Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
22.11.2015

Исследование возможностей физкультурно-спортивной деятельности в предупреждении подростковой агрессии

Ольховская Елена Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Институт психолого-педагогического образования Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Россия
Аннотация: В статье проанализированы проявления агрессии в современном обществе, выявлены причины агрессивного поведения подростков. В ходе опытно-поисковой работы определено влияние физкультурно-спортивной деятельности на подростковую агрессию.
Ключевые слова: подростковый возраст, агрессивное поведение, физкультурно-спортивная деятельность
Электронная версия
Скачать (462.4 Kb)

В последние десятилетия феномен проявления агрессивного поведения стал объектом самого широкого научного и практического интереса. Агрессивное поведение людей можно наблюдать в различных возрастных группах. У детей это могут быть шалости и игры, у подростков различные споры, конфликты и драки, у взрослых от социально одобренных дискуссий, спортивных соревнований, до социальной патологи – войны, убийства, оскорбления, насилия, терроризма и др. [1, 2].

Среди психологических особенностей, которые провоцируют агрессивное поведение человека, чаще всего выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта; заниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

Целью нашей работы является выявление влияния физкультурно-спортивной деятельности на подростковую агрессию. Объект исследования – агрессивное поведение в подростковом возрасте. Основная гипотеза заключается в предположении, что юноши и девушки, занимающиеся спортом, имеют более низкий уровень агрессивного поведения, чем их сверстники.

Анализ научной литературы по проблеме агрессивного поведения в обществе выявил, что существует несколько теорий в изучении данного явления. Наиболее популярными и разработанными в психологии являются психоаналитическая теория З. Фрейда, этологическая теория К. Лоренца, теория фрустрации-агрессии, теория социального научения А. Бандуры, теория социального влияния Дж. Тедещи, теория социального объяснения [3].

Итак, агрессия – это совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому-либо или чему-либо. Мотивом к проявлению агрессии может быть страх перед фрустрацией (несоответствие желаний имеющимся возможностям), желание напугать, стремлением удовлетворить свои интересы любым способом [2].

В своей работе мы рассматривали агрессию как мотивированные действия, нарушающие социальные нормы и правила, причиняющие боль и страдания другим людям. В соответствии с данным представлением психологи различают два вида агрессии [1]:

  • инструментальная агрессия проявляется тогда, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.
  • преднамеренная агрессия проявляется тогда, когда действия имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

Одной из тревожных тенденций современного общества является рост агрессивных проявлений у подростков. Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, в данный период человек начинает участвовать в социальной жизни общества. Психологи и педагоги выделяют возрастной период от 11-12 до 14-15 лет. У подростка достаточно высокий уровень развития познавательных процессов, но еще сравнительно низкий уровень личностного развития. Возникает потребность быть и казаться взрослым, но нет умения и опыта вести себя по-настоящему, как взрослый человек. В коммуникационной сфере доминирует общение со сверстниками, которое нередко проходит в конфликтной ситуации.

В качестве профилактических мер по проявлению агрессии у подростков психологи рекомендуют релаксацию, физкультурно-спортивную деятельность, развитие навыков самоконтроля, арт терапию, социально приемлемые способы проявления агрессии [2]. В рамках последнего могут быть использованы следующие приемы: комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксерскую грушу; топать ногами; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем скомкать и выбросить бумагу или сжечь её.

Во время занятий творчеством или спортом происходит самовыражение подростка через победы и достижения, что помогает избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив, таким образом, первопричину агрессии. В спортивных видах деятельности подросток имеет возможность сделать эмоциональный выплеск, выброс энергии [4, 5].

Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы была проведена опытно-поисковая работа, в которой приняли участие ученики 9 классов школ города Екатеринбурга. Средний возраст школьников – 15 лет. На констатирующем этапе опытно-поисковой работы все участники были разбиты на две группы:

  • группа А (n=40 человек: 20 юношей, 20 девушек), в которую вошли подростки, занимающиеся физкультурно-спортивной деятельностью не только на уроках физической культуры в школе, но и в спортивных секция не менее 6 часов в неделю. В данной группе ребята занимаются спортивными играми (футбол, баскетбол, волейбол, теннис)
  • группа В (n=40 человек: 20 юношей. 20 девушек). Подростки в данной группе либо занимаются физкультурно-спортивной деятельностью только на уроках физкультуры, либо совсем не занимаются ей по состоянию здоровья.

Исследование возможностей физкультурно-спортивной деятельности в профилактике агрессивного поведения подростков проводилось с помощью двух методик:

  1. Интерперсональный личностный опросник межличностных отношений Т. Лири, который позволяет выявить преобладающий тип отношения к людям по 8 базисным качествам: авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.
  2. Личностный опросник враждебных и агрессивных реакций Басса – Дарки, состоящий из 75 вопросов на которые испытуемый отвечает кратко: «да» или «нет». Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Результаты, полученные при исследовании агрессивных проявлений у девушек, представлены в таблице. Мы видим, что как девушки, так и юноши подростки, которые занимаются физической культурой и спортом не только на уроках физической культуры в школе, но и в спортивных секция (группа А) имеют показатель агрессии ниже более чем в три раза по сравнению со сверстниками, не занимающимися физкультурно-спортивной деятельностью (группа В).

Таблица 1. Соотношение показателей агрессивного поведения

Группа

Девушки

Юноши

Не агрессивное поведение

Агрессивное поведение

Не агрессивное поведение

Агрессивное поведение

А

96%

4%

97%

3%

В

85%

15%

89%

11%

Проведенное нами исследование показало, что подростки, которые систематически занимаются физкультурно-спортивной деятельностью в секциях, обладают более низкими показателями агрессии, т.е. менее склонны к агрессивному поведению, чем их сверстники, не занимающиеся спортом. Спортсмен умеет контролировать свои эмоции в зависимости от официальных правил проведения соревнований и несет ответственность во время игры не только за свои действия, но и за действия всей команды. В физкультурно-спортивной деятельности происходит формирование саморегуляции подростка. Он становится более эмоционально устойчивым, коммуникативным, толерантным, приобретает адекватную самооценку и адекватную оценку других людей. Все это способствует к снижению агрессивных проявлений в повседневной жизнедеятельности[5, 6].

Таким образом, результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу – юноши и девушки, занимающиеся спортом, имеют более низкий уровень агрессивности, чем их сверстники. Следовательно, физкультурно-спортивная деятельность является не только средством укрепления физического здоровья подростков, но и осуществляет профилактику проявления агрессивного поведения.

Список литературы:

1. Демина В.В., Тимофеева Е.М. Проблемы детской и подростковой агрессии и пути ее снижения / Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014. – № 11. – С. 18-22.

2. Каневкая Ж.О., Кириллова Л.С. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – № 42. – С. 7-11.

3. Миргалимова Л.М., Веревкин И.А. Основные причины подростковой агрессии / Сборник научных трудов Sworld. – 2013. – № 1. – С. 99-102.

4. Миронова С.П. Когнитивные составляющие образа молодого спортсмена // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 3 (109). – С. 112-118.

5. Ольховская Е.Б. Возможности физкультурно-спортивной деятельности в оптимизации психического и социального здоровья школьников» // Nauka-rastudent.ru. – 2015. – №. 1 (13) – С.34

6. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности» // Научно-методический электронный журнал "Концепт". – 2015. – Т. 13. – С. 2316-2320.