Информационное письмо
Образец оформления статьи
Анкета автора
25.11.2015

К вопросу об источниках уголовного права

Майорова Елена Ивановна
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России», г. Москва, Россия
Аннотация: На основе анализа норм Уголовного кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, а также международно-правовых актов раскрывается вопрос об источниках уголовного права, делается вывод о необходимости рассматривать источники  в узком и широком смысле.
Ключевые слова: источники уголовного права, общепризнанные принципы и нормы международного права, бланкетные нормы.
Электронная версия
Скачать (440.7 Kb)

Традиционно источниками уголовного права признаются Уголовный кодекс Российской Федерации, Конституция Российской Федерации и нормы международного права. Хотелось бы отметить, что Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) является универсальным законом, содержащим исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлениями. Согласно части 1 статьи 1 УК РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс. Следовательно, никакие другие законы в части, касающейся привлечения лица к уголовной ответственности, кроме УК РФ, не имеют прямого действия на территории России.

Вместе с тем, в части 2 данной нормы подчеркивается, что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Сам Основной закон имеет прямое действие, однако невозможно привлечь виновное лицо к ответственности за совершенное преступление по какой-либо статье Конституции РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права также не имеют прямого действия в уголовно-правовой сфере, хотя имеют важное значение для уголовного права. Так, Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [1] установлено, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

В настоящее время особое значение приобретают международные договоры, связанные с обеспечением общественной безопасности и общественного порядка в мировом масштабе, противодействующие терроризму и экстремизму, направленные на борьбу с угрозой человечества – ИГИЛ.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации выступают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора [2].

В тех случаях, если в международных договорах содержатся нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступные деяния, странам-участницам предлагается включить в национальные уголовные законодательства аналогичные нормы, тем самым имплементировав их в Уголовные кодексы своих государств. Это подтверждается и в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [3].

При привлечении лица к уголовной ответственности международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма Уголовного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, статьи 355 и 356 УК РФ).

Статья 355 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за разработку, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. В свою очередь, статья 356 УК РФ регламентирует ответственность за жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортацию гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, а также за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации.

Диспозиции приведенных статей являются бланкетными и непосредственно содержат ссылку на международные договоры, которые необходимо применять при привлечении лица, виновного в данных преступных деяниях, к уголовной ответственности. Вместе с тем, это не означает прямого действия международного договора, если его нормы не включены в национальное уголовное законодательство, т.е. не имплементированы в УК РФ.

Проблема имплементации норм представляется сложной, актуальной и носит деликатный характер, так как необходимо тщательно проанализировать соотношение международного и российского уголовного законодательства, установить необходимость и целесообразность включения тех или иных положений международного договора в УК РФ с учетом, прежде всего, охраны прав и свобод человека и гражданина, находящихся под охраной УК РФ и гарантированных Конституцией РФ. Следует внимательно относиться к национальным интересам, самобытности, истории развития российского общества.

Такая работа требует дифференцированного подхода. Так, нормы международного права, усиливающие или устанавливающие уголовную ответственность, не могут непосредственно применяться при квалификации преступлений. Такой запрет вытекает из самих международных и конституционных предписаний об обратной силе закона. Известно, что международное законодательство не содержит конкретных санкций за преступления. Санкции могут предусматриваться лишь в обобщенном виде, например, при определении «серьезного преступления» (исключение составляет Конвенция ООН 1948 г. о геноциде). Уже по одному этому основанию они не могут непосредственно использоваться при квалификации преступлений [4].

Уголовный закон содержит множество бланкетных норм, которые отсылают к различным правилам или другим законам и нормативным актам – например, ст. 264 УК РФ содержит указание на Правила дорожного движения, ст. 170 УК РФ – на государственный кадастр недвижимости и др. При этом данные нормативно-правовые акты не рассматриваются как имеющие прямое действие в сфере уголовно-правовых отношений.

Таким образом, предлагается рассматривать источники уголовного права в двух аспектах – широком и узком. Непосредственным источником уголовного права, в случае, если его рассматривать в узком смысле, является только Уголовный кодекс Российской Федерации, поскольку содержит кодификацию всех норм в области уголовного права. Если говорить об источниках уголовного права в широком смысле, то, безусловно, ими являются, кроме УК РФ, и Конституция Российской Федерации, и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации // М.: Юридическая литература, 1993.

2. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.

3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2013 № 4) // «Российская газета», № 244, 02 декабря 2003.

4. Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений. - Лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений» // СПС Консультант Плюс: www.cons-plus.ru.