Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.11.2015

Об опыте внедрения электронной медицинской карты в коммерческой медицинской организации

Путькина Лидия Владимировна
кандидат технических наук, профессор кафедра информатики и математики, экономический факультет Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов Санкт-Петербург, Россия
Резинкина Екатерина Олеговна
магистрант, 2 курс кафедра информатики и математики, заочный факультет Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов Санкт-Петербург, Россия
Аннотация: Современные информационные технологии позволяют использовать в медицинских организациях электронные медицинские карты с целью повышения эффективности обслуживания.  В коммерческих медицинских организациях при замене бумажной медицинской карты на электронный вариант требуется решить ряд проблем, таких как: информационная безопасность, обучение персонала и законность использования электронной карты.
Ключевые слова: система электронного документооборота, информационные технологии, электронная медицинская карта, здравоохранение
Электронная версия
Скачать (482 Kb)

В современном мире информация предоставляет реальную возможность управления всеми производственными процессами, эффективного взаимодействия по горизонтальным и вертикальным линиям связи, решения полного спектра задач в рамках планирования деятельности в любой сфере жизни. Одну из важнейших ролей информация играет и в здравоохранении.

Использование компьютерных технологий не ново для современного российского здравоохранения – информационные системы разной степени автоматизации используются во многих лечебно-профилактических учреждениях, как частных, так и государственных. Но стоит отметить, что процесс автоматизации долгое время был хаотичен, а единые требования к содержанию и структуре медицинских информационных систем отсутствовал.

Ситуация начала стремительно изменять с конца 2010 года со стартом разработки единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

ЕГИСЗ — национальная информационная система, разработанная для обеспечения информационной поддержки организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения.

Все вопросы по разработке системы регулируются Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 № 364.

В апреле 2015 года Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации опубликовало проект дорожной карты по развитию ЕГИСЗ в 2015-2018 годах. В данном документе прописаны сроки и контрольные показатели по таким направлениям как инфраструктурное и прикладное обеспечение развития ЕГИСЗ, организационное и нормативное обеспечение:

В части прикладного обеспечения планируется, что в 2016 году 30% медицинских организаций в субъектах РФ должны передавать сведения электронных медицинских карт пациентов в подсистему электронной медицинской карты федерального сегмента ЕГИСЗ. В 2018 году этот показатель должен составить уже 80%.

В 2016 году 40% врачей в регионах должны передавать сведения о расписании приема в подсистему федеральной электронной регистратуры ЕГИСЗ. В 2018 году процент таковых должен составить 80%.

Все региональные медицинские информационные системы субъектов РФ должны соответствовать утвержденным Минздравом требованиям. При этом использовать такие системы в 2016 году должны 30% медицинских организаций, а в 2018 году – 100% медицинских организаций.

Остановимся подробнее на понятии Медицинская информационная система.

МИС – это комплексная автоматизированная информационная система, которая объединяет в себе электронное расписание, электронные записи о пациенте, его электронную историю болезни, данные медицинских исследований, маркетинговую, экономическую, финансовую и административную информацию. Сейчас один из важных ключевых факторов МИС является возможность ее интеграции, заключающаяся в способности работать совместно с самыми разнообразными внешними информационными системами, автоматически обмениваясь с ними информацией в электронном виде

Говоря об использовании МИС частными медицинскими учреждениями, важно отметить, что уровень их компьютеризации напрямую зависит от финансовых возможностей и реальных потребностей. Сеть медицинских клиник нуждается в полноценных МИС со всеми ее разделами, тогда как более мелким клиникам будет достаточно для использования одной автоматизированной регистратуры.

Одним из наиболее сложных для внедрения блоков МИС является «Электронная медицинская карта» пациента, которая должна полностью заменять бумажный документооборот в медицинском учреждении.

Электронная медицинская карта пациента (ЭМК) – является основой медицинской информационной системы, это единое хранилище медицинской информации, предназначенное для ведения, хранения, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе и по электронным каналам связи) сведений по всем случаям обращения пациента за медицинской помощью в лечебное учреждение.

Важно отметить объективно большое количество плюсов, которое влечет за собой внедрение ЭМК:

1. Электронная карта не потеряется и не будет забрана пациентом домой;

2. Отпадает необходимость поиска карты и передачи ее сотрудником регистратуры тому или иному доктору;

3. Упрощается работа врача на приеме: увеличивается скорость заполнения медицинской документации и уменьшается время, затраченное на поиск нужной информации в самой карте пациента

4. Обеспечение конфиденциальности медицинских данных;

В своей статье мы остановимся на опыте внедрения ЭМК в коммерческую медицинскую организацию, которая включает в себя двадцать одну клинику и оказывает услуги в области стоматологии, пластической хирургии, эстетической медицины, семейной медицины и лазерной коррекции зрения.

При внедрении ЭМК любая медицинская организация сталкивается с определенными трудностями. Проанализировав весь процесс внедрения от начала, до конца, можно выделить три основные проблемные области:

1. Обучение медицинского персонала;

2. Обеспечение конфиденциальности данных;

3. Законность ведения электронной медицинской карты.

Обучение персонала может стать одной из самых больших проблем при внедрении любого нового программного продукта.

К врачу, ведущему прием, ежедневно обращается множество пациентов. Далеко не каждый врач, особенно в силу своего возраста, готов тратить большое количество своего времени и сил на обучение новым компьютерным технологиям, особенно при отсутствии должной мотивации и разъяснений со стороны руководства. Важную роль в данном вопросе также играет твердая и последовательная позиция главного врача клиники.

Особое внимание необходимо уделить объяснению возможностей, которые предоставляют современные средства автоматизации, медицинскому персоналу. Незнание и непонимание медицинским персоналом всех плюсов информатизации ведет к развитию мнения «Это все, что и было раньше, только вместо бумаги и шариковой ручки – клавиатура и монитор».

Обеспечение конфиденциальности данных

Особенностью информации в области здравоохранения является ее конфиденциальность. Права граждан на конфиденциальность о факте обращения за медицинской помощью и передаваемых ими при обращении за сведений установлены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 №5488-1 (Постановление Правительства Российской Федерации). Данные, с которыми работает ЭМК, являются персональными данными и могут составлять врачебную тайну.

Ключевым фактором при внедрении ЭМК должно стать обеспечение целостности базы данных и возможность слежения за состоянием системы и ее безопасностью.

Особое внимание при внедрении должно уделяться разделению доступа пользователей к различным фрагментам данных и защите информации от несанкционированного доступа, а также от утраты и искажения данных.

Помимо различных вариантов технических и программных средств по защите информации необходимо уделить внимание и вопросу по разработке пакета внутренних регламентирующих документов организации.

Законность ведения ЭМК

Еще одна проблема, связанная с внедрением электронной медицинской карты – это еще законность. В настоящее время одним из наиболее весомых препятствий для действительно массового внедрения ЭМК является вопрос о том, имеют ли право медицинские работники вести медицинскую документацию в электронном виде?

Сегодня на практике это приводит к тому, что медицинские организации стоит перед выбором:

1. Вообще отказываться от ведения своих записей в медицинской информационной системе (МИС), мотивируя это тем, что нет такого нормативно-правового акта (НПА), например, приказа Минздрава или пункта в федеральном законодательстве об основах охраны здоровья граждан, который явно бы разрешал применение ЭМК вместо бумажных документов. Так как явного разрешения с точки зрения de jure нет, то и использовать ЭМК нельзя.

2. Вести электронные медицинские записи в МИС, основываясь на мнении, что явного запрета на ЭМК нет – а значит, использовать ее можно. Но в таком случае записи в ЭМК не являются юридически значимыми, поэтому их необходимо распечатывать и вручную подписывать, получая таким образом бумажную документацию, что уже своего рода автоматизация медицинской деятельности, сопряженная с постоянными затратами на печать документов и хранение бумажных архивов.

Рассмотрев вопрос законности ЭМК, можно отметить следующее:

С 2008 года действует Национальный стандарт «Электронная история болезни. Общие положения» (ГОСТ Р 52636-2006). Однако, статья 12 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О техническом регулировании» среди принципов стандартизации указывает на добровольность применения документов в области стандартизации. В законе «Об обязательном медицинском страховании в РФ» ЭМК упомянута только один раз (в статье о финансировании).

В конце апреля 2015 года Минздрав опубликовал проект дорожной карты по развитию ЕГИСЗ в 2015-2018 гг. В части прикладного обеспечения, например, планируется, что в 2015 году 20% медицинских организаций в субъектах РФ должны передавать сведения электронных медицинских карт пациентов в подсистему электронной медицинской карты федерального сегмента ЕГИСЗ. В 2016 году этот показатель должен составить 30%, а в 2018 году – 80%.

В конце ноября 2013 г. письмом №18-1/1010 Министра здравоохранения В.И. Скворцовой был утвержден и разослан в регионы документ «Основные разделы электронной медицинской карты». В документе сформулированы требования к структуре ЭМК и электронной персональной медицинской записи, как элементу электронной медицинской карты. Однако, данный документ не имеет пока статуса нормативного правового акта, а, следовательно, не имеет юридической силы.

В 2014 году в региональной нормативно-правовой базе появились первые НПА, упоминающие электронную медицинскую карты, которые не столько регламентируют порядок работы и ведения ЭМК, сколько просто фиксируют требования к ведению ЭМК.

В отечественной практике ЭМК и так уже довольно активно используются коммерческими медицинскими учреждениями, которые понимают свои выгоды. Эти выгоды перекрывают возможные риски и негативные последствия от использования ЭМК. Риски снижаются за счет разработки внутренних нормативных документов, детально регламентирующих работу в МИС. Таким образом, практика сегодня такова: те МО, которые видят свой интерес во внедрении ЭМК, вполне могут внедрять их, не дожидаясь дополнительных указаний и разрешений, т.к. все, что не запрещено – разрешено с юридической точки зрения.

Список литературы:

1. Putkina L.V. The concept of process approach to management//В мире научных открытий. 2014. № 9.1 (57). С. 469-476.

2. Аванесов Г.М., Путькина Л.В. Информационные технологии в допечатной подготовке. Учебное пособие. СПб, 2015

3. Аванесов Г.М., Путькина Л.В. Управление жизненным циклом информационных систем. Учебное пособие. СПб, 2014

4. Горбунов А. А., Путькина Л. В. Виртуальная предпринимательская структура. Новый подход в системе управления//Мир экономики и права. – № 5. – 2011. – С.13-18

5. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России/М. С. Мотышина [и др.]; под ред. М.С. Мотышиной. -СПб: СПбГУП, 2010. -224 с. -(Новое в гуманитарных науках; Вып. 48).

6. Путькина Л. В. Динамика концепции развития предпринимательских структур//Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №2-3 (33). С.79-80.

7. Путькина Л. В. Методика управления бизнес-процессами на предприятиях социально-культурной сферы//Сборник научных трудов Sworld. -2012. -Т. 32. -№ 4. -С. 3-7.

8. Путькина Л. В. Особенности инновационных предпринимательских структур//Международный научно-исследовательский журнал. 2015. №2-3 (33). С.80-82.

9. Путькина Л. В. Проектирование интеллектуальных систем в экономике. Статья в открытом архиве № 0321400431 30.07.2014

10. Путькина Л. В. Реинжиниринг бизнес-процессов в сфере услуг на примере компании Xerox.//Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании и науке» 31 октября 2013 г. Часть 21: М-во обр. и науки РФ. Тамбов. Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». -2013. -С.91-92.

11. Путькина Л. В. Формирование бизнес-процессов на виртуальном рынке//Материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки». -Уфа. -31 января 2014 г.

12. Путькина Л. В. Эволюция концепций применения ИТ в управлении бизнес-процессами//Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №12-2 (31). С.31-32.

13. Путькина Л. В. Эффективность реинжиниринга бизнес-процессов на предприятиях СКС//Современные аспекты экономики. 2009. №4. С.32-34

14. Путькина Л.В. Разработка инновационной стратегии деятельности коммерческого предприятия на виртуальном рынке. Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2;С. 365, URL: http://www.science-education.ru/108-8876 (дата обращения: 16.04.2013)

15. Путькина Л.В., Деревинский Д.О. Системы дистанционного обучения на платформе Microsoft office sharepoint server 2007//Дистанционное обучение в высшем профессиональном образовании: опыт, проблемы и перспективы развития: тезисы докл. 2 Межвуз. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 10 июня 2009 г.). Санкт-Петербург, 2009. С. 94-97.

16. Путькина Л.В., Пискунова Т.Г. Интеллектуальные информационные системы. СПб: СПбГУП, 2008.