Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
20.11.2015

Проблемы и перспективы формирования социально ориентированной экономики России

Мальцева Татьяна Александровна
Студент факультета «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Шеина Анна Сергеевна
Студент факультета «Налоги и налогообложение», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье дано понятие социального рыночного хозяйства. Изложены проблемы формирования социального рыночного хозяйства в России. Проанализированы проблемы бюджетно-налоговой системы Российской Федерации, эффективное функционирование которой является важным фактором в формировании социально-ориентированной экономики.
Ключевые слова: социальное рыночное хозяйство, социально-ориентированная экономика, бюджетно-налоговая политика, государственная региональная политика
Электронная версия
Скачать (489.1 Kb)

Социально ориентированная экономика является одним из типов экономической системы, и характеризуется высоким уровнем социально-экономического и политического развития, а также обеспечивает достижение высокого уровня благосостояния и социальной защищенности общества.

Одна из главных задач социально ориентированной экономики государства - это деятельность, связанная с социальной защитой всех слоев общества и выработкой стратегии осуществления эффективной социальной политики. Социальная направленность должна носить основополагающий характер в экономике.

Важной характеристикой страны с социально ориентированной экономикой является активное государственное участие в развитии социально-трудовых отношений [14, с.46].

В настоящее время значительно возросло внимание к проблемам формирования социально ориентированной экономики в Российской Федерации, что обуславливает актуальность рассматриваемой темы.

Россия, согласно Конституции РФ, является социальным государством, в котором политика ориентирована на обеспечение условий, способствующих достойной жизни и свободному развитию человека. В соответствии со ст. 39, 41, 43 Конституции Российской Федерации, гражданам Российской Федерации гарантируются следующие права [3]:

  • право на образование,
  • на охрану здоровья и медицинскую помощь,
  • на социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, потере кормильца и др.

Россию можно отнести к странам с развивающейся рыночной экономикой: модель социального государства находится в процессе формирования. В перспективе ожидается переход от экспортно-сырьевого к инновационной социально ориентированной модели развития страны. Для достижения уровня развитых стран по показателям благосостояния, необходимо обеспечивать опережающее развитие секторов российской экономики, которые позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества [16].

Можно выделить следующие проблемы формирования социально ориентированной экономики в России, основанной на рыночных принципах:

1) Структурное развитие материальных производительных сил в России не соответствует постиндустриальному обществу. Сфера высоких технологий, имеющих мировую конкурентоспособность и созидательную направленность, представлена лишь освоением космоса и атомной энергетикой.

2) Сформировавшаяся социально-экономическая система России, носящая черты предшествующего периода развития, — система «периферийного капитализма», прочно укоренилась в общественных отношениях и общественном сознании и является главным препятствием для реализации нашей страной ее исторического шанса перехода как в разряд экономически развитых, так и реально политически суверенных, влиятельных государств [4, с.30]. В такой системе провозглашенные институты не соответствуют сформировавшимся экономическим отношениям, что является одним из основных препятствий на пути развития.

3) Индикатором недостаточного развития является и «утечка умов» из России, этот процесс разрушает необходимый фактор экономического инновационного роста. Социально-экономический ущерб от «утечки умов» достаточно велик: по оценкам специалистов, это несколько десятков миллиардов долларов в год, включая затраты на образование и упущенную выгоду [4, с.30].

Россия в результате реформ 1990-х гг. не сформировала институты, когда инновационные импульсы, модернизация экономики происходят преимущественно «снизу», с уровня экономических отношений. Институты социальной защиты используются только для поддержания стабильности, а не как необходимый фактор человеческого развития. Так, в моделях ведущих стран, где импульсы идут преимущественно со стороны экономических агентов, экономических отношений, раскрылся инновационный потенциал малого предпринимательства; в то же время ситуация в России по данному сектору существенно отличается.

В развитых странах на долю малого бизнес приходится 60–70% валового национального продукта. Доля малых предприятий в ВВП России — 12–15%. Активный количественный рост малого бизнеса в развитых странах сопровождался его переходом на новый качественный уровень. В США предприятия малого бизнеса обеспечивают 55% всех инноваций, в Европе научные и инновационные компании с венчурным капиталом дают 50% промышленной продукции, а в России — лишь 4,3%.

От Российской Федерации требуется достижение конкурентоспособности в мировом масштабе, условиями которой являются высокий уровень образования, демографическая структура и количество населения, здоровье, развитие науки, стимулы к труду, характер трудовой миграции, культура труда, стоимость рабочей силы, качество жизни и уровень социальной защиты.

Социально-ориентированная бюджетная политика осуществляется через управление бюджетной сферой, и является одним из важнейших элементов социального государства.

Одним из основных источников формирования бюджетов всех уровней являются налоговые платежи, их целевое специфическое назначение – мобилизация средств в распоряжение государства [5, с.68]. Поступившие в бюджетную систему средства направляются на финансирование государственных программ, запланированных в законах о бюджете на соответствующий год. За счет этих поступлений осуществляется социальная поддержка и защита граждан. Поэтому бюджетно-налоговая политика влияет на экономическое развитие государства.

Российская бюджетно-налоговая система формировалась на основе передового опыта зарубежных стран, тем самым соответствуя общераспространенным в мировой практике системам налогообложения. Ее формирование происходило с учетом национальных особенностей.

Таблица 1 - Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Год

Население, млн. человек

2005

25,4

2006

21,6

2007

18,8

2008

19,0

2009

18,4

2010

17,7

2011

17,9

2012

15,4

2013

15,5

2014

16,1

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Наиболее острой из проблем является чрезмерная дифференциация доходов населения, которая, как и множество других социальных проблем, была вызвана перестройкой механизма перераспределения национального дохода. В настоящее время примерно 16 миллионов человек (см.табл.1) имеют доход ниже прожиточного уровня, что составляет 11,2% от общей численности населения страны.

В целом за последние 10 лет можно отметить динамику снижения доли населения, находящейся за чертой бедности (см.рис.1).

Рисунок 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения
Рисунок 1. Численность населения с денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в процентах от общей численности населения
(Источник: составлено авторами по данным Росстата)

Хотя государство предоставляет немало налоговых льгот, например, при осуществлении благотворительной деятельности, сельскохозяйственным производителям и т.д. она не полностью соответствует реальным потребностям экономики, что предполагает ее дальнейшую модернизацию.

Россия должна перейти к качественно новому - инновационному этапу своего развития. Для этого необходимо построение эффективной налоговой системы, которая бы способствовала привлечению инвестиций, и развитию высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости.

Очевидно, что наиболее актуальными проблемами бюджетно-налоговой системы России являются:

  • излишняя централизация средств через федеральный бюджет;
  • проблема межбюджетных отношений;
  • проблемы распределения налогов по уровню бюджетной системы;
  • несовершенное бюджетное и налоговое законодательство.

Так, проблема нестабильности и запутанности российского налогового законодательства усложняет процесс сбора налогов, увеличивает расходы на содержание налоговых органов.

Модернизацию налоговой системы целесообразно направить на упрощение налоговой системы и повышение её стабильности, прозрачности и доступности для налогоплательщиков.

В связи с этим, Президент РФ В.В. Путин в своем докладе «О стратегии развития России до 2020 года» отметил, о необходимости активного задействования налоговых механизмов для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. «Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени» [15].

Эффективная бюджетно-налоговая политика позволит создать условия для развития социально ориентированной российской экономики. Это возможно лишь в условиях продуманной бюджетной политики, опирающейся на принципы бюджетной системы РФ (прежде всего, такие как эффективность использования бюджетных средств и прозрачность) [1, с.49].

Следует отметить немаловажную роль регионов Российской Федерации в достижении поставленной цели по формированию социально ориентированной экономики. Весьма существенна дифференциация заработной платы, которая является важнейшим фактором огромных различий между регионами страны по обеспеченности и качеству человеческого потенциала.

Государственную региональную политику необходимо проводить в следующих направлениях:

  • обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации,
  • сокращение неравенства в социально-экономическом состоянии регионов,
  • создание высоких стандартов экономической устойчивости населения.

Для повышения социальной ориентированности бюджетной политики необходимо повысить качество управления федеральным и региональными бюджетами Российской Федерации, а также обеспечить результативность и эффективность реализуемых государственных программ в социальной сфере на территории Российской Федерации.

Для эффективного использования средств бюджетов на социальную сферу необходимо объективно оценить финансовые возможности государства по их реализации. Это позволит выработать грамотные подходы к использованию средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения достойного уровня и качества жизни российских граждан.

Список литературы:

1. Балынин И.В. Формирование социально ориентированной бюджетной политики в Российской Федерации на региональном уровне // Финансы и кредит. – 2015. – № 30. – С.48-59.

2. Захаров Д.Е., Лобанов А.А., Шумаев В.А. Развитие инфраструктуры как фактор активизации инновационной деятельности и выхода из кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 113-117.

3. Конституция Российской Федерации / Принята всенародным голосованием 12.12.1993.

4. Косов М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 2. – С.29-37.

5. Липатова И.В. Сущность и основные признаки социально ориентированной экономики в контексте налогов и налогообложения // Экономические и гуманитарные науки. – 2015. – № 3. – С.65-74.

6. Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 13-15.

7. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». 2011. - № 1. – С. 48-53.

8. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

9. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

10. Морковкин Д.Е. Промышленный комплекс региона как объект управления // Микроэкономика. – 2010. – № 5. – С. 97–101.

11. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

12. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Бюджетирование: методология или инструмент // Финансы и кредит. – 2012. – № 44 (524). – С. 16-21.

13. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

14. Петрова Ю.И., Дорошина И.П., Москвитина Е.И. Принципы социально-трудовых отношений в развитых странах с социально ориентированной экономикой // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. – 2014. – № 1-2. – С.46-49 .

15. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года (доклад). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528 (дата обращения: 15.11.2015)

16. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

17. Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 11. – С. 8-20.

18. Управление социально-экономическими процессами и системами в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под ред. А.В. Семенова. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте; кафедра Менеджмента и маркетинга. – М.: изд. «МУ им. С.Ю.Витте», 2014. – 534 с.

19. Фаузер В.В. Социально-трудовые отношения: отраслевая и региональная специфика: монография / В.В. Фаузер, И.Г. Назарова, Вл.В. Фаузер. – М.: Экон-Информ, 2010. – 175 с.

20. Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 467 с.

21. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.

22. Шманев С.В. К новой теории описания инвестиционного процесса промышленного предприятия // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2005. – № 7. – С. 88-94.

23. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.

24. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2015. – № 7 (129). – С. 49-54.

25. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849). – С. 53–59.

26. Шумаев В.А., Чернякова Е.В. Развитие теории управления экономики на основе инновационно-логистических подходов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 23-33.

27. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 11. – С. 20-27. 

Подготовлено с учетом рекомендаций научного руководителя: к.э.н., доц. кафедры «Макроэкономическое регулирование» Финансового университета при Правительстве РФ Морковкин Д.Е.