, Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова, г. Владикавказ, Россия
Аннотация: В статье представлена поэтапная система обучения наречию как части речи младших школьников на уроках русского языка. Рассмотрены лингвистические основы данной методической системы: учет специфических грамматических признаков наречий, их типологии, а также подгрупп внутри выделенных семантических классов.
Ключевые слова: наречие как единица языка и речи, качественные и обстоятельственные наречия, поэтапная система обучения наречию младших школьников
Электронная версия
Скачать (475.9 Kb)

В процессе обучения русскому языку в начальных классах необходимо обогатить конкретные представления детей об окружающей действительности. Основными явлениями действительности являются предметы как производители действия и носители состояния, а также различные процессы, которые происходят с предметами. Вместе с тем окружающая действительность содержит признаковые явления, которые являются вторичными по отношению к предметам и действиям, но выполняют важную функцию уточнения основных явлений действительности. В процессе обучения необходимо сформировать представления детей о главных понятиях через изучение существительного и глагола, а также о второстепенных признаковых понятиях – прилагательных и наречиях.

Таким образом, важную часть словарного состава языка, как и лексического запаса отдельного человека, составляют наречия. Слова данного лексико-грамматического разряда уточняют действие, выраженное глаголом, определяя признак данного действия, придавая ему яркий образ. Поэтому для точной характеристики действия необходимо иметь в словарном запасе значительное количество слов-наречий и уметь правильно употреблять их в речи.

Наблюдения за устной речью младших школьников, проведенные нами на уроках и во внеурочное время, показали, что в силу своей подвижности во всех видах деятельности дети часто употребляют глаголы в собственных высказываниях. Кроме того, учащимся начальных классов свойственна конкретность в передаче ощущений, высокая экспрессия, которые выражаются с помощью наречий как слов, обозначающих признак действия, т. е. уточняющих глаголы. Однако ограниченный словарный запас, недостаточно развитая речь приводят к тому, что потребность реализуется примитивно, часто с нарушениями языковых норм и правил культуры речи.

Логично было бы предположить, что школьное обучение предусматривает обогащение речи учащихся начальных классов наречиями, но программы, учебники, реальная педагогическая практика, к сожалению, не подтверждают этого предположения. Наречия, используемые детьми в речи, зачастую не являются заслугой школы, а появляются в лексиконе ребенка в процессе внеурочной деятельности. Причем речевая среда, в которую попадают дети вне школы, далеко не всегда бывает благоприятной. Этим объясняется появление в их словарном запасе наречий-жаргонизмов таких, как «классно», «клёво» и многих других.

Бедность словаря младших школьников проявляется и в том, что они не умеют использовать наречия в своих творческих письменных работах. В начальных классах письменная речь только начинает складываться, на нее оказывает сильное влияние устная форма речи. Младшие школьники опасаются употреблять в своих сочинениях наречия, т. к. не знают их правильного написания, роли в предложении и тексте. Поэтому только специальное, практически ориентированное обучение на уроках русского языка поможет обогатить лексикон учащихся начальных классов словами, обозначающими признак действия, что будет способствовать развитию речи и повышению речевой культуры младших школьников. Изучение наречия в начальной школе позволит расширить понятийный аппарат младших школьников и более полно представить морфологическую систему русского языка, а также сформировать механизм распространения предложения второстепенными членами, показать особенности функционирования наречия в тексте.

Предпринятый нами анализ основных действующих программ и учебных комплектов по русскому языку для начальной школы выявил недостатки в обучении наречию. Так, тема «Наречие» как самостоятельная имеется не во всех программах, объем информации о данной части речи, предлагаемый младшим школьникам, также различен. Кроме того, учителя часто испытывают трудности в работе над рассматриваемым лексико-грамматическим разрядом слов, потому что за тридцать лет отсутствия в программе начальной школы этой темы во многом утерян методический опыт ее изучения. Таким образом, в настоящее время существует насущная необходимость скорректировать программы и учебники по русскому языку для начальной школы в разделе «Части речи» с целью активизации работы над наречием.

Рассмотрим, прежде всего, лингвистические предпосылки построения эффективной работы над русским наречием в начальной школе.

В современном языкознании проблема определения наречия как части речи не имеет однозначного решения. К данному вопросу в разное время обращались такие выдающиеся лингвисты, как В.В. Виноградов, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, А.А. Потебня, Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба и др. В методических целях, на наш взгляд, наиболее оправданно использование традиционного подхода, в соответствии с которым наречие относится к словам с признаковым значением. Важно отметить также непроцессуальный характер признака, обозначаемого наречием. Итак, наречием называется часть речи, «обозначающая непроцессуальный признак действия, предмета или другого непроцессуального признака – качества либо свойства...» [6, с.703].

Семантика статического признака сближает наречные слова с именами прилагательными. Однако специфика наречий заключается в следующем:

1) они обозначают опосредованные признаки, то есть признаки других признаковых слов;

2) наречия преимущественно примыкают к глаголам.

В связи с этим интересны статистические данные которые приводит Е.М. Галкина-Федорук в книге «Наречие в современном русском языке»: 78% наречий определяют глагол и только 22% – другие части речи [4, с. 59].

Традиционно наречия подразделяются на два основных семантических класса:

1) определительные, или качественные;

2) обстоятельственные [3, с. 306].

Определительные (качественные) наречия вносят дополнительные оттенки в значения определяемых ими слов (громко, медленно, красиво). Обстоятельственные наречия обозначают внешний по отношению к его носителю признак, а именно место (здесь, вдали), условия и цель (в насмешку), время (вчера, зимой), причину (сгоряча), способ действия (наизусть, устно), степень проявления действия или признака (очень, редко). Что касается количественных характеристик указанных классов наречий, то, по данным «Большого академического словаря русского языка», качественных наречий приблизительно шесть тысяч и их состав продолжает активно пополняться. Наречий обстоятельственных всего около 250, их количество устойчиво [2]. Однако, несмотря на небольшое количество в современном русском языке, обстоятельственные наречия передают в речи содержательно важные элементы, такие, без которых не был бы сообщен минимум необходимой информации. Качественные наречия, напротив, вносят добавочные оттенки в семантику определяемых ими слов.

Рассматриваемая часть речи характеризуется разнообразием синтаксических функций. Как известно, для наречий наиболее типична роль обстоятельства, значительно реже – сказуемого или несогласованного определения.

Таким образом, анализ современных лингвистических источников дает основания сделать обобщение о специфических признаках наречий. Во-первых, наречие относится к словам с признаковой семантикой, но, в отличие от них, обозначает вторичные признаки, признаки признаков. Во-вторых, наречия являются преимущественно неизменяемыми словами (исключение составляют наречия, имеющие степени сравнения). В-третьих, слова данной части речи выполняют определенные синтаксические функции. Как правило, в предложении наречия выступают в роли различных обстоятельств; реже – в функции несогласованного определения и сказуемого. Наречия примыкают к глаголам, именам, другим наречиям.

Для создания системы изучения наречий в начальной школе, на наш взгляд, существенным является учет также следующих положений.

I. В составе предложения наречие может соотноситься как с одним словом, так и с группой слов или с предложением в целом, из-за чего ослабляется или утрачивается его связь с определяемым словом.

II. Учет подгрупп наречий внутри выделенных семантических групп должен стать основой для установления объектов наблюдения со стороны учащихся начальных классов. В связи с этим на уроках русского языка целесообразно рассмотрение в структуре предложения следующих подгрупп наречий:

1. В рамках качественных (определительных) наречий следует особое внимание детей обратить на качественно-оценочные и качественно-характеризующие наречия, так как они раскрывают качественную специфику признака, обозначаемого определяемым словом, например: великолепно выступить; молодо выглядеть и т.п.

2. Среди обстоятельственных в центре внимания должны быть наречия времени (вчера, позднее, потом, утром, зимой и т. п.) и места. Это, прежде всего, статические наречия, обозначающие местонахождение (например, везде, здесь, снаружи, кругом и т. п.), и динамические, характеризующие направление действия (например, вверх, направо, влево, назад и т. п.).

III. В целях развития связной речи младших школьников необходимо в практическом плане знакомить с синтаксической функцией наречия как средства межфразовой связи.

Работа над наречным словом является также работой, направленной на развитие речи и мышления детей. Формирование и выражение мысли предполагает владение соответствующими языковыми средствами, от богатства которых зависит глубина и точность мысли. Кроме того, надо учитывать, что речь младших школьников предметна и глагольна. Это объясняется тем, что существительное и глагол как опора и основной выразитель мысли являются наименованиями основных понятий действительности. Вследствие этого они появились в речи людей прежде всего. Когда человеческий интеллект «вырос» до необходимости и умения конкретизировать понятия, появились признаковые слова – прилагательные и наречия. Наречия появились позже других частей речи. Такая же хронология наблюдается и в процессе овладения речью детьми. Благодаря наречиям уточняется действие, устанавливаются ассоциативные связи между действием и признаком в речи, а также синтаксические связи между глаголом и наречием, происходит развертывание мысли, укрупнение структуры предложения, усиливается экспрессия.

Таким образом, возникает противоречие между острой речевой необходимостью конкретизировать действия и достаточно поздним введением в детский лексикон наречий. Если основные части речи изучаются в начальной школе поэтапно, то тема «Наречие» вводится одномоментно в 4-ом классе (причем объем сведений, предназначенных для усвоения младшими школьниками, невелик). Поэтому нами был разработан возможный вариант начального изучения наречия, который направлен на овладение наречием как одним из составляющих речевого общения.

Поскольку основным значением наречия является признак действия, необходимо рассматривать данную часть речи сразу после изучения темы «Глагол». Вторичные значения наречных слов – признак предмета и признак другого признака – по нашему мнению, следует вводить позднее в практическом плане. Практическая направленность при обучении наречиям проявляется в формировании различных речевых умений: лексически сочетать наречия с глаголами, правильно выбирать позицию в предложении на основе осознания их функциональной нагрузки.

Считаем целесообразным обучение наречию на уроках русского языка в начальной школе проводить в три этапа:

1) пропедевтический (1 класс);

2) начальный (2 класс);

3) основной (3-4 классы).

На пропедевтическом этапе происходит первоначальное ознакомление с наречиями (в практическом плане без сообщения термина) как со словами, обозначающими признак действия. Обращается внимание детей на их внешнее, формальное отличие от слов, обозначающих предметы (имен существительных), действия (глаголов), признаки предмета (имен прилагательных), а также на их связь с глаголами. Отрабатывается умение устанавливать связь глагола и наречия в предложении с помощью вопроса, то есть первоклассники знакомятся с наречием в структуре глагольного словосочетания. Это умение необходимо как для демонстрации функций, так и для овладения способом введения наречия в предложение.

Основной целью начального этапа обучения является формирование понятия о наречии как о части речи. Однако предварительно, при изучении глагола, учитель должен организовать наблюдения второклассников над функционированием наречий в предложении (тексте), что позволит сформировать мотив для употребления наречий в собственных высказываниях, создаст предпосылки для ознакомления младших школьников с наречием как частью речи.

После изучения темы «Глагол» вводится новое понятие – наречие, обобщаются его существенные признаки: значение признака действия, вопросы (как?, где?, когда?, куда?, откуда?), связь с глаголами. В центре внимания находятся качественные наречия на -о, -е (качественно-оценочные и качественно-характеризующие) и их роль в текстах повествовательного и описательного характера. В результате проделанной работы второклассники обобщают признаки нового грамматического понятия, устанавливают внутрипонятийные связи.

Дальнейшее овладение понятием «наречие» происходит на 3-м основном этапе, где при изучении таких частей речи, как существительное, прилагательное, глагол выясняются межпонятийные связи.

В третьем классе развивается умение опознавать в тексте наречия посредством сопоставления грамматических признаков наречий и других частей речи. Учитель также организует знакомство младших школьников с обстоятельственными наречиями времени и места. При этом рассматриваются их позиции в предложении, функции в текстах-повествованиях и описаниях; отрабатываются умения:

- употреблять наречия в форме присловного распространителя или распространителя всего предложения в позиции абсолютного начала;

- использовать наречия места в текстах повествовательного и описательного характера, а наречия времени – в повествованиях.

В четвертом классе происходит уточнение понятия о наречии как о неизменяемой части речи; ознакомление с наречиями образа действия и степени, их функцией в предложении. Формируются следующие умения:

- распознавать наречия образа действия и степени по их значению (вопросам) и грамматическим признакам;

- разбирать наречия по составу;

- составлять словосочетания по схемам «наречие + глагол» и «наречие + прилагательное»;

- использовать наречия образа действия и степени в текстах-описаниях и рассуждениях.

Представленная система изучения наречия в начальной школе позволит, на наш взгляд, не только осознать сущность наречия как части речи, но и усилить взаимодействие между мотивационной, содержательной и операционной сторонами деятельности младших школьников, эффективнее овладеть структурой текстов-повествований, описаний и рассуждений, их художественным своеобразием, а следовательно, стать основой для совершенствования речевых умений сознательно употреблять наречия в собственных высказываниях.

Список литературы:

1. Баскаева Ж.Х., Шаповалова В.Г. Совершенствование работы над местоимением на уроках русского языка в начальной школе //В сборнике: Проблемы филологического образования материалы Всероссийской научной конференции. Под редакцией Л.И. Черемисиновой. 2015. С. 51-57.

2. Большой академический словарь русского языка: В 30 т. / Под ред. К. С. Горбачевича. СПб.: Наука, 2004.

3. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1986. 640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Наречие в современном русском языке. М., 1989. 156 с.

5. Евтюхин В.Б. Наречие: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. 48 с.

6. Русская грамматика. Том 1 / Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Наука, 1980. 783 с.

7. Русская грамматика. Том 2 / Под ред. Н.Ю.Шведовой и др. М.: Наука, 1980. 709 с.

8. Федорова М.В. Изучение наречий в школе: Кн. для учителя. СПб.: Свет, 1996. 152 с.

Шкляр И.А. Пропедевтическое изучение наречия как единицы языка и речи: Первая ступень двенадцатилетней школы: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2001. 216 с.