Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.11.2015

Современные формы и перспективные направления стратегического планирования занятости населения в Российской Федерации

Никонова Анастасия Романовна
Студент факультета «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Морозова Дарья Владимировна
Студент факультета «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В работе приведен анализ состояния рынка труда 2007-2014 г. Оценке перспектив развития российского рынка труда уделяется существенное внимание в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Показано, что в период с 2015-2017 год рассматриваются несколько вариантов прогноза социально-экономического развития в России.
Ключевые слова: занятость населения, рынок труда, социально-экономическое развитие, уровень безработицы
Электронная версия
Скачать (658.1 Kb)

Ключевым макроэкономическим показателем народного хозяйства в России является такой показатель, как рынок труда. С точки зрения макроэкономики рынок труда представляет собой баланс между спросом и предложением на трудовые ресурсы общества, а также отдельные его составляющие. Операции, происходящие на рынке труда, носят характер купли-продажи рабочей силы, как на короткий срок, так и на длительную перспективу.

Оценка Российского рынка труды происходит по ряду критериев:

1. Работодатель производит оценку по наличию, доступности, а также цене на трудовые ресурсы, которые отвечают его производственным потребностям;

2. Население, занимающееся поиском работы и работники, оценивают рынок труда по наличию вакансий по их специальности и отвечающих их запросам в отношении заработной платы и карьерного роста;

3. В свою очередь государство обращает внимание на уровень безработицы и занятость населения и по ним определяет состояние рынка труда в России.

На состояние рынка труда в Российской Федерации влияет огромное число разнообразных факторов, которые следует принимать во внимание и исходя из этого можно сказать что реализация всех этих программ является сложной задачей для Министерства труда Российской Федерации.

К таким факторам можно отнести:

  • геополитическое положение России в мире, которое в настоящий момент осложнилось из-за ситуации на Украине, а также связанное с режимом санкций со стороны США и стран Европы в отношении России;
  • сложные экономические последствия, связанные с падение курса рубля;
  • еще нельзя забывать про такой фактор как резкое снижение мировых цен на нефть.

Поэтому для того чтобы производить прогнозирования изменений на Российском рынке труда нужно обратить серьезное внимание на анализ текущей ситуации на основе имеющихся источников информации.

Данные демографических прогнозов служат базой для прогнозирования динамики, занятости и распределения, занятых по отраслям, воспроизводственным секторам и регионам [3, с. 215].

К основным факторам планирования занятости населения в РФ относят:

  • разработку прогнозов состояния рынка труда;
  • разработку целевых программ содействия занятости;
  • создание и сохранение рабочих мест;
  • составление генеральных схем их развитие.

Прогнозы занятости разрабатываются в следующей последовательности:

1. Определение численности трудовых ресурсов и экономически активного населения, далее характеристика структуры предложения (пол, возраст, квалификация и т.д).

2. Оценка ожидаемого спроса на рабочую силу. При этом применяется баланс рабочих мест, в котором отражается их наличие к началу прогнозного периода, ввод новых мест, а также их выбытие в связи с износом оборудования и по экономическим причинам. Разность между предложением и спросом на рабочую силу характеризует численность безработных.

В целях повышения качества прогнозов состояния рынка труда разрабатываются балансы трудовых ресурсов. В ресурсной части отражается наличие трудовых ресурсов и источники формирования, а в распределительной – проводится структура занятости по отраслям, выделяется экономически активное население и неактивное население, его структура: учащиеся, военнослужащие, не занятые экономической деятельностью и учебой [2, с. 72].

Когда составляется прогноз населения на долгосрочный период, необходимо учитывать демографические циклы, и прежде всего периодическую (примерно около 30 лет) смену поколений людей в активном трудовом возрасте. Закон смены поколений во многом определяет цикличность социально-экономической динамики.

Важнейшим ограничителем экономического роста является сокращение численности экономически активного населения, а также число занятости в условиях депопуляции. В условиях инновационного пути развития экономики влияние этого ограничителя может преодолеваться путем повышения производительности труда.

В данный момент времени на социально-экономическое развитие страны большое влияние оказывают такие демографические тенденции динамики в России, как:

1. убыль населения;

2. старение населения;

3. сокращение численности населения в экономически активном возрасте.

При прогнозировании труда и занятости необходимо определять такие показатели как:

1. общая численность экономически активного населения (которая включает и занятых и безработных);

2. среднегодовая численность занятых в экономике в целом и в распределении по воспроизводственным секторам и отраслям, формам собственности, по возрасту, полу и уровню образования.

Экономически активное население это – занятые в экономике (во всех отраслях) плюс безработные, которые ищут работу, в возрасте от 15 до 72 лет, согласна итогам обследования занятости.

Анализируя ситуацию на рынке труда, сложившуюся за последние годы, можно отметить следующие:

  • в 2014 году уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда) составил 5,8% из общей суммы экономически активного населения, тенденция на снижение уровня безработицы началась с 2009 года, за 5 лет она снизилась более чем на 2%, при этом численность экономически активного населения постепенно росла. 
Рисунок 1. Численность занятых и уровень безработицы 2007-2016 гг. [4, с. 99]
Рисунок 1. Численность занятых и уровень безработицы 2007-2016 гг. [4, с. 99]

  • начиная с 2009 года численность населения в России росла, это может быть связано с увеличением числа родившихся в целом по России. При этом проявилась негативная тенденция, а именно сокращение населения в трудоспособном возрасте и большем числе населения, которое старше трудоспособного возраста;

 Рисунок 2.  Динамика численности населения трудоспособного возраста, младше трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста 2009-2013 гг. [8, c. 10]

Рисунок 2. Динамика численности населения трудоспособного возраста,
младше трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста 2009-2013 гг. [8, c. 10]

  • размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций возрос примерно в 3 раза начиная, с 2006 года и заканчивая 2014 годом (в 2006 году номинальная заработная плата составляла 10634 рубля, а в 2014 году- 32478 руб.);

 Рисунок 3. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работникам организаций в российской Федерации в 2006–2014 гг., руб. [8, с. 10]

Рисунок 3. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы
работникам организаций в российской Федерации в 2006–2014 гг., руб. [8, с. 10]

Подводя итог, можно сделать вывод, что уменьшение численности экономически активного населения в прогнозируемый период произойдёт из-за уменьшения численности населения, находящегося в трудоспособном возрасте. Даже если брать в расчет рост экономически активного населения среди молодежи, пенсионеров, а также женщин, которые имеют малолетних детей, ожидается сокращение численности экономически активного населения в размере 1,3 млн. человек за три года. В 2012 году размер экономически активного населения был равен 72,1 млн. человек, но уже в 2016 году его размер должен составить 70,8 млн. человек. Также будет наблюдаться тенденция к снижению числа занятых в экономике, так в 2013 году численность была равна 67,7 млн. человек, сокращение численности планируют до 66,8 млн. человек к 2016 году.

При этом если будут отсутствовать сильные негативные шоки в экономике, то численность безработных (согласно методологии, МОТ) 2013 - 2016 гг. будет находиться в стабильном состоянии на уровне 4 - 4,1 млн. человек, что в свою очередь составляет примерно 5,7% от численности экономически активного населения (рис.1).

Оценке перспектив развития российского рынка труда уделяется существенное внимание в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. [5]

Данный документ разработан Минэкономразвития России на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., других нормативных правовых актах. Данный прогноз составляется в двух вариантах:

  • базовый;
  • умеренно –оптимистичный.

При подготовке Прогноза учтены основные направления государственной политики в области труда и занятости населения, хотя соответствующие вопросы рынка труда не выделены в отдельном разделе рассматриваемого документа, а отражены в нескольких его разделах. В свою очередь, основные параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также основные направления социально-экономической политики (в том числе политики в области труда и занятости населения) учтены в проекте федерального закона № 611445-6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Проект федерального бюджета на 2015–2017 гг.), принятом Государственной Думой 21 ноября 2014 г., одобренном Советом Федерации 26 ноября 2014 г.

Для оценки демографической ситуации и обоснования демографической политики разрабатываются демографические прогнозы. Процесс их разработки включает 4 этапа:

1. оценка возможного уровня численности населения. При этом в основном пользуются методом ретроспективной экстраполяции и методом передвижки возрастов;

2. на втором этапе определяется половозрастная и профессионально-специализированная структура населения;

3. третий этап – на нем производится оценка размещения населения по территории страны, распределение населения между городом и селом и по субъектам РФ;

4. на четвертом этапе производится прогноз уровня производительности труда.

Результаты этих прогнозов используются для оценки трудового потенциала, при этом в процессе его прогнозирования оперируют такими категориями как: рабочая сила, трудовые ресурсы, экономически активное население.

Рабочая сила – совокупность физических и духовных сил человека, которые определяют его способность к труду.

Трудовые ресурсы характеризуют массу населения страны, которая может работать. К их числу относятся трудоспособные жители в дорабочем, рабочем и послерабочем возрасте.

К экономически активному населению относят занятых в производстве работников, а также безработных. Эта категория обеспечивает предложение рабочей силы и характеризует с количественной точки зрения трудовой потенциал. В качественном аспекте он представляет собой население, физически и профессионально пригодное к трудовой деятельности.

Для характеристики безработицы исчисляют долю безработных в численности экономически активного населения и продолжительность времени отсутствия работы. [2. с. 72]

В связи со сложной экономической и политической ситуацией на данный момент в России, было бы целесообразней представлять три варианта прогноза социально-экономического развития России на 2015 год и плановый период 2016-17 гг., а не два варианта.

Примеры трех прогнозов социально-экономического развития России на 2015 год и периоды 2016-2017 гг.

1. Первый вариант такого прогноза составляется из предпосылок, которые заложены в Прогнозе от Минэкономразвития России в 1 (базовом) скорректированном варианте. Этот прогноз считается базовым при стабильной гео-политической обстановке, а также при отсутствии дальнейших взаимных санкций со сторон США и ЕС, и отсутствии ответных санкций со стороны России.

В прогнозах на среднесрочный период будет происходить спад производства, при этом компании будут оптимизировать издержки на труд. Будет происходить сокращение численности населения, которое занято в обрабатывающем производстве, но численность занятых в других сферах экономики будет увеличиваться, особенно в сфере услуг.

Согласно прогнозам, на 2015 год численность занятого населения сократилась до 67,3 млн. человек и такая тенденция будет наблюдаться примерно в течении двух последующих лет. В 2015 году общий уровень безработицы равен 6,1% от числа экономически активного населения, далее будет наблюдаться сокращение этого уровня примерно до 6,0% от экономически активного населения.

2. Второй вариант прогноза следует назвать «умеренно-оптимистичным», он также строится на предпосылках Минэкономразвития России, изложенные в варианте 2 Прогноза.

Значение показателей «уровень безработицы» согласно второму варианту Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. рассчитанному по методологии Международной организации труда. Согласно этому прогнозу после спада экономики в 2015 г. должно начаться ее постепенное восстановление и рост, это будет обуславливаться тем, что объем инвестиций в экономику как государственного, так и частного капитала начнет расти.

На 2015 и последующие два году обещают сокращение численности занятого населения до 67,4 млн человек, а уровень общей безработицы достигнет отметки 6,1% от экономически активного населения, и в последующие два году эта цифра будет сокращаться до 6,0%.

Если рассматривать такой вариант прогноза, то можно сказать что реальная заработная плата должна расти в сравнении с размером реальной заработной платы предыдущего года. По состоянию на 2015 год ее размер составит 102,3, размер реальной заработной платы в 2016 будет равен 103,0, а в 2017 г. составит 104,5% к уровню предшествующего года.

Такая разница в показателях не является результатом заложенных в прогнозе варианта 2 соотношений роста ВВП и производительности труда, из них следует то, что показатель уровня безработицы должен быть примерно таким же, как и в первом варианте.

3. Третий вариант прогноза можно назвать «негативным». Такой прогноз имеет место быть, и его необходимо рассматривать как вероятный прогноз, в прогнозе Минэкономразвития России такой сценарий носит название «вариант А», он тестирует экономику на ухудшение ситуации в мировой экономике.

Если рассматривать такой вариант, то в нем идет речь об ожидаемом снижении уровня ВВП в 2015 году на 0,6% и его восстановлении на 1,7–2,8% в 2016–2017 гг.

Исходя из такой динамики ВВП можно говорить о снижении размеров уровня занятости населения и о росте уровня безработицы.

Может сократиться уровень занятости лиц с ограниченными возможностями из-за невозможности выделения достаточного размера средств на развитие содействия занятости данной группы населения.

В связи с длительным действием санкций со стороны ЕС и США может произойти упадок спроса на российскую продукцию, следовательно, российские предприятия потеряют заказы и это приведет к заметному высвобождению работников этих предприятий и из-за этого увеличится и так достаточно высокий уровень скрытой безработицы в России. Для социально-экономической ситуации в Российской Федерации такое положение на рынке труда приведет к негативным последствиям.

Для оценки возможных последствий для рынка труда и прогноза занятости населения на период 2015–2017 гг. принимается гипотеза, состоящая в том, что при снижении объемов ВВП будет расти общий уровень безработицы в пропорции, соответствующей их соотношению в период кризиса 2009–2010 гг. В 2009 г. на каждый процент снижения ВВП наблюдался рост безработицы на 2,63%.

Исходя из этого в 2015 г. численность занятого в экономике населения сократится до цифры 67,1 млн. человек, в свою очередь в последующие два года будет происходить сокращение примерно на 0,55 млн. человек, а уже в 2017 году эта цифра уменьшится до 66,0 млн. человек.

В 2015 году общий уровень безработицы составит 6,6% от размера экономически активного населения, далее будет происходить увеличение этого значения в среднем на 0,7%, а к 2017 году оно достигнет отметки 8,0%.

Также можно будет наблюдать тенденцию по снижению размена реальной заработной платы.

Чтобы спрогнозировать уровень инфляции на 2015–2017 гг. можно использовать метод экстраполяции, а также данные об инфляции в 2008–2010 гг. (кризисный период в России, тогда в 2008 г. размер инфляции составил 13,3%).

В 2015–2017 гг. реальная заработная плата составит в среднем 96,5% к уровню предыдущего года. Этот фактор негативно скажется на уровне и качестве жизни населения.

Список литературы:

1. Завьялова К.А. Проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. http://www.science-education.ru/

2. Логвинов С.А., Павлова Е.Г. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: учебное пособие. М.: Финансовый университет, 2011. 180 с.

3. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Экономика,2011 – 604 с.

4. Прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

5. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

6. Проект федерального закона № 611445-6 «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее — Проект федерального бюджета на 2015–2017 гг.), принятом Государственной Думой 21 ноября 2014 г., одобренном Советом Федерации 26 ноября 2014 г.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»

8. Уровень жизни населения регионов России № 1 (195) О состоянии и прогнозе развития рынка труда и занятости населения Российской Федерации (2006–2017 гг.). 2015. 214 с.

9. Дядунов Д.В. Развитие теории общественных финансов в экономической науке // Экономические науки. 2013. № 106. С. 57-60.

10. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

11. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

12. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

13. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

14. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

15. Морковкин Д.Е. Стратегические факторы инновационного преобразования реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2015. – № 9-10. – C. 19-23.

16. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

17. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

18. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

19. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

20. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

21. Шманев С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – № 7. – С. 88-94.

22. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.

23. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

24. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.

25. Шумаев В.А., Чернякова Е.В. Развитие теории управления экономики на основе инновационно-логистических подходов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 23-33. 

Подготовлено с учетом рекомендаций научного руководителя: к.э.н., доц. кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ Морковкин Д.Е.